Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Светлана Пятышева
Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления.

Публикация «Обобщение опыта работы „Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме. На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки способствуют более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние игры в шашки на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детейигре в шашки.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить и провести анализ педагогической и психологической литературы о состоянии проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить вопрос о влиянии игры в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу занятий кружка по обучению игре в шашки, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

• теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме,

• эмпирические (анкетирование, диагностические методики).

Практическая значимость настоящего исследования заключается в определениишашечной игры как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов – педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна исследования заключается в создании программы занятий кружка по обучению детей игре в шашки.

Исследование проводилось на базе МДОУ №7 «Теремок». В проведении исследования принимали участие дети старшей (2015 г) и подготовительной (2017 г.) группы в количестве 20 человек.

Для проверки выдвинутой гипотезы в исследовании было выделено две группы испытуемых, в каждой по 10 человек: экспериментальная группа – дети, посещающие кружок «Приключения на шашечной доске», и контрольная группа – остальные дети группы.

Цель исследования – определить влияние систематических занятий по обучению игре в шашки на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Свою исследовательскую работу по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» я разделила на три этапа.

I этап. Констатирующий (начальная диагностика 2015 г.)

Мной был подобран диагностический инструментарий для проведения исследования.

1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)

Цель методики – оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

2. Методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

Цель методики – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

В 2015 году я провела начальную диагностику уровня развития логического мышления обеих групп эксперимента – контрольной и экспериментальной и сравнила результаты групп между собой.

Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 1) можно сделать вывод, что в обеих группах примерно одинаковое количество детей со средним и низким уровнем развития логического мышления. У половины детей средний уровень развития мышления, что говорит о неплохом начальном уровне развития детей в обеих группах. То есть дети находятся на начальном этапе в равных условиях.

Рис. 1 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2015 г.)

Для составления перспективного планирования по работе кружка «Приключения на шашечной доске», мной также была проведена диагностика для определения имеющегося уровня знаний и умений детей об игре в шашки с помощью методики «Диагностика сформированности умения детей играть в шашки». По результатам диагностики, большинство (70%) детей имеют низкий уровень сформированных умений играть в шашки. 20% детей имеют некоторые представления, знания об этой игре. Один ребенок показал высокий уровень сформированных умений играть в шашки.

С учетом результатов диагностики, было составлено тематическое планирование кружка, которое ориентировано на большинство детей. То есть шашечную игру было принято решение постигать с самых азов.

II этап. Формирующий (2015 – 2017 г.) – целенаправленная работа со всеми участниками педагогического процесса. На данном этапе я работала по четырем направлениям:

• Написание программы кружковой работы «Приключения на шашечной доске», разработка методических рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;

• Организованная кружковая деятельность с детьми;

• Взаимодействие с родителями;

• Методическая деятельность с педагогами.

Мной был организован кружок «Приключения на шашечной доске», с целью раскрытия интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников, развития операций логического мышления в процессе обучения игре в шашки. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающей игры.

При реализации кружка мной были поставлены следующие цели:

Обучающие:

1. обучать основам шашечной игры;

2. обучать простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развивающие :

1. развивать стремление детей к самостоятельности;

2. развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

1. воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2. воспитывать такие качества, как настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, силу воли;

3. выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

В процессе ведения занятий кружка я использовала следующие методы: информационно – рецептивный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся один раз в неделю по 25 минут. Программа кружка рассчитана на детей 5-7 лет, на 2 года обучения: старшая и подготовительная группа, по 26 занятий в год.

Методическая работа с педагогами.

Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Мной были проведены следующие мероприятия:

Консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий», «Играем в шашки»; «Шашки своими руками»;

Шашечный турнир среди старших и подготовительных групп детского сада;

Круглый стол «Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста».

Городской шахматно – шашечный турнир среди детских садов города Коряжма.

Взаимодействие с родителями.

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка использовались следующие формы работы :

Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому какую роль играет развитие логического мышления в жизни ребенка- дошкольника.

Рубрики в родительских уголках, в которых освещались проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки»;

Конкурсы для родителей: выставка поделок «В мире шашек», создание семейных газет «Как мы проводим отдых с пользой для ума».

III этап. Контрольный (контрольная диагностика 2017 г.) – проверка эффективности разработанной программы.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.

После проведения занятий кружка «Приключения на шашечной доске» по обучению детей игре в шашки, мной была проведена диагностика с целью определения уровня сформированности умений играть в шашки. По результатам диагностики, проведенной в 2017 году, 90% детей, посещающих кружок, имеют высокий уровень сформированных умений играть в шашки. Один ребенок (10%) имеет средний уровень.

Сравнительный анализ результатов диагностики за 2015 и 2017 год показал, что все дети, посещающие кружок, в достаточной мере овладели основами шашечной игры. Девять детей (90%, как мы видим, изучили основы на высшем уровне. Из них 70% детей практически с нуля изучили науку «шашечного королевства». Результаты сравнительного анализа представлены ниже на диаграмме (рисунок 4).

Рис. 4 Сравнительный анализ результатов диагностики (2015,2017 г.)

Далее, с целью определения эффективности проделанной работы, был использован диагностический материал для определения у детей уровня логического мышления.

Проведя сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (рис. 5) на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем развития логического мышления. В контрольной группе количество таких детей снизилось до двух (20%). В экспериментальной группе у детей преобладает высокий уровень развития мышления – 8 детей (80%).В контрольной группе также есть дети с высоко развитой логикой – 2 ребенка (20%). Остальные дети имеют средний уровень.

Рис. 5 Сравнительный анализ уровней развития логического мышления детей экспериментальной и контрольной групп (2017 г.)

Исходя из полученных данных, можно проследить динамику развития логического мышления каждой группы и провести сравнительный анализ. (рис. 6)

Рис. 6 Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Таким образом, сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп детей по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, показал, что в обеих группах уровень развития логического мышления возрос. В экспериментальной группе не стало детей с низким уровнем развития логики, то в контрольной их число сократилось до двух (20%).Да и общее количество детей с высоким уровнем развития логического мышления больше в экспериментальной группе. В экспериментальной группе восемь детей (80%, а в контрольной – два ребенка(20%).

Отсюда можно сделать вывод, что рост уровня логического мышления детей осуществляется в обеих группах, однако в экспериментальной группе он происходит более интенсивно. Эти данные позволяют сделать вывод, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствует более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически проводить занятия по обучению детей игре в шашки, подтвердилась.

Мой опыт работы имеет теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая значимость: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме формирования логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, дают возможность утверждать, что программа систематических занятий по обучению игре в шашки способствовала более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации кружковой работы «Приключения на шашечной доске», свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления. Во-первых, увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности логических приемов мышления. Во-вторых, не выявлено детей с низким уровнем логики.

Кроме того, процесс обучения азам шашечной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы, учит ребенка предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность.

Данная работа может быть использована в работе педагогов ДОУ.

Библиография

1. А. Г. Маслаков. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001. - 518 с.

2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей : Питер, 1962. - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233

4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.

6. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления : старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40

7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. - 297 с.

8.. Немов. Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М. : Владос, 2000 - 575 с.

9. Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.

10. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.

11. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.

12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. -2005 - № 8 - 48-52 с.

13. Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)

14. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.

15. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М. : Академия, 2000 - 304 с.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей» Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 20:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пятышева (УИ 383584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД