Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта на тему «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания»

Ирина Ольшанская
Обобщение педагогического опыта на тему «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

«Художественная литература, как средство духовно-нравственного воспитания».

«Книги – корабли мысли,

странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению».

Френсис Бэкон

Нормативные документы последних лет:

- Закон РФ «Об образовании

- ФГОС ДО

-нацпроект «Образование»

Остро поднимают проблему духовно-нравственного развития детей.

Публикация «Обобщение педагогического опыта на тему „Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах

К сожалению, в современном мире происходит падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютер, телефон, планшет. А ведь в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, поступки ребёнка. Книга – мощное орудие формирования личности ребёнка, помогает отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и отстаивать хорошее, не мириться со злом. Помимо этого произведения литературы всегда содержат в себе какую-либо оценку событий, они задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Поэтому, развитие и формирование интереса к художественной литературе у воспитанников - одна из главных задач воспитания.

При работе над темой с детьми 3-5 лет, я определила цель: способствовать формированию духовно-нравственных представлений воспитанников в процессе ознакомления с художествсенной литературой;

Для достижения цели, определила следующие задачи

Способствовать формированию у детей интереса к книгам;

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки главных героев, давать оценку своему поведению;

Формировать опыт оценки хороших и плохих поступков;

Способствовать развитию отзывчивости, сопереживания, милосердия, сострадания;

Содействовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и беречь красоту посредством художественной литературы;

Совершенствовать умение слушать новые сказки, рассказы, стихотворения, следить за развитием действия.

Воспитывать у ребёнка эмоциональное восприятие художественных произведений, умение самостоятельно рассуждать над ними;

Поставленные задачи реализовывала в двух направлениях: совместная (подгрупповая, индивидуальная) деятельность с детьми и взаимодействие с родителями.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начала с миниатюр народного творчества – потешек. Используя потешки, показывала детям что такое хорошо и что такое плохо, например, «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принёс». Правильно подобранная потешка помогала вызывать эмоциональный отклик у детей, положительное отношение к окружающим, например, с помощью потешек-утешек («Не плачь, не плачь», «Придет киска не спеша и погладит малыша» и т. д.) учила детей проявлять сочувствие к окружающим.

Помимо потешек я использую пословицы и поговорки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать во всех режимных моментах.

Например: одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю : «Семеро одного не ждут». Замечаю на образовательной деятельности по аппликации неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяю такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, помогает урезонить обидчика. Хорошего друга хвалю: «Друг познается в беде», «Скучен день до вечера коли делать нечего» - говорю о том, кто не может найти себе занятие. Призываю детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Некоторые пословицы содержат в себе поучение, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай», иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка» или «Люди с базара, а Назар на базар». Некоторые поговорки дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «Всё готово, да бестолково», «Поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают мне прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны.

Но самым главным методом является непосредственно чтение художественной литературы. Особое внимание уделяю выразительному чтению, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Во время чтения, для достижения наилучшего контакта с детьми используя приём «глаза в глаза».

Часто к детям в гости приходят сказочные персонажи или куклы бибабо, они помогают не только создать сказочную атмосферу, но и настраивают детей на более внимательное прослушивание произведений. Дети с интересом слушают рассказ про зайчика, который пришёл к ним в гости, делятся впечатлением от произведения, своим отношением к героям и их поступкам.

Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, побуждаю разрешать противоречия. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

После чтения всегда с детьми провожу беседу по прочитанному, это позволяет сформировать у воспитанников оценку образов, поступков героев. Во время беседы стараюсь задавать детям такие вопросы, ответы на которые требуют мотивации оценок. Например, «Кого тебе жалко в этой сказке?», «Кто из героев больше всего понравился?», «Что больше всего понравилось в произведении?» и т. д.)

В процессе работы над темой я создала картотеку рассказов, сказок по разным темам: бережное отношение к природе, животным (М. М. Пришвин «Ребята и утята», Л. Н. Толстой «Птичка», З. Александрова «Мы кормушку смастерили); умение заботится о близких, проявлять чуткость, оказывать помощь близким (Л. Н. «Старый дед и внучек», Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»); формирование уважения к окружающим, умение проявлять тактичность, вежливость, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается (В. Сутеев «Мешок яблок», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Осеева «Просто старушка»).

Взаимодействуя с родителями: в начале года провела опрос по теме «Семейное чтение» (участвовали 23 респондента, результаты опроса показали:

уголок с книгами есть у более половины семей (16 из 23)

читают ребенку книги: 5 семей – каждый день, - 10 семей- когда попросит ребёнок ; иногда (редко) – 5 семей.

Почти у всех детей есть любимые книги («Русалочка», «Айболит», Тараканище», «Красная шапочка», «По дороге с облаками», но встречаются и такие произведения «Игры разума», «Барбоскины», детские научные книги, «Про автобус, который боялся темноты». И у 3 детей вообще нет любимого произведения.

Почти все опрошенные родители проводят с детьми беседу по прочитанному произведению. (кроме 3 семей)

Многие семьи считают важным обсудить с ребёнком прочитанное (кроме 2 семей)

В практике воспитания детей почти все опрошенные родители используют примеры ситуаций или поведения литературных героев (кроме 1 семьи)

Все семьи считают, что необходимо прививать интерес к чтению.

Используя анкетные данные пришла к выводу, что родители стремятся к формированию у детей читательского интереса, понимают, что книга является богатейшим средством духовного развития ребенка.

В работе с родителями использовала консультации (в виде ширм «Семейное чтение», «Ребёнок и книга»; «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей», «Чтение художественной литературы для детей 4-5 лет», индивидуальные беседы с родителями, памятки для родителей («Как поддерживать у детей интерес к чтению», «Что читать детям 4-5 лет»).

По итогам работы могу сказать, что у детей возрос интерес к книгам (дети проводят время в книжном уголке, с интересом слушают произведения, особо понравившиеся произведения просят прочитать еще раз, стали проявлять больше доброжелательности, сочувствия, сострадания, сопереживания как при высказывании своего отношения к героям произведений, так и к друг другу. В результате приобщения воспитанников к чтению на практике убедилась, что художественные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного развития детей, прививают любовь к нашей культуре.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта на тему «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 22:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта на тему «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ольшанская (УИ 287287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД