яна куплевацкая
Обобщение опыта работы «Семья и семейные ценности»
Что такое семья - понятна всем.
Семья это- дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А еще это опора во всех бедах, и несчастьях.
В прочной, надежной семье, нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.
Публикация «Обобщение опыта работы „Семья и семейные ценности“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Для ребенка знакомство с окружающей действительностью, начинается знакомство со всем тем, чем живет его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд, и занятия других членов семьи, называть других членов родственников и принимать их посильное участие в подготовке семейных праздников.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры - традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятие в данной семье и передающие из поколения в поколение.
Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи,передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, и тд.
Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков и тд.
Приобщению детей к домашнему труду способствует обучению дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и тд) сотрудничество (рисование, аппликация, лепка, и тд)
Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохранению историю семьи- изучение и составление родословной, семейных архивов, создание домашних мини-музеев.
С этой целью мы решили организовать совместный проект «Мой дом- моя крепость». В детском понимании не до конца сложились такие определения понятий, как «семья».
В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. Сохранив прошлое, мы- взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше. Выбор темы связан с историей семьи, ее родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимание родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама,бабушка,дедушка- это люди, которые всегда рядом.
Проблема изучения истории своей семьи в современных ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении темы.
Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не было исследована на уровне младшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог- дети- родители. Проблема изучении своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.
В результате проделанной работы дети смогли четко рассказать о членах своей семьи. Воспитанники в игровой форме закрепили знания о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределения семейных обязаностей;
В ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: прадедушка, прабабушка, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали много поговорок и пословиц о семье, познакомились с народными обрядами и обычиями.
Активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.
Родословное древо - это та же, таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.
Многие дети из группы не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончанию проекта составили генеалогическое древо трех- четырех поколений, по восходящим или нисходящим линиям. Изучение родословной каждого ребенка целесообразно начинать именно в этом возрасте.
В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны :
-Семейный словарик (словарь терминов родства);
- Конспекты групповых и общих мероприятий;
- Сборник пословиц и поговорок о семье ;
- Родословное древо некоторых воспитанников;
Работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое. Дети поняли, что надо ценить и беречь своих родных и близких и их труд на конкретных примерах. Дети стали дружелюбнее. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.