МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

светлана толстова
Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Толстова Светлана Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район

Обобщение педагогического опыта

«Дидактическая игра

как средство экологического воспитания дошкольников»

Автор работы: Толстова Светлана Геннадьевна,

Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме: „Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

воспитатель МБДОУ д/с – о/в №25

ст. Кавказская 2016 год

Толстова Светлана Геннадьевна

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…3

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике…3

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 5

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта….9

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…. 12

3. Педагогический опыт….20

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте…23

3.2 Актуальность педагогического опыта…25

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4 Результативность педагогического опыта.

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта.

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

4. Выводы.

5 Список литературы.

Толстова Светлана Геннадьевна

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.

Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

В 30-е гг. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". К сожалению, долгое время люди во всем мире так и поступали. Теперь ученые горько шутят: "Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от нее милости". Поэтому "настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живешь!" (Экологический манифест "Глаза Земли", 1990).

"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения. будущее человечества окажется в серьезных руках ", - писал профессор М. М. Камшилов.

Впервые термин "экология" (с греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой". В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т. е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются :

Приобщение детей к экологической культуре;

Толстова Светлана Геннадьевна

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний, познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность.

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическая культура - это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.).

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного подхода (экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

Толстова Светлана Геннадьевна

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой,

которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания

экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности играх, труде, быту).

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи : Л. А, Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О., Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михаленко, Н. А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Приложение№2

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников». В наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Игра как средство экологического воспитания. Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство умственного воспитания дошкольников» Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы словами Сухомлинского: … №1. Определить тему нашего мастер-класса.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Калиева Дариха Кыдыралиевна 2. Год рождения: 1979 3. Должность: воспитатель 4. Территория,.

Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры» I.Введение В настоящее время наше общество возвращается к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет Игры, как средство экологического воспитания Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 23 июля 2017 в 19:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем светлана толстова (УИ 1153000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД