Ольга Ли
Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТОМ
«Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения»
Человек стал человеком, когда услышал шёпот
листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения» размещена в разделах
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Система работы по духовно – нравственному воспитанию я строю с опорой на программу «Добрый мир» (автор Людмила Леонидовна Шевченко).
Одним из главных средств духовно – нравственного развития личности ребенка мы выбрали - природу.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его
Людей через посредство отечественного языка
Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы,
Нам же остается донести его до детей.
писал: русский педагог Д. К. Ушинский
В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств.
В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать из своего ребенка доброго, честного, заботливого, сопереживающего человека. Поэтому доброта должна лежать в основе духовно-нравственного воспитания.
Что же такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, чуткость, справедливость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро людям.
Я использую природу как средство развития у детей духовно-нравственных чувств.
Русская природа… Эти слова легко вызывают в памяти знакомые и дорогие сердцу картины: стройные сосновые леса и светлые веселые березовые рощи, полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля, торжественная сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней.
Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.
В наставники себе я взял природу –
великую из всех учителей.
Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости.
Как приобщить ребенка к окружающей его природе? Как развить познавательный интерес к ней, научить видеть и восхищаться ее красотой. С чего начать? Перед собой поставила следующие задачи.
Важнейшими задачами ознакомления дошкольников с природой являются :
Введение ребенка в мир природы;
Формирование реалистических представлений - знаний об объектах и явлениях;
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность дошкольников;
Развивать чуткость, стремление сделать добро людям;
Воспитание способности видеть красоту родной природы, любви, бережного и заботливого отношения к ней.
Создание условий для осуществления духовно – нравственного воспитания является одним из решений данных задач. Созданы уголки природы, в которых собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов.
Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлены календари наблюдения за объектами и явлениями природы.
В процессе ознакомления с природой я использую разнообразные методы:
Наглядные методы.
Практические методы.
Словесные методы.
Встреча с природой – это праздник, образец для воспитания чувств меры, которые мы взрослые, можем начать готовить в ребенке, еще не умеющим читать. Может ли обещание поэта К. Д. Бальмонта стать реальным:
К. Д. бальмонт: |
Я обещаю вам сады, Где поселились вы навеки, Где свежесть утренней звезды, Где спят не шепчущие реки. |
Где поселились вы навеки,
Где свежесть утренней звезды,
Где спят не шепчущие реки.
Все это увидеть предоставляется вместе с детьми во время наблюдений. Это одна из форм наглядного метода.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту; знакомим детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. С целью конкретизации и уточнений представления детей об окружающем мире рассматриваем картины знаменитых художников, просматриваем кинофильмы. Увидеть красоту природы, позволяет нам игра. Для расширения представлений детей использую в группах игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, осваивают знания.
Игры:
- предметные
- настольно – печатные
- словесные
- игровые упражнения и игры - занятия
- подвижные игры природоведческого характера
- творческие игры
Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к природе. Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Является способом развития наблюдательности. Способствует формированию трудолюбия. Даёт возможность получать представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, о сезонных изменениях в природе.
Большое влияние на воспитание ребёнка оказывает художественное слово. Чтение книг приводит к большим изменениям его эмоциональной сферы. В книге о природе заключены большие возможности для воспитания нравственности и добрых эмоций, для практической деятельности и для размышлений. Поэтому книгу ребёнку нужно не просто читать, но обязательно поговорить с ним так, чтобы выяснить, усвоил ли он, то познавательное содержание, которое автор вложил в произведение, какие чувства оно вызвало, как эти знания и чувства направить на конкретную деятельность по сбережению природы. Пусть эти конкретные дела будут небольшие – важно, что у ребёнка появилось желание сделать что-то хорошее, доброе.
Духовное обогащение детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев.
Чтобы почувствовать природу, увидеть в ней поэтическое начало мы также используем поэтические стихи, где художественный образ создается с помощью изобразительно-выразительных средств.
Все результаты наблюдений и полученные знания дети фиксируют в рисунках, поделках.
Актуальным является преемственность детского сада и семьи, родители которые помогают в формировании знаний, познавательных интересов, развитию нравственных и эстетических чувств. Взрослым и детям было предложено, совместными усилиями, найти как можно больше материала о природе – стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки, детской художественной литературы о животных. Удалось заинтересовать родителей и детей. Были организованы выставки книг «Мир природы», а также традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала на тему «Чудесные превращения». Родители приняли активное участие в организации и проведении этого конкурса.
Перед родителями поставила задачу - приучать детей не рвать, без необходимости, цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. Ведь не редко родители позволяют детям рвать цветы на общественных газонах. В индивидуальных беседах с родителями советуем им обращать внимание на красоту природы. Объясняем, что во время наблюдений у детей расширяется кругозор и время на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг себя, где можно увидеть много интересного: как солнышко встает, как блестят капли на траве, как сверкает иней на деревьях, как весной оживает природа. И не надо спешить домой, а вместе с ребенком полюбоваться и послушать, как просыпается природа. Во время бесед с родителями отмечаем, что детям свойственно наглядно-образное мышление, дети запоминают то, что видят. Если во время прогулок систематически наблюдать с детьми за насекомыми, птицами, то у них накапливаются определенные знания в этой области.
Планируем и проводим беседы, консультации с родителями о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.).
В результате проведенной работы произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники теперь внимательнее ко всему живому, с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями в их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дают результаты и приносят плоды.
Можно проследить положительную динамику уровня духовно -нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу.