Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Лушникова Марина Валентиновна
Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Актуальность

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от уровня развития ребенка, его умения обобщать, систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Задача ФГОС ДО - вернуть игровые занятия в детский сад. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Обучение продуктивно если оно идет в контексте игровой деятельности. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Главный принцип ФГОС ДО: деятельность детей должна быть максимально разнообразной. Поддерживается точка зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО с целью

создания полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Теоретическое обоснование опыта

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его всестороннее развитие.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы, обусловленные использованием игры на занятиях: первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов в обучении детей, вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод. Анализ практики работы дошкольных учреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых технологий и неумением педагогов использовать максимально возможности игры для обучения и воспитания современных дошкольников.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Обычное занятия превращается в путешествие, в сказку, в мастерскую и т. д. Дети становятся художниками, путешественниками фотографами, волшебниками и выполняют различные задания (помогают найти правильную дорожку, сравнить домики зверей и т. д.). На игровых занятиях в гости к детям приходят разные животные персонажи, знакомые по сказкам, мультфильмам, книгам. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Игровые персонажи включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия.

Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Игровая мотивация помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, занятия – путешествия, занятия – экскурсии, занятия в игровой форме с использованием дидактических и развивающих игр.

Занятие – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. В состав занятия – путешествия часто может входить песня, загадки, подарки и многое другое. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания.

Один из видов занятий это занятия-развлечения или занятия-праздники. Такие занятия рассматриваются не только как отдых, но и как занятия с образовательными задачами. Такие занятия строятся на интеллектуальном и развлекательном содержании, на совместной деятельности взрослых и детей. Создаются условия для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, для стимулирования их интеллектуальной активности. Такие занятия строятся на знакомом для детей материале (закрепление знаний и умений). Они полны неожиданности и сюрпризов, имеют соревновательный характер. Дети выполняют трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности.

К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

• игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;

• пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

На занятиях в игровой форме дети усваивают определенные знания, умения и навыки, одновременно обогащаются эстетически, эмоционально, учатся работать сообща, помогая друг другу и оценивая себя и других. Они способствуют постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную деятельность. В таких занятиях сочетается игровая ситуация, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Все это побуждает ребенка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и т. д.

На основании выше сказанного мною был разработан проект «Учимся играя».

Целостное описание опыта работы

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

Важность темы обусловлено тем, что необычная игровая проблемная ситуация, интересна детям и использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы.

Поэтому свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности, то есть с предметно – пространственной среды. Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

В группе имеются различных уголки, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все уголки созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

При организации и систематизации материала в уголках сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья») дало возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения. Уголки сюжетно – ролевых игр постоянно обновляется различным материалом с помощью родителей. Был оформлен уголок безопасности, где дети могут познакомиться с правилами поведения на дороге, в природе, обращения с опасными предметами, а также поиграть с макетом по пдд.

С целью художественно-эстетического развития детей есть уголок для творчества, в котором дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально - театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью

Для всестороннего и речевого развития имеется познавательно речевой уголок «Развивайка», где находятся игры, направленные на развитие речи, восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам, поработать с лепбуком по развитию речи или геометрические фигуры, а также поиграть в такие игры как «Цветные крышечки», «Бусы», «Пуговицы», шнуровки, пазлы, мозаику, игры с прищепками, развивающие игры: палочки Киюзенера, блоки Дьеныша, кубики Никитина «Сложи узор» и другие.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

В экспериментальном уголке дети, играют с песком, рассматривают разные семена, ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

Имеется уголок патриотического воспитания, в котором дети могут рассматривать различные альбомы о родном крае, рассматривают иллюстрации и игрушки народного творчества даже могут поиграть с матрешками. Дети очень любят играть с лепбуком. Лепбуки находятся в уголке по разным темам: «Матрешки», «Дом в котором я живу», «Семья», «В мире профессий». Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру. Материал подбирается с учетом на

Каждого ребенка.

Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста, использую в работе отдельные элементы ТРИЗ: - решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме). Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества.

Чтобы дети лучше и легче усвоили материал, мною на занятиях используются проблемные, игровые ситуации. Например: К цирку ведут 2 дорожки, сравните, какие они по длине? По какой дорожке мы быстрее попадем в цирк? Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки способом наложения или приложения. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала по одной дорожке пройти одному ребенку, а по другой другому, определить, кто из них быстрее дойдет.

Детям нравится на занятиях попадать в сказочную страну или в сказку. Ходить на экскурсии. Например, на занятии в средней группе «Необыкновенный зоопарк» дети, помогая разным животным, выполняли разные математические задания.

На занятиях по развитию речи, знакомясь с новой сказкой, мы отправлялись в театр, где я использовала различные виды театра.

На занятиях – путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала, именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Дети любят, когда к ним на занятие приходит» их друг – Незнайка, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными интересными заданиями.

Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали зайчикам собрать урожай (сравнивали дорожки по ширине, длине).

Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени, согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание, но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.

Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

Для проведения занятий разрабатывала не только конспект, но и наглядный, раздаточный материал, карточки, схемы, различные дидактические игры.

В ходе игровой деятельности способствовала развитию памяти, внимания, речи, воображения, мышления используя разные дидактические игры («Цветные крышечки, «Геометрическая мозаика», «Подбери заплатку», «Времена года», «Хорошо плохо», «Логический поезд» и др., лепбуки.

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к развивающим играм. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями.

Для родителей была оформлена папка-раскладушка «Игра в жизни ребенка", консультации в информационный уголок: «Играем вместе», «Учить цвета легко и просто», «Что должен уметь ребёнок в три года».

Проводила индивидуальные беседы, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Подбери заплатку», «Цветные крышечки» и многие другие.

Были проведены родительские собрания: «Игра – дело серьезное» (форма проведения семинар практикум, где была проведена консультация от педагога психолога «Роль игры в развитии и воспитании ребенка» и сообщение от воспитателя «Развивающие игры» в практической части родителям было предложено поиграть в игры, которые можно сделать своими руками: «Составь узор», «Подбери заплатку», «Цветные крышечки»; «Играем вместе с детьми» (форма проведения семинар практикум, на собрании была проведена консультация с просмотром презентации «Игра в жизни ребенка», на практическую часть были приглашены дети и родителям было предложено поиграть вместе с детьми в игры ТРИЗ «Поезд времени», «Логический поезд», а также с палочками Киюзенера и блоками Дьеныша.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Для педагогов были проведены консультации: «Игры ТРИЗ» на семинаре практикуме и «Лепбук как инновационная технология дошкольного обучения» на педсовете «Использование современных игровых технологий».

Заключение

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.

Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.

Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

По итогам мониторинга после проведенного проекта наблюдается положительная динамика. Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых форм обучения в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры.

В перспективе работу по данной теме буду продолжать планирую разработать конспекты занятий с использованием технологии ТРИЗ и лепбук.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Джон Дьюн В связи с внедрением ФГОС дошкольного.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи» Каким будет новый век, во многом будет, зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. У людей, живущих.

Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи» I. Описание опыта. 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ. Из опыта работы И. П. Анистратенко Воспитатель МБДОУ№36 «Светлячок» г. Майкоп В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной.

Семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара: «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Лэпбук как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС  Сообщение Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила: воспитатель МБДОУ д-с.

Театрализованная деятельность в условиях реализации ФГОС из опыта работы Одним из важных и главных условий развития личности ребёнка является развивающая среда. В каждой группе нашего детского сада оформлены и.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Овощи
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 17:30
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Игровое панно «Птицы — наши друзья»
Гаврильченко Ольга Сергеевна, Специальный детский сад №1 для детей с нарушениями зрения, г. Актау, Мангистауской области, Республики Казахстан. Игровое...