Лучший педагог года

Обобщение опыта работы воспитателя по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте

Мадаминова Гульнара
Обобщение опыта работы воспитателя по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте

Постановка проблемы: В свете ФГОС осуществляется переосмысление задач, содержания, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста. Одним из компонентов дошкольного образования является трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Труд как вид деятельности занимает важное место в становлении личности и должен начинаться с детства. Поиски новых подходов к развитию образования в контексте реформирования способствуют возникновению ряда тенденций, влияющих на развитие всех компонентов дошкольного образования [1].

Публикация «Обобщение опыта работы воспитателя по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовую деятельность дошкольников можно разделить на четыре основных типа: Самообслуживание, домашний труд, работа по уходу за растениями и животными и ручной труд. Разделение условно, так как между ними нет четких границ. Каждый вид работы имеет свою специфику, поэтому сегодня я хочу поделиться с коллегами своим опытом организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте. Ручная работа - это по определению работа, направленная на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит производство поделок из натуральных материалов, бумаги, картона, ткани, дерева. Эта работа способствует развитию воображения, творческих способностей; развивает мелкой моторики рук, способствует воспитанию выносливости, усидчивости, умения доводить начатое до конца.

В моей педагогической деятельности по организации ручного труда с детьми особое место занимают поделки из растительного материала.

С детьми провожу экскурсии в мир природы, чтобы уточнить и закрепить правила сбора природного материала для изготовления поделок. Это шишки, желуди, листья, ветки, мох, солома, косточки, семена. Изготовление поделок из натуральных материалов - занятие увлекательное и познавательное, так как дает детям возможность увидеть окружающий мир глазами творца, а не потребителя.

Чтобы поддерживать интерес к ремеслам, организовала в своей группе центр рукоделия «Мастерилка». В центре представлен широкий выбор бросового и природного материала, различных видов бумаги, а также образцы изделий ручной работы со схемами.

При организации ручного труда учитываю соответствие содержания способностям детей. Работа должна быть для них интересной и приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять результат без переутомления, не оказывать негативного влияния на двигательный режим и организацию других видов деятельности (игры, интересующие занятия)[18, c. 90].

Эффективность развития творческих способностей дошкольника во многом зависит от методов и приемов, которые педагог использует при работе с детьми. В своей образовательной работе я использую следующие методы и приемы: пробуждение интереса, использование художественных слов и музыкального сопровождения, применение игровых приемов, запоминание правил безопасности, анализ образца, выполненного педагогом (поиск способа последовательности работы, уточняющие вопросы, самостоятельное и совместное выполнение поделки, анализ и самооценка деятельности детей.

Ручной труд можно выполнять как коллективный труд (поскольку дети старшего дошкольного возраста заинтересованы в коллективном труде). Такие формы работы ожидаются как на занятиях, так и в повседневной жизни. При планировании коллективных форм работы (1-2 раза в неделю) воспитатель отмечает содержание, место проведения, форму организации коллективных отношений, контроль и оценку действий детей, распределение обязанности, используемый материал [4, c.42]. В процессе коллективных занятий у детей повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Так были созданы коллективные работы - «Зайки на лесной лужайке», «Пингвиний Пляж», «Барашки на лугу», «На лесной полянке», игровой макет по сказке «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка и т. д.

При оценке детских работ, стараюсь дать оценку результатам деятельности каждого из них, привлекаю детей к обсуждению не только своих изделий, но и работ сверстников. В этом случае они получают возможность сравнивать свои работы не только с образцом, но и между собой.

Для повышения у детей интереса к творческой продуктивной деятельности вовлечены и родители. Это организация обще садовских совместных творческих выставок детей и родителей («Что нам осень принесла», «Парад елочек», «Парад Снеговиков» и т. д). Родителям моих воспитанников рекомендую приучать ребенка к самостоятельности -сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение.

Заключение:

Благодаря систематической работе, проводимой мной по ручному труду, удалось достигнуть определённых результатов. У детей старшей группы уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Дети научились планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда. Могут занимать себя практической деятельностью в свободное время.

Литература

Асмолов А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – стандарт развития. URL : https://www.tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyy-gosudarstvennyyobrazovatelnyy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya

АтароваА. Н. и др. ФГОС дошкольного образования : смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах. - СПб. : СПб АППО, 2013. – 45с.

3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011

4. Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В. К. Котырло, Т. М. Титаренко. – М. : Прогресс, 2007.

5. Труд.  Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

6. Трудовое воспитание в детском саду . Система работы с детьми 3-7 лет / Куцакова Л. В.  – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы воспитателя по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 18:45
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД