МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников»

Татьяна Хрипунова
Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

• игровые технологии;

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

технологии индивидуально-дифференцированного подхода;

• технологии «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Благодаря использованию в своей работе здоровьесберегающих технологий таких как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, самомассаж и игровой массаж, занятия в спортивном кружке, досуги, развлечения, праздники, недели здоровья и прогулки-походы образовательный процесс становится системным и результативным.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Технологии проектной деятельности

Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В практику своей работы я внедряю краткосрочные образовательные проекты «Здоровое детство», «За здоровьем в детский сад», «Если хочешь быть здоров», которые направлены на формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Целью проектов являлось создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья. Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

В рамках проектов проводились разные мероприятия: беседы, викторины, праздники, выставки, дидактические игры, которые способствовали повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущал себя значимым в группе сверстников, видел свой вклад в общее дело, радовался своим успехам. Метод проекта способствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помог ребенку научиться работать в команде, вырабатывая собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Проекты, позволяют мне достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается они на интересах детей и активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

В своей работе инструктора по физической культуре я использую следующие формы информационно-коммуникативных технологий:

- планирование в электронном виде;

- оформляю диагностику физической подготовленности в виде схем, диаграмм, графиков;

- создаю аудио и видео картотеки;

- использую электронные мультзарядки, физкультминутки и гимнастику для глаз;

- пользуюсь персональной электронной почтой

- имею блог на международном образовательном портале «МААМ», блог на сайте «Кладовая развлечений», блог на сайте «Учебно-методический кабинет»

- использую цифровую фотоаппаратуру;

- публикую свои материалы на различных сайтах;

- использую ресурсы сети Интернет;

Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, использую познавательные занятия в виде презентаций, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Презентации позволяют подавать материал в яркой динамичной графической форме, что особенно привлекает детей дошкольного возраста. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей.

Использую ИКТ и в индивидуальной работе с детьми. Для лучшего усвоения техники выполнения упражнений, подготовила несколько слайдов, как правильно выполнять упражнения, например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно взять мяч.

Активно использую ИКТ в работе с родителями. На официальном сайте ДОУ размещаю информацию: новости, фотоочёты и консультации. Благодаря этому родители своевременно и в полном объёме получают информацию о ФО детей. Презентации и мультимедиа помогают сделать интересными праздники с участием родителей, родительские собрания и консультации.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном процессе способствует повышению интереса детей к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, облегчает работу инструктору по физической культуре. Использование компьютера, вызвал положительный интерес у детей. Применение дидактических игровых заданий дает возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельного мышления, находить решения, делать выводы, что помогает расширить кругозор.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств.

На своих занятиях в общении с детьми поддерживаю акцент на личностно - ориентированный подход. Планирую, занятия и совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Считаю, что каждый ребёнок должен развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

Личностно-ориентированные технологии в физическом воспитании

Базовые технологии:

Диагностика психофизического состояния.

Расчет проектируемых индивидуальных характеристик.

Определение общей направленности занятий физическими упражнениями.

Разработка индивидуальных программ физического совершенствования.

Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности.

Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности.

Частные технологии:

Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность.

Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.

Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.

Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и развивающиеся физические качества.

Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности.

Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.

Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.

Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.

Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ.

В этой связи пришла к выводу, что сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем:

- в индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;

- в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности;

- в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности;

- в создании педагогических условий для формирования здоровья и физической активности;

- в успешной организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

В своей работе, я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые ситуации. Во время организационной образовательной деятельности применяю игрушки, персонажи театра, спортивный инвентарь, где на занятиях обруч превращается в санки или самолет, мячи в арбуз или горячую картошку, и т. д.

2. Сюрпризные моменты. Во время организованной образовательной деятельности и в здоровьесберегающей технологии я использую, момент неожиданности, что позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой и желание заниматься спортом.

3. Элемент присутствия любимой игрушки. На занятиях по физкультуре это может быть спортивный инвентарь. Например, отдаю мальчикам футбольные мячи, клюшки, а девочкам скакалки или обручи и даю задание, это вызывает у детей огромный интерес.

Игра обладает магией и способной давать пищу фантазии - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.

Технологии индивидуально-дифференцированного подхода.

На мой взгляд, в физическом воспитании так же очень важен индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку, дети с детского сада должны понимать мальчик – сильный, а девочка слабее. На занятиях физической культуры у мальчиков можно сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.

В процессе занятий использую игры для мальчиков, где большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручами. Поэтому иногда в НОД и утренней гимнастике осуществляю деление общей группы детей на подгруппы. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, и в процессе специально организованной деятельности у них развиваются физические качества. В своей работе использую следующие методические приемы для учета индивидуализации:

• Упражнения подбираются только для мальчиков и только для девочек.

• Упражнения выполняются детьми с разной дозировкой.

• Подбор физкультурного оборудования для выполнения ОРУ различен.

• Повтор упражнений, различный для мальчиков и для девочек.

• Распределение ролей в подвижных играх.

• Требования к качеству выполнения упражнений различны (от мальчиков мы требуем большей четкости, дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

• При желании детей оказать помощь в расстановке и уборки снарядов девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – более тяжелое оборудование.

Технологии «ТРИЗ»

Методику «ТРИЗ» можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого инструктор и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и инструктору, и родителям, и детям.

Я считаю, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Поэтому в своей практике стараюсь учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

ТРИЗ помогает обобщить и систематизировать знания о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков (подвижные игры «Цветные автомобили" «Найди свой цвет")

ТРИЗ формирует способность к подражанию действиям животных, птиц; развивает образное, ассоциативное мышление, воображение (мы воробушки, крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки)

ТРИЗ развивает воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций (волшебник увеличил ноги спортсменам зверятам и побежали они широким шагом)

ТРИЗ развивает умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, что позволяет разнообразить приемы закрепления отдельных действий (дается задание детям выполнить определенные действие или движение - они должны выполнить анти – действие или анти – движение, т. е., если задание выполнить наклон вправо – ребенок должен выполнить наклон влево)

Вывод: На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный, и воспитательный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а так же повышает мотивацию к занятиям спортом. Современные педагогические технологии содержат много средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда Актуальность исследования. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с.

«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста» В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного.

«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №251» Использование здоровьесберегающих технологий в.

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи» Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей.

Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами Использование современных образовательных технологий в работе с педагогами «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай.

Использование современных образовательных технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по тхэквондо Использование современных образовательных технологий и методик в физической, технико-тактической и психологической подготовке тхэквондистов.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе Использование современных образовательных технологий в учебном процессе воспитателя ГБДОУ д/с № 100 Миделашвили М. Л Исходя из образовательных.

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Я в образовательном процессе систематически использую следующие технологии: • здоровьесберегающие технологии; • технологии проектной деятельности.

Обобщение опыта полодифференцированный подход в физическом развитии дошкольников ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПОЛОДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Конспект - сценарий образовательной деятельности по физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 6 июля 2016 в 14:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хрипунова (УИ 221504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД