МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Валентина Безгодова
Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Нравственное воспитание детей является одной из важных задач нашего образовательного учреждения.

Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа с дошкольниками по нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Педагоги нашего учреждения, работая с детьми, стараются заложить основу нравственной культуры ребёнка, воспитать в нём качества, которые помогут не только отличить добро - от зла, но и противостоять злу.

Ценностью детского мира является доброта и ведущим видом деятельности является игра. Игра – это великий учитель, педагог для всех детей. Именно в играх дети познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное. Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. В работе с детьми педагоги нашего учреждения используют коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. Особое место среди игрушек занимает кукла, как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. Положительная оценка воспитателя подкрепляется проявлением заботы, вниманием. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. С детьми проводятся такие игры и упражнения как: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку в игре «хорошо» и «плохо»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них» и многие другие.

Много словесных игр используется при воспитании нравственных чувств. Такие игры как: «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети вставляют в цветок лепестки произнося волшебное слово, «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких».

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

В ходе организованной образовательной деятельности и игр педагоги часто включают элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка. Создаются и вместе решаются проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», На мячике рисуем веселое личико и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова и т. д.

В повседневной жизни групп часто используются добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Разучиваются пословицы и поговорки, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребёнка. Потешки и прибаутки используются при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру. Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность.

С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!

В нашем учреждении педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного и социального развития детей. В работу включены тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей.

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используются следующие методы:

1. Беседы. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", «Добро и зло», о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи.

Эстетический фон нашей организованной образовательной деятельности создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки работ. Особенно эффективно используются малые фольклорные формы.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. Чтение таких сказок как «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» -нанайская сказка….о материнской любви, ее мудрости, жертвенности ради своего ребенка, учит детей быть внимательными к своей матери.

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Использование в нашем ДОУ театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире.

Работа в культурно-познавательном направлении ведется нами через экскурсии к объектам социального назначения (библиотека, почта, магазин, музей, пожарная часть и др.); Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего города.

Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.

Со старшей группы дети могут под присмотром воспитателя поливают цветы, рыхлят землю, аккуратно протирают листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения и этим прививают бережное отношение к растениям. Проводятся беседы «Как помочь растению», «Деревья и кустарники на участке», «Какие разные деревья», «Хвойные деревья». Это способствует воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту цветов, деревьев, птиц, животных.

Продуктивная деятельность дает большие возможности для нравственного воспитания : (Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта, ко дню Матери, открытки для пап к 23 февраля, коллективная работа ко дню Победы).

Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты. В течение года в нашем детском саду проводятся праздники и развлечения. Открываем год осенним праздником. В ноябре отмечаем молодой еще праздник – День матери. Холодным осенним днем дети дарят мамам тепло и любовь, песни и стихи, веселые танцы, хорошее настроение. Самый любимый, волшебный праздник Новый год считается семейным праздником. И мы не упускаем возможность объединить усилия всех: сотрудников, детей, родителей в подготовке и проведении утренников. Сначала с родителями обсуждаются эскизы костюмов для детей, даются консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику. Родителям предлагают принять участие в празднике, исполнить ту или иную роль. С исполнителями ролей проводятся репетиции, родители присутствуют на музыкальных занятиях, разучивают вместе с детьми хороводы, игры, в которых на утреннике примет участие их персонаж. Так же родители принимают непосредственное участие в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала.

Проводятся праздники 23 февраля и 8 марта. Главное, что в зале собираются и папы и мамы и, конечно, дети. В общем, вся семья. А еще на этих праздниках много песен, общих танцев, игр, соревнований, шуток, смеха и хорошего настроения. Дети очень любят такие праздники и с удовольствием показывают то, чему они научились, а для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком. А завершает год праздничный концерт ко Дню Победы. С интересом слушают слова и стихи о войне в исполнении воспитателей, слушают военные песни, которые поют гости и сотрудники детского сада. И сами поздравляют ветеранов: читают стихи, поют, танцуют. И, конечно же традиционные сувениры сделанные своими руками, остаются у бабушек и дедушек на память о празднике. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера. В прошлом году проводился праздник «Чага-Байрам, а в этом году планируем провести «Веселую Масленицу» с песнями, чаепитием и блинами.

Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, танцы, песни, которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игры, творческого поиска рядом со своими родными и близкими.

Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагоги активно вовлекают детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучаются проявлять заботу о товарищах.

Организация творческих выставок стала в нашем учреждении хорошей традицией. Сколько разнообразных тайн открывает ребенок, окидывая любопытным взглядом поделки. Но они могут и не открыться, если не помочь малышу увидеть эту красоту. Дети доверчивы. Их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Труд по изготовлению поделок, композиций способствует развитию художественных способностей, а также личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством любящих взрослых у ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, и это приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него, учится распределять обязанности между членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаясь общим делом.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.

Таким образом, нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания нравственности в системе воспитания, оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребё нка с миром: на эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с семьей для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Презентация «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста средствами детского фольклора» «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Обобщение опыта работы «Формирование осознанного отношения к правилам на дороге детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд - «Визитная карточка» Здравствуйте уважаемая комиссия. Я воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Светлячок» Лаптева Айсель Матлабовна.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» "Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Перспективный план работы по самообразованию: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок Перспективный план работы по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников» Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Проблема.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка – детский сад №29 Красносельского района Санкт-Петербурга Статья.

Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» В горький час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок. Расул Гамзатов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 октября 2018 в 17:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД