Обобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском саду

Боровик Валентина
Обобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском саду

Развитие личности ребёнка посредством приобщения к доступной трудовой деятельности, ознакомления с трудом взрослых.

«ОТ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДО РАБОЧЕГО, УЧЁНОГО, УЧИТЕЛЯ…».

ДОУ- важное средство всестороннего развития личности ребёнка посредством приобщения детей к доступной трудовой деятельности, ознакомления с трудом взрослых и в дальнейшем выбору профессий.

Задача по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС в области «Социально- коммуникативное развитие».

В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного возраста. Для успешного решения задач первостепенное значение имеет создание необходимых условий, только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду.

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

- Принцип развивающего образования (систематичность и последовательность)

- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий)

- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества

- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовать себя в различных видах труда

«Мы понимаем, как важно привить ребенку трудовые навыки, готовить его к будущей профессии, к тому, ради чего собственно, мы обучаем и воспитываем наших детей».

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики. В. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко.

К настоящему времени:

_ определено место труда в педагогическом процессе детского сада

- выделены формы организации детей в труде

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье

- исследуется влияние труда на развитие нравственно- волевых качеств детей, их взаимоотношений

«Единое счастье работа,

В полях, за станком, за столом

Работа до жаркого пота,

Все счастье земли – за трудом».

Трудовое воспитание в русском народе существует столько же веков, сколько существует сам народ. Значение профориентации в детском саду очень велико. Как сложатся судьбы наших детей: волнует педагогов и родителей.

Основным мотивом, побуждающих детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдения за трудом взрослых, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.

Центральным звеном всей этой системы как бы связывающим звено, всю образовательно – воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно- трудовое воспитание, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции. На другую сторону воспитательного влияния труда обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, доставлять радость другим».

Трудовое воспитание должно быть перенесено на личностное развитие ребенка. Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки. Проявление гуманных чувств.

Главная цель воспитателя – воспитание у детей позитивного, положительного отношения к труду, развивать желание научиться трудиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с трудностями и оказывать помощь другим.

Актуальность трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание является одной их важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен войти в жизнь ребенка, помочь ему в успешном развитии, познании окружающего мира. Мы должны познакомить детей с трудом людей различных профессий, донести важную значимость труда каждого человека. Подвести к выбору в дальнейшем той или иной профессии. А все начинается с простейших навыков самообслуживания: одевания, раздевания, ознакомления с трудом взрослых, помощника воспитателя, медицинской сестры, водителя. Для этого мы, педагоги, должны правильно и научно точно раскрыть всю сущность, полноту труда взрослых, научить простейшим трудовым умениям и навыкам. Познавательный процесс должен быть построен так, чтобы у детей постепенно и последовательно складывались полные и конкретные, правильные представления о близких и конкретных факторах общественной жизни, труда и быта людей. Задачи трудового воспитания детей младшего и старшего звена тесно связаны между собой, однако их удельный вес меняется при переходе от младшего к более старшим группам.

Эффективность работы прежде всего зависит от содержания, от того, какие знания, в какой системе и последовательности мы даем детям. Содержание должно быть таким, чтобы дошкольники в пределах своих возможностей возрастных получили точные сведения о труде, были направлены на развитие их мыслительных способностей. В процессе предметно – чувственной действительности, ребенок может выделить существенные связи и явления в той или иной области, отражать их в образной форме – форме представлений, на объединение отдельных конкретных знаний в четкую систему. В систему знаний о труде, о труде взрослых людей основных профессий, представления о взаимосвязи труда людей разных профессий и отраслей и об отношении их к работе.

Указанные компоненты, включая знания о существенных связях и зависимостях, в свою очередь раскрываются в определенной системе. Так, содержание знаний о труде людей какой – либо профессии должно быть следующим:

- название профессии (кто варит обед)

- место работы (пищеблок)

- материалы труда (что нужно для работы)

- орудие труда (с чем, с помощью чего работает повар, о технике помощнице в труде)

- трудовые действия

- результаты труда, польза для общества.

В своей работе первостепенное значение я уделяю работе с семьёй и трудовому воспитанию.

Мои выводы, наблюдения, рассуждения.

Трудовое воспитание, обучение начинается с раннего детства.

Актуальность проблемы- отсутствия у детей КГН.

Задача нас педагогов и родителей научить ребёнка элементарным трудовым действиям, дать знания об окружающем мире, дать элементарные представления о труде взрослых, о трудовых профессиях, азы трудовых действий.

Цель работы детского сада подготовка детей к школе, к успешному обучению в школе. Обучение- это труд. И ребёнок должен прийти в школу с необходимым багажом знаний, трудовых умений, навыков, быть собранным, аккуратным, уметь хорошо обслуживать себя (сбор портфеля, обед в столовой, подготовка к уроку, переодевание на урок физкультуры и так далее.

Дети свободные от опеки взрослых более самостоятельные и уверенные в своих силах. Через такой труд как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых, проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание, умение прилагать усилия достигать положительных результатов. Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки или формирования потребности к чистоте и опрятности, привычки самообслуживания. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

В детском саду «я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это одно из важных свойств психики ребёнка. Оно проявляется очень рано. Надо поддерживать его стремление. «Я сам» - это стремление к самоутверждению, осмыслению окружающего. Если постоянно тормозить это желание. То дети могут вырасти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них всё сделают взрослые.

Никогда не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам, - это должно стать правилом каждого взрослого, если он хочет сформировать у ребёнка активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

1 ступень трудового развития детский сад.

1 младшая группа

Цель: побудить ребёнка к трудовым действиям- самообслуживание.

Для этого необходимо дать ребёнку знания предметах туалета, одежды, обуви, познакомить со столовыми приборами, побудить к действию с ними.

2 младшая группа «Я сам».

Средняя группа «Я уже могу».

Старшая группа «Я могу».

Подготовительная группа Я готов к школе.

2 ступень. Школа.

Школа даёт основы трудовых действий, расширенно знакомят детей с профессиями. Выбор профессии.

3 ступень. Институты, техникумы.

Учат трудовым действиям выбранной профессии.

Труд на благо общества.

Вот такая вырисовывается социальная «лестница».

Дошкольник – самообслуживание, обучение трудовым действиям, получает азы знаний о профессиях.

Школа - школьник: если ребёнок пришёл в школу с определённым багажом знаний, трудовых умений, имеет знания о профессиях, то ему интересно, он шагает в ногу со сверстниками (не ищет красный карандаш в портфеле, когда его сверстники давно уже нашли карандаш и справились с заданием учителя). Получают определённые знания о профессиях углубленные, расширенные,определяются с выбором профессии. Профессия выбрана, но ребенок ещё не имеет трудовых навыков и умений. Профессиональные заведения обучают по профилю работы, применяют свои знания на практике.

Последовательность трудового обучения, подготовка специалистов начинается с детского сада.

1 младшая группа.

Дети приходят в детский сад с нулевым опытом, совершенно не могут обслужить себя. Провожу огромную работу по самообслуживанию.

Побуждаю детей к самостоятельному одеванию и раздеванию с помощью взрослых. Я начала работу с ознакомления детей с предметами одежды.

Обучение провожу через такие дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Что лишнее?»,

Обобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском саду

Приучаю детей самостоятельно умываться, знакомлю с предметами одежды, обучаю элементарным навыкам умывания, разработала с учетом возрастных требований краткосрочный проект на 2 недели «Надо, надо умываться…», в котором отражена вся работа по ознакомлению детей с предметами туалета, последовательности умывания, учила детей знать схему умывания. Включила чтение художественной литературы, дидактические и сюжетные игры.

Все обучение провожу только через игру. Ведь уровень развития ребенка определяется не по умению читать, а по умению играть.

Организую и провожу такие сюжетные игры, как «Оденем куклу на прогулку»

Ну и конечно же труд по приучению детей к самостоятельному одеванию и раздеванию. Показываю, объясняю, помогаю детям как одеть штаны, платье и почему так, а не на оборот. Подвожу к результату: мы оделись красиво, аккуратно. Обращаю внимание на аккуратность при одевании и раздевании, рассказываю о том, что с вещами надо обращаться аккуратно, следить за своим внешнем видом.

Приучаю детей правильно сидеть за столом во время еды, знать название столовых приборов, их назначение, умение пользоваться ложкой. Аккуратно есть.

Говорят дети: во время завтрака мальчику дала ложку и предложила поесть кашу.

Ответ ребенка: я не умею налить в ложку. Учу правильно наливать в ложку.

Закрепляем трудовые умения в сюжетных играх: «Угостим куклу обедом», «Накроем на стол».

От практических действий во время еды переходим к игровым – развивающие игры «Назови предмет», «Что лишнее?», в которых знакомлю детей с посудой, умение группировать предметы по признаку. Провожу беседы, рассматриваем иллюстрации о труде повара, о ее важности для всех людей, о пользе для здоровья вкусной и полезной пищи.

Экскурсия на кухню «Вкусно повар нам готовит».

Цель: наблюдения за работой повара, ознакомление с трудом повара.

Учу детей правильно умываться, пользоваться полотенцем, знать туалетные принадлежности.

Ситуативная игра: откроем кран – слушаем песенку воды, рассказываю о пользе воды для здоровья, здесь же произношение изолированного звука с- с- с. Показываю, как надо правильно пользоваться мылом, полотенцем. Широко использую потешки, стихи, рассказы: «Водичка, водичка», «Аккуратные зайчатки», «Лапушки, лапушки», «Каждый день», «Девочка чумазая», «Мойдодыр».

Рассказываю о пользе чистых рук для здоровья.

Разработала и провела проект «Надо, надо умываться».

Провожу работу среди родителей. Оформила папку – передвижку на тему «Значение самообслуживания, «О совместном труде взрослых и детей», провела консультацию на темуТруд – лучший воспитатель».

Приучаю детей к труду в природе, уходу за комнатными растениями. Данный вид труда совсем не знаком детям. Оформила и привлекла детей к посадке и уходу за луком. Огород на подоконнике. Дети были в восторге, когда появилась первая зелень, с желанием поливали лучок под руководством взрослых.

Рассказываю детям о результате труда, о пользе лука для здоровья.

Данные виды труда занимают в младшей группе большую часть времени.

Формы организации труда детей дошкольного возраста – поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручение – это обращение к ребенку взрослого выполнить какие – либо трудовые действия. Поручение является первой формой организации труда Я широко использую во всех возрастных группах поручения, но в младшем возрасте эта форма является ведущей. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Основной формой объединения в труде детей младшего возраста является труд «рядом».

Привлекаю детей к уборке игрушек после игр с использованием различных игровых ситуаций.

Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дают возможность мне повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям является формирование у них социальных мотивов – долга ответственности. Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол).

Трудовая деятельность является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научить чему – либо, не делая этого. Трудовое воспитание детей не может осуществляться в отрыве от семейного. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия.

Основные методы и средства, используемые в работе:

1 Задача воспитания положительного отношения к труду.

2. Задачи, направленные на формирование у детей трудовых навыков.

3. Воспитание личностных качеств.

4. Воспитание навыков организации своей и общей работы.

5. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.

Выводы: таким образом, при целенаправленной работе по трудовому воспитанию на этапе перехода в школьную жизнь дети овладевают КГН, проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах труда, овладевают установкой положительного отношения к различным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения правилам в разных видах труда, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, что позволяет сделать выводы о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.

Публикации по теме:

Мотивация детей к трудовой деятельности средствами дидактических пособий (из опыта работы) Выступление на районном методическом объединении воспитателя 1 кв. категории Фадеевой И. Е. на тему: «Мотивация детей к трудовой деятельности.

Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности Из опыта работы воспитателя младшей группы по организации трудовой деятельности (виды, формы, методы и результаты)Цель: формирование положительного.

Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.

Обобщение опыта работы «Ознакомление детей с природой родного края» Обобщение опыта работы. «Ознакомление детей с природой родного края.» Подготовила: воспитатель Матвиенко Т. В. На занятиях по ознакомлению.

Обобщение опыта работы педагогов «Организация речевого развития детей в МБДОУ» Подготовила и обобщила: заместитель заведующего Платоненко Людмила Михайловна Вопросы речевого развития дошкольников являются приоритетным.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Актуальность «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Театр и его истоки. Театр-это лучшее, по утверждению.

Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей»Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей» Актуальность Актуальность использования элементов проектной деятельности и музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что их средства.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по приобщению детей к трудовой деятельности в детском саду
Опубликовано: 3 мая 2018 в 15:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...
Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики...
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе...