Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» (3 фото)

Алёна Пастухова
Обобщение опыта работы «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Обобщение опыта «Развитие диалогической речи детей

старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Обобщение опыта работы «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Введение.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок“» размещена в разделах

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.

Актуальность изучения проблемы развития диалогической речи обусловлена тем, что диалог имеет особое значение в развитии дошкольников так как в нём, проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Ведь речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками уделяют внимание в основном изучению монологической формы речи. Развитию диалогической речи посвящались немногие работы методического характера: Е. И. Тихеевой (30-40-е гг., Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой (50-60-е гг., A.M. Бородич, Ф. А. Сохина (70-80-е гг., А. Г. Арушановой, В. И. Яшиной (90-е гг.). Экспериментально исследоваться вопросы развития диалогической речи стали недавно (Н. К. Усолыдева, И. С. Низметдинова, А. В. Чулкова, А. А. Соколова,

приоритетность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М. М. Алексеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.).

Работая в детском саду для детей с ОНР наблюдаешь, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Последние исследования в области лингвистики и психологии показывают, что диалог у детей с ОНР чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а связан с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

Несмотря на достаточное количество исследований, и разработок различных приемов преодоления речевых нарушений и формирования связной речи, проблеме изучения и развития диалогической речи детей с ОНР посредством сказок уделено мало внимания, также недостаточно исследована специфика использования игр-драматизаций. Мои наблюдения за дошкольниками с ОНР показали, что у детей с ОНР можно выделить следующие особенности диалогической речи и игровой деятельности:

- недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;

- эгоцентрический тип отношений партнеров;

- неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Основная цель развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, просьба, предложение);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Для развития речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А также высший психический процесс - воображение.

В работе для повышения уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР я решила использовать работу со сказкой.

Целью моей работы стало формирование навыков диалогической речи посредством работы над сказкой. Для осуществления поставленной цели мною разработаны следующие задачи :

1. Развитие диалогической формы речи, воспитание культуры речевого общения.

2. Обогащение лексического запаса детей новыми словами и словосочетаниями.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации.

4. Формирование устойчивого интереса к сказкам, развитие умения разыгрывать знакомые сказки, передавая характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи.

Фото «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Основная часть.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки. И поэтому важно продумать, систематизировать педагогические мероприятия по развитию речевых навыков, формированию языковой компетентности. Необходимо осуществлять процесс речевого развития дошкольников последовательно, в доступной и интересной форме.

В своей работе я придерживалась следующих принципов:

- принцип систематичности и последовательности, (материал подобран

по мере усложнения, в определенном порядке, системе);

- принцип доступности (объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей);

- принцип наглядности, который позволяет дать детям живой красочный образ недостаточно известной части действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить впечатления, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений.

- принцип тематичности предполагает работу по развитию диалогической речи, которая строится с учетом тематического принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе воспитателей группы и специалистов ДОУ). Дети проходят тему на протяжении недели на всех занятиях, что способствует активизации словаря, накопление знаний по данной теме.

Одной из главных задач в работе по развитию речи у детей является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.

Эффективным методом развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи стало использование в образовательном процессе подвижных и словесных игр с диалогами на основе сказки, инсценировки фольклора и специально подобранных стихотворений, игр-драматизаций. По мнению Г. М. Ляминой, сказки дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов, потешек, народного фольклора (чтение по ролям, в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

Диалог персонажей в фольклорной миниатюре, в мини-этюде, в инсценировке сказки ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.

Во время подготовки детей к игре-драматизации идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Используемое в театрализованной деятельности словесное русское народное творчество, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народными сказками делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, именно на материале сказок строится большинство игр-драматизаций. Ю. А. Вакуленко отмечает, что игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации.

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

В ходе работы над темой создала необходимую развивающую предметно-пространственную среду:

• подборку методической литературы и художественных произведений - жанр сказка;

разработала перспективный план для работы с детьми и их родителями над развитием диалогической речи посредством сказки, придерживаясь лексических тем.

• создала картотеку мини – этюдов, мнемотаблиц по сказкам в соответствии с лексическими темами;

• создала подборку диалогов по сказкам, литературного материала (загадки, стихи, пословицы);

• подобрала информационный материал для родителей и педагогов (консультации, рекомендации, памятки);

изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, создала альбомы с иллюстрациями сказок для рассматривания.

Всю работу я поделила на три этапа:

Планово-диагностический

Анализ и оценка ситуации, выработка концептуальной основы работы по использованию сказок, как средства формирования и развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Содержание:

- выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы, игры;

- составление плана работы;

- разработка содержания системы работы : изучение методической литературы, подбор литературного материала, дидактических и подвижных игр со словесным сопровождением, упражнений, подбор материала для работы с родителями и педагогами.

Организационно-исполнительский

Создание и внедрение системы работы по формированию коммуникативных навыков (диалогической стороны речи) у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок (разработка и апробирование методического комплекса по работе с детьми, родителями и педагогами)

Формы работы с дошкольниками :

Непосредственно образовательная деятельность (как часть занятия)

Совместная деятельность : в режиме дня (театрализованная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, чтение, слушание, рассматривание, часть прогулки, презентации, ИКТ)

самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно - ролевые, лепка, рисование)

совместная деятельность родителей с детьми (чтение сказок, малых литературных жанров, беседы, игротеки, выполнение заданий по развитию диалогической речи, прогулки, наблюдения, посещение представление театра кукол «Барабашка», мини-этюды на дому, презентации).

Формы работы с родителями : Старалась заинтересовать родителей и показать значимость работы над развитием диалогической речи детей посредством сказки. Для этого использовала различные формы работы : консультации, анкетирование, родительские собрания, организовывала участие родителей с детьми в различных выставках сотворчества, конкурсах. Родители с удовольствием включались в работу и видели значимость процесса. В своей работе я стремилась достичь таких отношений, когда родители становятся активными помощниками в развитии речи детей. На родительском собрании я обратила внимание на речевые проблемы детей, на то каким способом можно оказать ребенку помощь. Провела анкетирование для родителей с целью выявления значимости книги, сказки в жизни каждого ребенка. Родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций: «Книга в жизни вашего ребенка», «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством сказки», «О роли родителей в развитии речи ребенка» (беседа). Родители оказывали помощь в изготовлении масок, театров, участвовали совместно с детьми в конкурсах «Сочини сказку», «Мы играем в театр».

Формы работы с педагогами : консультации, памятки, рекомендации, буклеты, презентации, деловая игра, тестирование. Вся работа велась в тесном сотрудничестве со специалистами и в соответствии с лексическими темами.

Методы и приё мы: беседы, игровые приемы с элементами театрализации, использование ИКТ, индивидуально - дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций.

Средства обучения: картотеки игр и упражнений, подборка литературного материала, сказки, потешки, прибаутки, рассказы, мини-этюды, тексты для драматизации, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, разнообразные виды театра, дидактические куклы, ИКТ, альбомы с иллюстрациями сказок для рассматривания, самостоятельного рассказывания, модели сказок, методический материал (планирование работы, конспекты занятий) и т. д.

Описательно-итоговый этап

Выявление и оценка степени сформированности речевых умений и навыков, а именно развитие у детей старшего дошкольного возраста диалогической стороны речи.

В процессе работы разработала диагностику развития детей по теме «Речевое развитие детей посредством сказки». Подобрала критерии развития, диагностический инструментарий (основываясь на технологию О. А. Бизиковой). Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования сказки в развитии всех аспектов диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

Обобщение опыта работы - фото

Заключение

Таким образом, реализация системы педагогических мероприятий по формированию языковой компетенции, включающая три этапа, при которой воздействие на процесс осуществлялось последовательно в доступной и интересной детям форме, способствовал речевому развитию старших дошкольников, а именно развитию диалогической речи. Использование сказок способствовало обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию навыков грамматического структурирования и связного оформления собственных высказываний, нормализации произносительной стороны речи и, конечно, явилось эффективной формой развития коммуникативных навыков дошкольников.

Анализ итоговой диагностики свидетельствует о положительных результатах системы работы по развитию диалогической речи. Повысился уровень развития диалогических формы речи, улучшилась культура речевого общения. Лексический запас детей обогатился новыми словами и словосочетаниями. Использование сказок, интересных форм взаимодействия с детьми способствовало улучшению зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации. У ребят сформировался устойчивый интерес к сказкам. дети с большим удовольствием вступают в процесс разыгрывания знакомых сказок, стараются передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи, используют разнообразный театр, книги, альбомы.

Успешным фактором в ходе системы работы развитию диалогической речи посредством сказок стало вовлечение педагогического коллектива и родителей в процесс формирования коммуникативных навыков.

Система работы может представлять интерес для воспитателей старшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.

Список используемых источников.

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвящение, 1990.

2. Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М. : ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

5. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

6. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М. : «Педагогика», 1974.

7. Погодаева Л. Е. Использование тематических игр-этюдов в развитии диалогической речи дошкольников. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск: УлГУ, 2012. – 606с.

8. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. – М. : Наука, 1993.

9. Статья Акуловой О. В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - №4

10. Интернет ресурсы.

https://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4334-l-q.html

https://detstvogid.ru/poznavatelno-rechevoe-razvitie-doshk/.html

https://www.scienceforum.ru/2015/979/11631

https://festival.1september.ru/articles/598238/

https://bibliofond.ru/view.aspx?id=465787

https://logoportal.ru/razvitie-dialogicheskoy-rechi/.html

https://logoportal.ru/razvitie-dialogicheskoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr/.html

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 09:35
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД