Папки-передвижки

Обобщение опыта «Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста»

Наталья Денисова
Обобщение опыта «Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие пальчиков является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие точные движения. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Этого мнения придерживаются многие современные специалисты. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Публикация «Обобщение опыта „Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Исходя из выше сказанного, решила углубленно работать по теме «Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста», по технологии Е. П. Пименовой «Пальчиковые игры», в которой представлены разные игры, упражнения для массажа и самомассажа рук, игры со звуковым сопровождением без использования предметов, упражнения с использованием различных предметов, лепка, мозаика, игры с бумагой, плетение и т. д.

Основной целью своей деятельности по этому направлению считаю: развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития навыков ручной умелости в школе.

Для реализации цели определила следующие задачи:

• Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

• Развивать тактильную чувствительность рук детей.

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

• Сформировать элементарные специфические графические навыки.

• Подготовить руку ребенка к письму.

• Формировать правильное произношение, помогать избавляться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижать психическое напряжение.

Воспитательно-образовательную работу строю соблюдая основные педагогические принципы. (Приложение № 1). В индивидуальной работе с детьми применяю современные принципы педагогики, которые направлены на развитие мелкой моторики. (Модель, приложение № 2). При создании развивающей среды в тесном сотрудничестве с подменным воспитателем учитываю, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Оформила в группе уголок «Умелые пальчики», в котором имеется пальчиковый театр «Гуси лебеди», Волк и семеро козлят» и т. д., настольный театр «Маша и медведь», театр на палочках «Колобок», «Красная шапочка», кукольный театр, театр на фланелеграфе «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой» и т. д., «сухой бассейн» (разные виды круп, для игр с песком и водой отведено отдельное место. Имеются необходимые предметы для экспериментирования: ёмкости для переливания, резиновые и плавающие игрушки, шарики для пинг-понга, рыбки и удочка с магнитами. Имеются настольные игры "Умная шнуровка", "Пазлы" (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче, "Мозаика" (различные варианты). Это увлекательные, развивающие игры. В процессе которых у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение.

Изготовила дидактические игры: игра "Золушка" (горох и фасоль); игра "Любимые макароны" (макаронные изделия разные по форме и величине); игра "Зернышко к зернышку" (гречку и рис, игра "Выложи узор" (разноцветные пуговицы). В зоне «Мастерская творчества» имеются не только яркие карандаши и толстые маркеры, но и самостирающиеся доски с палочкой для рисования, восковые мелки, краски, рулон обоев, гуашь, т. к. эти материалы способствуют развитию мелкой моторики рук. Оборудовали «Игротеку», в которой в достаточном количестве имеется конструктор, дидактический, игровой, наглядный материал. Решая поставленные задачи, пальчиковые игры и упражнения ввожу, в разные виды детской деятельности (в занятия, режимные моменты, развлечения). Чтобы занятия по развитию речи для детей были интересными, занимательными включаю разнообразные приемы по мелкой моторике: физкультминутки «Солнышко», «Медведь мохнатый», «Буратино» и т. д., пальчиковые игры «Утречко», «Мы на пальчиках считали» и другие, где движения детей сочетаются с речью. Например, скороговорки и чистоговорки прорабатываю разными способами: ребенок берет в руки мяч и, ритмично подбрасывает и ловит его руками, проговаривая скороговорку или чистоговорку «Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая», а так же показываем при помощи рук различные изображения предметов («Очки», «Стул», «Стол», «Колокольчик»). Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Происходит приобщение к фольклору. Такие игры способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание). В вечерний и утренний отрезки времени организую дидактические игры «Домашние животные», «В гости к кукле Маше» и т. д. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо сказок при помощи пальцев : пальчиковый театр «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди», настольный театр на палочках «Красная шапочка», «Колобок», устраиваем маленький театр - это способствует развитию речи, стимулирует творческие способности и воображение малыша.

Игры с пальчиковым кукольным театром «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух» и т. д., развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Делать что-то своими руками всегда приятно. Приятно это и ребенку. Поэтому в изобразительной деятельности использую приемы нетрадиционного рисования: пальчиковое рисование, использую трафареты всевозможных геометрических фигур, животных. Начинали обводить трафареты для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить в внутри, чем с наружи) и с самых простых форм. Практический совет воспитателям: трафареты должны быть достаточно «пухлыми». Хороший выход - вырезать их из куска линолеума. Такое рисование способствует развитию осязательного восприятия и координации движений, эстетическому восприятию, помогает снять напряжение. Нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета, а так же лепка из соленого теста. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользовать ножницами, которыми дети работают на занятия по конструированию, аппликации, ручному труду. Организую, такие упражнения в вечерний отрезок времени: симметричное вырезание, особенно детям нравится вырезывание человечков, любят их раскрашивать. Вырезание различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие. Из вырезанных фигурок дети составляют композиции-аппликации. Работаю с детьми с бумагой-газетой, даю понятие «папье-маше» (лепка из бумажной массы, мозаики из природного материала (яичной скорлупы, шишек) и плетение из бумаги. В зависимости от темы и возраста детей работаю с детьми индивидуально или коллективно. Ведь на таких занятиях не бывает плохих работ, в каждой работе можно найти «изюминку» и главное – дать ребенку понять, что его работа по своему хороша, и это дело его рук. Такие занятия способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, развивают координацию движений пальцев рук, формируют эстетический вкус, развивают чувство прекрасного. Заинтересовать детей на занятиях по формированию математических представлений сложно, поэтому прибегаю к использованию бросового материала. Для закрепления знаний детей о геометрических формах, фигурах, для сравнения, использую инновационные методы и приемы: изготовление бус - нанизывание разноцветных скрепок, цветных макарон, бусинок из соленого теста. Выкладываем геометрические фигуры из злаков (фасоль, горох, рис, из спичек, из мелких камушков, рисуем фигуры по крупе и песку (рисование по мокрому песку пальцами, а чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой, каждый предмет сопровождаем стихом. В вечерний и утренний отрезки времени использую дидактические игры «Транспорт», «В гости к Белоснежке», «У нас в гостях Незнайка» и т. д., которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение. Особое внимание уделяю упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях и т. д.) Выполняя графические упражнения " Дорожка", " По точкам", " Продолжи узор", «От цифры к цифре» и др., дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память. С нетерпением дети ждут вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствуют развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму, помогают сформировать первые графические навыки у дошколят. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой метод развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. На занятиях по ознакомлению с окружающим дети получают впечатления от наблюдения окружающей действительности, а затем отображают их в своих работах. Например, создаем на бархатной бумаге изображения и узоры из цветных нитей – ниткопись. На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Мы с детьми становимся партнерами. В свободное от занятий время упражняю детей со слабо развитой моторикой рук, использую подготовительные упражнения: обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона, сминание пальцами комочков из бумаги, перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др., шнуровка на различных предметах, сматывание шерстяной пряжи в клубки, завязывание и развязывание бантов, узлов, конструирование из палочек и спичек, полосок узоров различными пальцами, нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн", игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки. Решая задачи развития мелкой моторики детей налаживаю тесное взаимодействие с родителями основываясь на доверительные отношения. Вовлекаю родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому что это необходимо для развития их собственного ребёнка. В рамках открытости ДОУ провели открытое собрание по теме: «Создание единого пространства по оздоровлению детей в детском саду и дома». Родители были не пассивными слушателями, а активными участниками поделились опытом семейного воспитания по данной теме. Активно посещают родители Дни открытых дверей с просмотром занятий и другие мероприятия с участием их детей. Провела семинары практикумы: «Развиваем пальчики», «Творим из соленого теста» (Тестотерапия) совместно с детьми. Стенд «Умелые пальчики» носит рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создала библиотеку, предоставляю возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу, игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук - массаж ладоней и пальчиков, пальчиковые игры. Стараюсь ненавязчиво подсказывать, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получил знания, выработал определенные и умения, но и испытал интерес к занятиям. Результатом этого является то, что родители занимают активную позицию в воспитании ребёнка. Выступают оппонентами в решении различных вопросов. И самое главное становятся помощниками и опорой мне в общем деле воспитания детей. Делюсь опытом с воспитателями ДОУ, была проведена консультация «Игры и упражнения для повышения работоспособности дошкольников», открытое занятие «Тайны птичьего мира», а так же давала открытое занятие на творческой неделе для воспитателей «Наши помощники». Подводя итоги проделанной работы по теме «Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста» добилась высокого результата, выраженного в итогах диагностики по методике С. Е. Гавриной, которая показала 77% развития мелкой моторики у детей, ее проводила впервые так как, автор методики рекомендует использовать с пяти лет. Дети научились писать графические диктанты, у детей сформирована тактильная чувствительность, дети избавились от монотонности речи, стали эмоциональней и выразительней. Решила продолжать работу дальше и на хорошем уровне подготовить воспитанников к обучению в школе.

Публикации по теме:

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.

«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШИМ ДЕТЯМ (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) обобщение педагогического опыта воспитатель.

Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов.

Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиОбобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Проблема коммуникативных.

Обобщение опыта работы «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры". Работая по данной проблеме, однозначно встаёт.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Дошкольный возраст – особенно важный и.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Роль пальчиковых игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста Роль пальчиковых игр в обучении английскому языку детей дошкольного возраста Игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Роль пальчиковых игр в учебной деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 14:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД