МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка»

Перевалова Елена Николаевна
Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок творчества,

воображения, фантазии, а

без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Публикация «Обобщение опыта работы „Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка“» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — онкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому я стараюсь создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Во второй младшей группе с начала года выявляются большие проблемы с речью детей: многие закомплексованы, стеснительны, плохо идут на контакт, не могут свободно общаться. Чтобы помочь детям адаптироваться в новом коллективе взрослых и сверстников, я решила шире использовать театр Тантаморески.

Данный вид театра я начала использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Благодаря этому наметился определённый прогресс в развитии речи детей, они стали более раскрепощёнными, общительными и внимательными.

Дети также обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Я предлагаю им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Я стараюсь не заучивать с детьми текст, предлагаю им самим придумать диалоги.

К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.

В средней группе в начале года продолжаю работу с настольными куклами. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Ребята самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

Во второй половине года знакомлю детей с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см, чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол на гапите (гапит — это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ребенку управление куклой, их делают как можно более легкими. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия.

Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Дети сочиняют небольшие сказки, а также песенки, которыми сопровождают движения куклы. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики, которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.

В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого мы вносим театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории.

Этюды с куклами дают возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

К концу учебного года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, куклами с «живой рукой»).

Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театральная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в остальных областях образовательной деятельности. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.

В связи с обновлением содержания и регуляции качества дошкольного образования данный опыт работы, направленный на всестороннее развитие детей, приобщения к культуре взаимоотношений, раскрывает эмоциональный мир самого ребёнка, его внутреннее «я», это является качественной новизной, т. к. приоритеты в обновлении содержания заложены в стандарт дошкольного образования. Понимание духовного мира, его эмоциональной сферы, помогает налаживать контакт со сверстниками. Развитие индивидуальности и природных способностей через театральные образы являются также новизной работы с детьми.

Работая 14 лет в данном саду, я часто размышляла о том, в чем заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздника. Делаю все одинаково, занимаюсь с детьми всех возрастных групп, а результат часто бывает разным. Иногда в тех группах, где усилий затрачено больше, представление не проходило лучше. Размышляя над этой проблемой, пришла к выводу, который проверила на всех удачных запомнившихся спектаклях: суть успеха заключается во взаимном понимании детей и воспитателей, музыкального руководителя и детей. Если одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается, и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким.

Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.

Используемая литература:

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса» -2000 г.

А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» Для занятий с детьми 5 -6 лет

Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010 г.

Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду.

Методические рекомендации Творческий Центр Москва 2010 г.

Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника» Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности,.

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: дать возможность родителям сделать самоанализ своих.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Тема «Роль семьи в формировании личности дошкольника». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас. Дети наши.

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и.

Роль семьи в формировании личности Семья и детский сад - два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии.

Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся Роль воспитателя в развитии обучающихся Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных.

Сообщение из опыта работы «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка» При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным,.

Роль театрализованных игр в формировании творческой активности старших дошкольников Автор: Мурсакаева Светлана Борисовна На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеет большое педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка»
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 13:29
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД