Обобщение педагогического опыта

надежда рындина
Обобщение педагогического опыта

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №»27 «ЗАРНИЧКА»

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Обобщение педагогического опыта на тему:

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

Воспитатель: Рындина Надежда Анатольевна

Южно-Сахалинск

2017г.

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Использование дидактических игр при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и другими. Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - содержание работы педагога по развитию связной речи дошкольников.

Таким образом, актуальным является рассмотрение дидактических игр в качестве средств, которые способствуют овладению (обучению) связной речи дошкольников.

Объектом моей работы является учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Все сказанное выше определило предмет исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр.

Цель моей работы заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс обучение связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза, если воспитатель будет систематически и методически правильно проводить дидактические игры (учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности развития детей старшего возраста; комплексно решать все речевые задачи (воспитание звуковой культуры, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя, обучение связной речи); полноценно закреплять усвоенный материал из разных областей; правильно подбирать дидактический материал, то развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет происходить наиболее эффективно.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) На основе анализа педагогической и методической литературы рассмотреть особенности развития речи в старшем дошкольном возрасте, уточнить понятие, сущность и проблемы развития речи в дошкольном возрасте.

2) Выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень развития речи.

3) Разработать систему дидактических игр по развитию связной речи проверить эффективность для практического применения в дошкольном образовательном учреждении.

4) Дать методические рекомендации родителям по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Практическая значимость заключается в том, что в ней на основании проведенной моей работы предлагаются дидактические направленные на развитие речи старших дошкольников и ряд практических рекомендаций по обучению детей связной речи, что, на мой взгляд, будет способствовать совершенствованию общего речевого развития личности, а также на использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей и в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Теоретические основы развития речи дошкольников

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия помогут ребенку в этом нелегком деле.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Ознакомление с окружающим посредством слова начинает осуществляться очень рано. С помощью слова ребенок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом все более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами-регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя», «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребенок поймет эти слова, а также такие слова, как «доброта», «отзывчивость», «заботливость» и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребенок «впитает» в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с ними.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие речью, легко вступают в контакт с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игры, занятия. Отсюда следует вывод: овладение речью должно быть своевременным (с первых дней после рождения) и полноценным (достаточным по объему языкового материала).

Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности. Существуют две формы речи: устная и письменная. Между ними много общего: и та и другая являются средством общения, в основном они используют один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь выполняет ряд функций:

- обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное содержание;

- сообщения - передача сведений, знаний, опыта;

- выражения – обнаружение, через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п., чувств, потребностей, отношений;

- воздействия - побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.

Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правильное изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изображение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Основная функция связной речи - коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.

Чрезвычайно важно знать, что, собственно, представляет собой речь как вид деятельности, важно знать, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания. Особенно большое значение для методики развития речи имеет интенсивно разрабатываемая в последнее время психология словесного общения.

Термин «развитие речи» по преимуществу педагогический. Он имеет отношение к учебно-воспитательному процессу, который осуществляется в том или ином учебном заведении. Конечно, этот процесс двусторонний, он затрагивает и деятельность педагога, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается.

Дидактическая игра - средство обучения связной монологической речи. Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Известно, что главная и ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей этого возраста, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. Являясь, самой ценной, значимой она выступает как специфическая форма обучения дошкольников, то есть своеобразный синтез игры и занятия. В процессе игровой деятельности у детей появляются новые интересы, новые мотивы деятельности. Игра проецируется на все виды активности в дошкольном детстве, придавая этому жизненному периоду неповторимое своеобразие. Игра в наибольшей степени способствует развитию высших психических функций (восприятие, мышление, воображение, внимание, память, речь, формируются первые нравственные чувства. Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра развлекает, дает отдых, социализирует, воспитывает, обучает, развивает. В жизни ребенка игровая деятельность выполняет главную – коммуникативную функцию - общения. В игре находят выражение основные потребности ребенка: стремление к самостоятельности; активное участие в жизни взрослых; потребность в активных движениях; потребность в общении.

Игра развивает речь. Основой обучения связной монологической речи дошкольников является игра, которая в педагогическом процессе выполняет совершенно особую роль. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Особым видом игровой деятельности и формой организации учебно-воспитательного процесса является дидактическая игра.

Виды дидактических игр.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по содержанию, по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные игры. В процессе словесных игр у детей развивается речевой слух. Речевое внимание. Совершенствуется звукопроизношение. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.

Являясь, ведущим обучающим видом деятельности в дошкольном возрасте дидактическая игра применяется на занятиях по развитию речи в качестве основного методического средства. Дидактическая игра «незаметно» помогает активизировать дошкольников в обучении, стимулирует инициативу и творчество. Дидактическая игра содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Важным свойством игровой учебной деятельности является познавательная деятельность и представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Как средство дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Использование возможностей обучающих игр на занятиях по развитию речи в обучении связной монологической речи дошкольников - это значит применение дидактических игр в качестве основного средства в процессе занятий по совершенствованию связной речи. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. На занятиях применялись следующие игровые приемы: элемент ожидания и неожиданности у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию.

Методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи:

- использование художественной литературы;

- создание проблемной ситуации;

- игровой момент;

- объяснения;

- вопросы к детям;

- беседа о ходе выполнения действий;

- напоминание;

- рассказ воспитателя (образец);

- толкование (разъяснение понятия);

- использование плана;

- обобщение воспитателя;

- образец воспитателя,

- словесная дидактическая игра;

- оценка рассказа;

- творческое задание с применением образца;

- совместное составление рассказа с воспитателем;

- картинный план (моделирование);

- коллективное составление рассказов;

- составление коротких рассказов по одной теме;

- рассказ от лица главного героя;

- опорные слова;

- экспериментирование;

- использование наглядных пособий,

- внесение и обыгрывание игрушки.

Обучение строилось с учетом методик развития связной речи, разработанных В. В. Коноваленко, О. С. Гомзяк, так как ведущим принципом системы работы по развитию связной речи они считают взаимосвязь всех речевых разделов (лексического, грамматического, фонетического) и формирование на этой основе связности высказываний. В процессе обучения высказываниям повествовательного типа применялись фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми. Каждая форма обучения выступала как составная часть единого процесса. Знания и умения, полученные на фронтальном занятии, закреплялись в индивидуальной и подгрупповой работе. Индивидуальное обучение с детьми проводилось в удобное время (в утренние часы, на прогулке, во второй половине дня). В дидактическая игре "К нам пришла осень" упражнялись употреблять существительное в разных падежах например: мы ждали (осень, мы рады (осени) и так далее. Королева Осени была игровым элементом-сюрпризом, с которой ребята закрепили правильное произношение звуков (Ш) и (Ж) при помощи музыкально-дидактической игры. В игре дети повторяли строчки стихотворения и ритмично выполняли движения. Составляя рассказ из опыта по сюжетной картинке «Семья» ребята называли имена и отчества своих родителей. В процессе рассказа формировались и расширялись представления о семье. Тренировались в употреблении сложноподчинённых предложений, играя в игру «Закончи предложение». Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине» позволила ребятам поупражняться в образовании однокоренных слов (яблоко - яблочный сок). Игра-классификация «Овощи и фрукты», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», «Военная техника», дидактическая игра «Назови три слова», «Что можно делать зимой» направленна расширить словарный запас и звуковую культуру речи. На занятиях по развитию речи также применялись художественное слово – загадки, отрывки из произведений, стихотворения. Игра «Умное эхо» использовалась для совершенствования грамматического строя в последовательном рассказывании сказки «Лиса и рак» например: у лисы хвост –лисий, у лисы лапа – лисья, у лисы ухо – лисье). Дидактическая игра «Тригоны» (3 наводящих предложения описательного характера) позволяет детям догадаться о ком идет речь. Например: Я хочу рассказать об одной хитрой плутовке, она любит полакомиться курятинкой, она бывает рыжая, черная (Лиса). При составлении рассказа «Дары природы» игра- имитация позволила детям представить лес, активизируя их мыслительную деятельность, воображение. Игра "Почему так называется?"(подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - позволила объяснить происхождение названий грибов. В процессе рассказа объяснений у ребят совершенствовались навыки связной монологической речи. Работая с раздаточным материалом в игре «Помоги животному» закреплялись названия детенышей и их жилищ. Дети упражнялись в употреблении существительных родительного падежа, единственного числа. На развитие связной монологической речи также была направлена игра «Зоопарк». Дети садились в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен был описать своё животное, не называя его, по такому плану: внешний вид, чем питается. Игровые часы определяли, кто должен отгадывать описываемое животное. Игра «Комплименты» где по кругу передавался мячик со словами наши мальчишки самые умные, сильные) использовалась в беседе о Дне защитника Отечества. Игра «Ласковые слова» для своей мамы позволила не только овладевать навыками связной речи, но и воспитывать любовь и нежное отношение к родному человеку. Использование пословиц о семье позволило дошкольникам понять смысл о чем будет происходить дальнейшая беседа. Для расширения знаний об окружающем мире очень хороша подошла словесная игра «Кто кем был или что чем было», где детям задавались вопросы пример: Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком) и так далее. Игра Вырезные картинки» со сказочными сюжетами позволяет активизировать словарь (царь - 3 сына- стрела- болото – лягушка) сказка о царевне лягушке. Игра «Кто кем хочет стать?» направленна на употребление трудных форм глагола. В процессе обучения связной речи при помощи дидактических игр осуществлялась активная работа по обогащению содержания детской речи. Большое место в свободное время занимало чтение художественной литературы по теме предстоящего занятия, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается, на его языковые особенности. В ходе игр дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Для усиления эмоционального восприятия художественного текста, использовался прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, например, от лица Подберезовика или Белого гриба (пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи», ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются. В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок были включены логические упражнения. Это может быть расстановка картинок в логической, временной последовательности; восстановление специально пропущенного звена; придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»). Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Результаты моей работы. В ходе работы с детьми на различных занятиях, на прогулках, в процессе игровой деятельности в группе были выявлены отличительные моменты в монологических высказываниях. Большая часть детей стала играть в настольно- печатные игры (лото, домино в развивающие карточные игры, в пазлы, в словесные игры «Золотые ворота», «Купим бабушке», «Сижу посижу» в игры с правилами, игры с различными предметами. Все их игры требовали от них связного логичного аргументированного речевого сопровождения, все играющие четко осознавали цель игры. Играя, ребята описывали предметы, рассказывали небылицы друг другу, при этом получали максимум удовольствия и радости. В процессе игровой деятельности дети сочиняли небольшие сказки тем самым привлекали к рассказыванию своих друзей. В такие минуты проявлялся соревновательный момент. Дети старались показать свои способности. Именно тогда у детей проявлялся интерес к словотворчеству.

В целом моя работа повлияла не только на уровень овладения связной монологической речи, но и на психологическое развитие детей. Таким образом, делаем вывод, что применение дидактических игр направленных на совершенствование монологических высказываний дали положительный эффект. Желаемый результат был достигнут.

Методические рекомендации

- следует помнить, что игру на занятии необходимо использовать не ради развлечения, а с целью руководства речевой деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

- по развитию речи надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

- Учитывать своеобразие и особенности дидактических игр.

Были выявлены типичные проблемы развития речи старших дошкольников, на которые следует обратить внимание.

Все выше изложенное говорит о том, что для того чтобы речь дошкольника стала выразительной, логичной, связной, последовательной на занятиях по развитию речи необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мною была разработана система условий, непосредственно влияющих на обучение связной монологической речи.

В процессе работы был разработан и применен на занятиях по развитию речи комплекс обучающих игр. Обучая детей связной монологической речи, следует особое внимание уделять предварительной подготовке для того, чтобы исключить двукратное рассказывание воспитателем произведения на занятии. Тогда увеличатся временные рамки для речевой активности детей. Такая подготовка способствует большему удовлетворению коммуникативных потребностей, проявлению творческой активности.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Балтай» Балтайского муниципального района Саратовской области.

Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей» Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Обобщение педагогического опыта по математикеОбобщение педагогического опыта по математике «Математику следует учить уже потому, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов Залог успешной подготовки детей к школе – это развитие.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ»Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ» Актуальность экологического воспитания детей младшего возраста. Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском садуОбобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Соколова Елена Сергеевна. Я очень люблю работать над проектами.

Обобщение педагогического опыта Развитие речи детей через театрализованную деятельность Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных.

Обобщение педагогического опыта «Способы и техники нетрадиционного рисования» «Мир будет счастлив только тогда, когда у человека будет душа художника». (Роден) Детство - очень важный период в жизни детей. Именно.

Обобщение педагогического опыта «Способы и техники нетрадиционного рисования» «Мир будет счастлив только тогда, когда у человека будет душа художника». (Роден) Детство - очень важный период в жизни детей. Именно.

Школа радости (обобщение педагогического опыта) Какими бы прекрасными ни были бы наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать.

Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 08:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация: «Ответы на самые каверзные детские вопросы.»
Почему крапива жжется? На стеблях и листьях крапивы есть тоненькие и твердые ворсинки, в корешках которых есть кислота. Кончики ворсинок очень острые, и...
23 февраля. Музыкально спортивный праздник в старшей группе
Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе. Под марш девочки входят в зал, и выстраиваются полукругом. Варя: 23 февраля все мы отмечаем...
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
«Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная машина...
Технологическая карта по Петербурговедению «Город и село»
Технологическая карта занятия ( совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город, деревня 2. Учить...
Фотоотчёт «Участие учащихся начальных классов (2–3 классы) в акциях, проводимых в...
Рада Вас приветствовать, уважаемые коллеги, на новой публикации! Хочу поделиться с Вами фотоотчётом мероприятий-акций, проводимых в феврале в моих классах -...