МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности»

ЗМ
Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности

Введение

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Уильям Эллери Чэннинг

В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка.

Публикация «Обобщение опыта работы „Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности“» размещена в разделах

По мысли Аристотеля: «семья есть первый вид общения», со всем многообразием отношений между ее членами, которые создают основу для эмоционального и нравственного формирования личности ребенка.

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

Так что же такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. И. Ожегова, где «. взаимодействие – это взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка».

Взаимодействие и взаимная поддержка

Семья – это уникальный сад. И очень важна его духовная почва. Что же вырастет: буйные сорняки бездушия и глупости или добрые соцветия мудрости и милосердия? Задумайтесь! Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма, хороших коммуникативных навыков, эмпатии. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

Вместе с тем последние документы (ФГОС ДО) реально нацеливают педагогов на такое взаимодействие, которое пропагандирует «личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любой ДОУ требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе. К сожалению, до сих пор в педагогической среде используются такие костные понятия, как «работать с родителями», «провести разъяснительную и просветительную работу среди родителей». Если мы хотим идти в ногу со временем, мы должны уйти от старых стереотипов и стремиться выстроить партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект образовательного процесса будет иметь равные права и обязанности.

Наш детский сад работает по программе «Детство» авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Участие семьи – неотъемлемая и уникальная часть этой программы. Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место дома. Идея такой взаимной поддержки двух образовательных сред – семьи и детского сада – находит свое отражение в поддержке взаимного уважения и взаимодействия. Взаимодействие – это то слово, которое отражает позицию педагогов по отношению к семьям воспитанников. Мы признаем главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка и всем сердцем стремимся создать такую атмосферу, чтобы родители смогли полюбить бы детский сад как второй дом своего малыша. Организация диалога между педагогами и родителями, создание самой возможности такого диалога — и есть первый шаг к взаимодействию.

Вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в детском саду и для использования тех интересов ребенка и того обучения, которое имеет место дома. Взаимодействие – это то слово, которое отражает позицию педагогов по отношению к семьям воспитанников.

И семья, и ДОУ по – своему передают ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из - за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третьи места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать (уравниваться, теряя особенности, различия) за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Сотрудничество детского сада и семьи

Поскольку родители являются первыми педагогами, а ДОУ оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон «Об образовании» ст. 18, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить «обратную связь» с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов.

Педагогические результаты

В сентябре 2015 года был проведен опрос 28 родителей детей, вновь прибывших в старшую группу № 9 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77». Большую активность проявили мамы детей (65 % от числа опрошенных).

Анализ, полученных сведений, показал:

o некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

o большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

o отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

o 68 % хотели бы получить максимально полную информацию о своем ребенке;

o 55 % - получить возможность общения с психологом;

o 36 % - получить психолого – педагогическую консультацию по решению проблем;

o 21 % - научиться определять способности детей;

o 28 % - получить возможность общения с родителями других детей.

86 % опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Полученные данные убедили нас в том, что большинство родителей стремятся выстроить продуктивное взаимодействие с педагогами ДОУ, особенно если это касается их собственного ребенка.

Инновационные педагогические технологии

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь. (китайская мудрость)

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В современной жизни к ребенку поступает много информации отовсюду. Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Так одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели. Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом.

На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.

Расширение форм совместной деятельности ребенка с взрослыми, существенно обогащает и гармонизирует отношения, позволяют преодолеть негативизм и непослушание, возникающие как реакция на дефицит общения с родителями. Эффективность проектной деятельности зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый может быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником. Мы полагаем, что проектная деятельность, позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, с целью улучшения детско-родительских отношений. Гармонизация отношений между детьми и родителями в ходе проектной деятельности происходит посредством:

o организованного комфортного общения детей, родителей, педагогов;

o ощущения радости от совместной деятельности;

o решения проблемных ситуаций;

o развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

И как следствие – это установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.

Разработка и реализация проектов

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали. Джеймс Болдуин

Метод проектной деятельности позволяет на практике применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. Основной формой организации образовательного процесса с детьми является групповой сбор. В ходе утреннего сбора дети обдумывают, и планируют свою деятельность на предстоящий день. Здесь обсуждается предстоящий проект, а выбор его темы и выявление интересов детей начинается с модели трех вопросов:

o Что вы знаете?

o Что вы хотите узнать?

o Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Далее совместными усилиями детей и взрослых начинается процесс планирования содержания деятельности в центрах активности. Наряду с детьми родители предлагают свои идеи, что можно сделать в центрах активности. Следующим шагом на утреннем сборе является выбор центров активности, где детям предоставляется возможность выбора видов деятельности, материалов, партнеров по игре. Важно, что в центрах активности себя может проявить как ребенок, так и члены его семьи. Эти Центры мобильны и могут меняться в зависимости от запросов участников образовательного процесса:

o Искусство

o Строительство

o Кулинария

o Драматизация

o Литература

o Математика

o Сюжетно-ролевая игра и др.

После работы в центрах дети и взрослые вновь собираются на второй групповой сбор, чтобы обсудить результаты и достижения, продемонстрировать продукты своей деятельности.

Предлагаем посмотреть на возможности взаимодействия с семьей с разных позиций.

Групповые проекты в старшей группе № 9, реализованные с сентября 2015 года.

Проект «Семья»

В построении проекта «Семья» мы ставили перед собой задачу создать теплую семейную обстановку в группе, взяв на вооружение всевозможные формы работы с семьей, как традиционные так и инновационные.

Тип проекта: информационный, открытый, практико-ориентированный, детско-взрослый

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители, специалисты.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Актуальность:

Стремление нашего коллектива к созданию такого детского сада, который являлся бы «открытой системой» воспитания, обеспечивал физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Теплая, дружеская атмосфера в группе детского сада, где каждый участник образовательного процесса ощущает свою значимость и уникальность – это реальность, которую хотим воплотить в жизнь посредством данного проекта.

Цель: сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.

Задачи:

1. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности педагогов, родителей и детей.

2. Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

3. Формировать у детей представление о семье, ее составе, взаимоотношениях.

4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

5. Повышать эффективность использования нетрадиционных форм и методов работы с семьей.

Предполагаемый результат реализации проекта:

o динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

o увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

o учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

o выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

o осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как «помощника» семьи в воспитании детей.

Проект «Использование нестандартного физкультурного оборудования как эффективное средство приобщения старших дошкольников к ЗОЖ»

Сегодня быть здоровым – актуально. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека – его здоровье.

Тип проекта: информационно - творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (две недели октября)

Участники проекта: воспитатели, дети и родители 9 группы

Актуальность:

Необходимо, чтобы в детском саду использовалось различное физкультурное оборудование, в том числе и нестандартное.

Давно замечено, что нестандартное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса детей к физическим упражнениям.

Цель: обогатить развивающую предметно – пространственную среду старшей группы № 9 нестандартным физкультурным оборудованием.

Задачи:

1. Организовать совместную работу с родителями по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.

2. Модернизировать физкультурный центр в группе, пополнив его нестандартным оборудованием.

3. Способствовать повышению интереса детей к физическим упражнениям и развивать двигательные умения и навыки детей посредством использования нестандартного оборудования.

Предполагаемый результат реализации проекта:

o обогащение развивающей предметно - пространственной среды нестандартным физкультурным оборудованием (дорожки для профилактики плоскостопия, гантели, мешочки для метания, флажки, султанчики, ленточки, массажеры и др.);

o привлечение родителей к сотрудничеству;

o установление партнерских отношений;

o проведение презентации новых моделей нестандартного физкультурного оборудования.

Проект «Книжкина неделя»

В построении проекта «Книжкина неделя» мы хотели воплотить главную мечту большинства родителей – вырастить всесторонне развитого, умного и воспитанного в лучших традициях ребенка. Чем раньше об этом задуматься, тем лучше будет результат.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители 9 группы, специалисты

Актуальность:

В современном мире необходимо сохранить любовь к книге. Ведь книга это помощник в приобретении знаний для малышей. Правильное развитие ребенка полностью зависит от того, какие книжки ему читались в детстве, как много уделялось времени чтению сказок, стихов, поговорок.

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Задачи:

1. Вызвать интерес к книге.

2. Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.

3. Познакомить с различными жанрами книг.

4. Дать представление о библиотеке.

5. Обогащать детско-родительские отношения совместным чтением.

6. Воспитывать партнерские отношения между детьми, родителями, педагогами.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Предполагаемый результат реализации проекта:

o дети познакомились с творчеством детских писателей;

o научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов;

o познакомились с иллюстраторами детской книги;

o были организованы для детей тематические выставки;

o научились ремонтировать книги;

o детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям;

o посмотрели спектакли по прочитанным произведениям;

o родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению;

o совершили поход в библиотеку.

Новогодний проект с использованием адвент – календаря «В ожидании новогоднего чуда»

Подготовка к Новому году, подробно освещалась во всех средствах массовой информации и вызывала достаточно большой интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: социально – творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и их родители, специалисты

Актуальность:

Наверное, нет на свете взрослого и ребенка, который бы не назвал Новый год одним из самых любимых праздников. Ведь именно этот веселый праздник дарит нам больше всего радости в кругу семьи, веселья, множество подарков и немного волшебства. Дети не видят особой разницы между Дедом Морозом и Санта – Клаусом, не во всех семьях принято накрывать традиционный праздничный стол, готовить исконно русские блюда, ставить дома новогоднюю елку, делать подарки близким и друзьям, т. е. утрачиваются семейные традиции встречи нового года во многих российских семьях. Все чаще заимствуются и используются западные традиции и символы Нового года.

Цель: расширить знания детей о зиме, новогоднем празднике, символах и традициях празднования Нового года в разных странах.

Задачи:

1. Расширять знания и представления детей о празднике Новый год.

2. Развивать познавательный интерес детей и родителей к русским традициям в организации и праздновании нового года.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание сохранить семейные традиции.

Предполагаемый результат реализации проекта:

o данный проект способствует созданию условий для развития познавательного интереса детей;

o расширению кругозора родителей;

o сохранению и укреплению русских семейных традиций в организации и праздновании Нового года.

Проект «Этот загадочный мир»

В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети и родители 9 группы

Продолжительность: 2 недели

Актуальность:

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной возбуждают воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?

Цель: последовательно ввести ребенка в мир элементарных научных знаний о планете Земля, космосе, Вселенной.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звезд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Предполагаемый результат реализации проекта:

o усвоение детьми знаний, представлений о космосе;

o повышение уровня мотивации к занятиям;

o развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;

o вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возможные сложности при реализации проектов:

o трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ;

o поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом;

o взаимодействие всех работников ДОУ, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью;

o невысокая мотивация педагогов, незаинтересованность темой проекта.

В ходе проектов родители получили богатый опыт взаимодействия со своим собственным ребенком, в основу которого составили педагогические и психологические знания.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок - дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, это станет моим навсегда».

Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Основные принципы ДО по ФГОС: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Поддержка детской инициативы по 5-ти образовательным областям:

1. Социально – коммуникативное развитие (19-20-й слайд)

2. Познавательное развитие (21-23-й слайд)

3. Художественно – эстетическое развитие (24-й слайд)

4. Физическое развитие (25-й слайд)

5. Речевое развитие (26-й слайд)

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети – это опыт, дети – это мы.

В этом учебном году мы представили на городском методическом объединении по работе с родителями 2 проекта:

1. Детский проект «Этот загадочный мир космоса» - семья Шаламовых (Андрей, 6 лет и мама Вера Анатольевна)

2. Семейный проект «Масленица» - семья Андрушко (Оля, 5 лет и мама Анна Ивановна)

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. (Феликс Адлер)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы «Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности» Комарова Т. Н., инструктор по физической культуре Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности (из опыта.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности» «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольников посредством их приобщения к ценностям русской культуры и освоения традиций.

Обобщение опыта работы по теме «Литературное краеведение как средство формирования любви к малой Родине у дошкольников» МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Обобщение опыта работы на тему: «Литературное краеведение как средство.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через чувственное отношение к Родине» Цель моего опыта работы: воспитание гуманной, духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Каждый ребенок – художник. Трудность.

«Физическое воспитание дошкольников в процессе игры». Обобщение педагогического опыта работы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Подготовила: Горн Наталья Владимировна, воспитатель 1 категории. Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем ЗМ (УИ 9355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД