Татьяна Хрипунова
Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• игровые технологии;
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
технологии индивидуально-дифференцированного подхода;
• технологии «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Благодаря использованию в своей работе здоровьесберегающих технологий таких как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, самомассаж и игровой массаж, занятия в спортивном кружке, досуги, развлечения, праздники, недели здоровья и прогулки-походы образовательный процесс становится системным и результативным.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Технологии проектной деятельности
Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В практику своей работы я внедряю краткосрочные образовательные проекты «Здоровое детство», «За здоровьем в детский сад», «Если хочешь быть здоров», которые направлены на формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Целью проектов являлось создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья. Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
В рамках проектов проводились разные мероприятия: беседы, викторины, праздники, выставки, дидактические игры, которые способствовали повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущал себя значимым в группе сверстников, видел свой вклад в общее дело, радовался своим успехам. Метод проекта способствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помог ребенку научиться работать в команде, вырабатывая собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Проекты, позволяют мне достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается они на интересах детей и активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
В своей работе инструктора по физической культуре я использую следующие формы информационно-коммуникативных технологий:
- планирование в электронном виде;
- оформляю диагностику физической подготовленности в виде схем, диаграмм, графиков;
- создаю аудио и видео картотеки;
- использую электронные мультзарядки, физкультминутки и гимнастику для глаз;
- пользуюсь персональной электронной почтой
- имею блог на международном образовательном портале «МААМ», блог на сайте «Кладовая развлечений», блог на сайте «Учебно-методический кабинет»
- использую цифровую фотоаппаратуру;
- публикую свои материалы на различных сайтах;
- использую ресурсы сети Интернет;
Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, использую познавательные занятия в виде презентаций, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Презентации позволяют подавать материал в яркой динамичной графической форме, что особенно привлекает детей дошкольного возраста. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей.
Использую ИКТ и в индивидуальной работе с детьми. Для лучшего усвоения техники выполнения упражнений, подготовила несколько слайдов, как правильно выполнять упражнения, например, бросок мяча в корзину. На слайде видно положение туловища, рук, ног, как правильно взять мяч.
Активно использую ИКТ в работе с родителями. На официальном сайте ДОУ размещаю информацию: новости, фотоочёты и консультации. Благодаря этому родители своевременно и в полном объёме получают информацию о ФО детей. Презентации и мультимедиа помогают сделать интересными праздники с участием родителей, родительские собрания и консультации.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном процессе способствует повышению интереса детей к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника, облегчает работу инструктору по физической культуре. Использование компьютера, вызвал положительный интерес у детей. Применение дидактических игровых заданий дает возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельного мышления, находить решения, делать выводы, что помогает расширить кругозор.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, формирования личностных качеств.
На своих занятиях в общении с детьми поддерживаю акцент на личностно - ориентированный подход. Планирую, занятия и совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Считаю, что каждый ребёнок должен развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.
Личностно-ориентированные технологии в физическом воспитании
Базовые технологии:
Диагностика психофизического состояния.
Расчет проектируемых индивидуальных характеристик.
Определение общей направленности занятий физическими упражнениями.
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования.
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности.
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности.
Частные технологии:
Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность.
Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.
Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.
Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и развивающиеся физические качества.
Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности.
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.
Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.
Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.
Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ.
В этой связи пришла к выводу, что сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем:
- в индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;
- в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности;
- в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности;
- в создании педагогических условий для формирования здоровья и физической активности;
- в успешной организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
В своей работе, я использую следующие игровые технологии:
1. Игровые ситуации. Во время организационной образовательной деятельности применяю игрушки, персонажи театра, спортивный инвентарь, где на занятиях обруч превращается в санки или самолет, мячи в арбуз или горячую картошку, и т. д.
2. Сюрпризные моменты. Во время организованной образовательной деятельности и в здоровьесберегающей технологии я использую, момент неожиданности, что позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой и желание заниматься спортом.
3. Элемент присутствия любимой игрушки. На занятиях по физкультуре это может быть спортивный инвентарь. Например, отдаю мальчикам футбольные мячи, клюшки, а девочкам скакалки или обручи и даю задание, это вызывает у детей огромный интерес.
Игра обладает магией и способной давать пищу фантазии - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
Технологии индивидуально-дифференцированного подхода.
На мой взгляд, в физическом воспитании так же очень важен индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку, дети с детского сада должны понимать мальчик – сильный, а девочка слабее. На занятиях физической культуры у мальчиков можно сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.
В процессе занятий использую игры для мальчиков, где большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручами. Поэтому иногда в НОД и утренней гимнастике осуществляю деление общей группы детей на подгруппы. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, и в процессе специально организованной деятельности у них развиваются физические качества. В своей работе использую следующие методические приемы для учета индивидуализации:
• Упражнения подбираются только для мальчиков и только для девочек.
• Упражнения выполняются детьми с разной дозировкой.
• Подбор физкультурного оборудования для выполнения ОРУ различен.
• Повтор упражнений, различный для мальчиков и для девочек.
• Распределение ролей в подвижных играх.
• Требования к качеству выполнения упражнений различны (от мальчиков мы требуем большей четкости, дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
• При желании детей оказать помощь в расстановке и уборки снарядов девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – более тяжелое оборудование.
Технологии «ТРИЗ»
Методику «ТРИЗ» можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого инструктор и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и инструктору, и родителям, и детям.
Я считаю, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Поэтому в своей практике стараюсь учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
ТРИЗ помогает обобщить и систематизировать знания о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков (подвижные игры «Цветные автомобили" «Найди свой цвет")
ТРИЗ формирует способность к подражанию действиям животных, птиц; развивает образное, ассоциативное мышление, воображение (мы воробушки, крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки)
ТРИЗ развивает воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций (волшебник увеличил ноги спортсменам зверятам и побежали они широким шагом)
ТРИЗ развивает умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, что позволяет разнообразить приемы закрепления отдельных действий (дается задание детям выполнить определенные действие или движение - они должны выполнить анти – действие или анти – движение, т. е., если задание выполнить наклон вправо – ребенок должен выполнить наклон влево)
Вывод: На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный, и воспитательный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а так же повышает мотивацию к занятиям спортом. Современные педагогические технологии содержат много средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя.