Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны»

Татьяна Житникова
Обобщение педагогического опыта «Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны»

Актуальность. Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой. Ведь разрушение личности человека – это самая большая опасность, которая подстерегает общество в наше время. Подрастающее поколение не получает достаточного нравственно – патриотического воспитания, поэтому у детей искажены представления: о справедливости, доброте и милосердии. Современные люди давно утратили многие традиции и стремятся занять их у запада. Молодежь празднует праздники «Хелоуин» и «День святого Валентина», которые тоже не являются нашими традициями, а ведь у нас есть не хуже. Например: «День Ивана Купалы», святочные гулянья, рождественские Колядки и т. д. Приобщение детей к истокам родной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать нужно с самого раннего возраста с дошкольников.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны“» размещена в разделах

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, поэтому становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, её истории, приобщение к культурному наследию, должно встать на первое место в дошкольном образовании.

Культурное наследие формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но с помощью совместного воздействия педагогов и родителей. Важную роль играет накопленный ребенком социальный опыт жизни в своей стране, городе, с их традициями и культурой.

Моя работа по данной теме опирается на ведущие педагогические идеи великих педагогов Ушинского, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, и др. А так же на современные исследования А. Б. Запорожца, Н. Н. Подъякова С. Н. Николаевой, Т. С. Комаровой, В. И. Логиновой и др.

Так же мною изучена литература для знакомства с новыми технологиями и направлениями в работе по теме: «Приобщение дошкольников к культурному наследию через различные образовательные области».

Истоки:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Л. А. Парамоновой;

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»;

Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»;

Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

Новицкая М. Ю. Наследие. «Патриотическое воспитание в детском саду»;

Л. Соколова, А. Некрылова. «Воспитание ребенка в русских традициях»;

Оверчук Т. И. «Воспитательная система «Маленькие россияне»;

Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»;

Якушева Т. А. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста»;

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми»

При решении проблемы были выделены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны.

2. В совместной деятельности уточнить и конкретизировать понятия «Родина», «Традиции», «Страна».

3. Подобрать систему приемов способствующих приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны.

В своей работе по данной проблеме мною была определена система образовательной деятельности:

- Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны.

- Создана развивающая предметно-пространственная среда способствующая развитию у детей патриотических чувств.

- Проведена совместная работа с родителями направленная на приобщение к культурному наследию.

Для приобщения дошкольников к культурному наследию родной страны были определены основные цели:

- формировать у детей знания и представления о культуре русского народа, его истории и традициях.

-воспитывать чувство любви и привязанности к своей стране, малой родине уважение и гордость за свой народ, его историю, культуру;

-развитие умения отражать полученные знания в различных видах деятельности.

- использование регионального компонента – история родного Зауралья.

Осуществление педагогического процесса происходило в соответствии с интересами каждого ребенка, помогая ему при возникновении трудностей и вопросов. Так же были использованы игровые технологии, которые способствовали повышению интереса к различным видам деятельности, становлению эмоционально – положительной обстановки в группе. Использовались здоровьесберегающие технологии, которые позволяют чередовать двигательную активность и спокойное состояние для снижения утомляемости и повышения внимания детей. Так же была использована музейная технология для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа.

Для того чтобы воспитанники могли окунуться в быт нашего народа была создана предметно пространственная среда «Русская изба», которая включает в себя предметы обихода русской избы.

Оформлены альбомы «Костюмы народов мира», «Предметы быта», «История света», «История посуды» и др.

Образовательная деятельность по приобщению к культурному наследию родной страны просматривается в различных образовательных областях: «Художественно- эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Для развития у детей патриотизма использовались следующие формы:

- Совместная образовательная деятельность с детьми, которая включает НОД и режимные моменты.

- Самостоятельная деятельность в ПРС.

- Совместная деятельность дети, родители, педагоги.

Мною разработаны конспекты НОД и проведены:

1. «Люблю тебя – мой край родной».

2. «В гостях у Зауральских мастеров»

3. «Путешествие в прошлое одежды».

4. «Путешествие в прошлое света»

5. «Путешествие в страну фольклора»

6. «Уральские камни».

7. «Весела была беседа»

8. «Богатыри земли русской»

9. «Георгиевская ленточка»

10. «Традиции Россиян»

На которых, дети знакомились с обычаями и традициями русского народа, с бытом людей. Узнали, как раньше освещали свое жилище славяне, познакомились с другими предметами обихода. Узнали что такое «георгиевская ленточка». Детям было интересно становиться участниками образовательного процесса и, они с радостью применяли полученные знания и делись ими друг с другом.

Работая с детьми, осваивала различные методики и приёмы работы по данной теме. Использовала в работе моделирование по русским народным сказкам, театрализацию, драматизацию, экскурсии, чтение познавательной литературы, разучивали потешки и заклички.

- Проводились экскурсии: «Путешествие в прошлое», «Хорошо у нас в светелке», «История посуды», «Рукоделие» и др. Где дети делились своими впечатлениями, рассказывали истории возникновения своих предметов быта. Получили массу положительных эмоций.

Тематические беседы - общения, позволили детям получить новые знания и ответы на интересующие их вопросы;

- рассматривание альбомов «старинных осветительных приборов», «предметы быта»; «народные праздники» внесли свою роль в самостоятельную деятельность дошкольников. Они с удовольствием рассматривали и обсуждали увиденное;

- Организовывали художественное творчество детей. Дети знакомились с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывали деревянные, глиняные заготовки например: матрешек, тарелки, рисовали национальные узоры и их элементы на деревянных разделочных досках, делали детали для национальных костюмов кокошник из картона.

В моей работе был выделен региональный компонент. Разработан проект виртуальных экскурсий «Родное мое Зауралье», который включил в себя 4 экскурсии с презентациями и конспектами к ним:

1. «Родное мое Зауралье. Обзорное».

2. «Растительный и животный мир Зауралья».

3. «Знаменитые люди Курганской области»

4. «Курган – главный город»

Дети с удовольствием смотрели презентации виртуальных экскурсий, на которых познакомились с историей родного края, достопримечательностями и знаменитыми людьми Курганской области. А так же смогли побывать на виртуальной экскурсии в главном городе Курганской области Кургане, где рассмотрели достопримечательности, улицы и площади.

- Так же в нашем детском саду был проведен праздник «Осенины», где дети совместно с родителями окунулись в атмосферу народных традиций. Была проведена ярмарка, народные танцы и игры забавы. Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников истоков культуры.

Так же посещали центр народной культуры «Лад», где специалистами был организован мастер-класс по изготовлению куклы – оберега. Посетили выставку работ «Волшебная соломка» и «Глиняная игрушка».

Прежде чем организовать работу с родителями было проведено анкетирование,

которое показало, что 40% родителей не так часто уделяют внимание данной теме.

Проанализировав результаты анкетирования мною было принято решение, что

родителей необходимо:

- Познакомить со значением «приобщения детей к культурному наследию родной страны»

- Выделить важность в развитии личности следующих тем:

а) знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;

б) знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.

- Порекомендовать, использовать в жизненных ситуациях все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т).

Были подготовлены и проведены:

«Воспитание добром»- родительская гостиная, где родители детям показывали сказку, а дети поделились знаниями, что такое добро;

«Хорошо у нас в светелке»- посиделки совместно с родителями, где семьи делились своими традициями и умениями;

Родительское собрание по теме: «Традиции в нашей семье» на данном мероприятиями обсудили важность возрождения русских традиций и поделились опытом, как они прививаются в семье.

Наглядно-информационные формы работы:

Рекомендация «Как сохранить семейные традиции».

Консультация «Фольклор в жизни ребенка».

Папка – раскладушка «Традиции русского народа».

Консультация «Сказки – средство универсальное для воспитания и познания»

В совместной деятельности

детей, родителей, педагогов проведены : смотры-конкурсы творческих работ

«Осенние аранжировки», «народный костюм»; совместное оформление мини-музея «Русская изба».

Так же были организованны посиделки в «Русской избе», привлекали детей и взрослых возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. На посиделки в горницу мы приглашали мам и бабушек, которые делятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения. Проведены обряды чаепития с самоваром.

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована

работа с социумом.

- Дом детского творчества (обзор выставок). Родители принимали активное участие в посещение выставок.

- Художественная школа им. Ф. Бронникова обзорные выставки «О Шадринске с любовью».

- Центр русской народной культуры «Лад», приобщение детей к русской народной

культуре и творчеству Шадринских мастеров, через организацию занятий, экскурсий.

«Народная игрушка», «Народный костюм», «Гончарная мастерская», посещение

выставок. Детям очень нравится посещать центр русской народной культуры, потому что педагоги всегда дают им возможность попробовать свои силы в том или другом мастерстве.

- Шадринский краеведческий музей им. В. П. Бирюкова так же с радостью встречал нас, любознательных, своими залами.

-Экскурсии - занятия в музее: «Что такое музей», «Животный мир нашего края», «Творчество скульптора И. Д. Шадра, художника Ф. А. Бронникова» и др.

На все экскурсии были задействованы родители, которые принимали активное участие, организовывали фото и видео сьемку, сопровождение и организацию досуга своих детей.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по приобщению к культурному наследию родной страны.

Результатом моей работы стало:

- Дети стали использовать полученные знания в ходе своей деятельности 49%, стали проявляться патриотические чувства.

- Повысилась активность родителей с 40% до 78%, отметили важность приобщения дошкольников к культурному наследию родной страны. Родители стали посещать выставки и экскурсии вместе с детьми. Больше рассказывать детям о достопримечательностях и городах России.

- Дети используют потешки, заклички, считалки русского народа, владеют языком фольклорных произведений, умеют рассказывать сказки, использовать пословицы и поговорки. Более эмоциональны, раскрепощены. Легко могут вступить в общение с окружающими. Проявляют внимательность чуткость, доброту по отношению друг к другу.

- Дошкольники могут самостоятельно придерживаться норм поведения, проявляют взаимопомощь, участвуют в народных играх и забавах.

- Воспитанники проявляют самостоятельность, инициативу в различных видах деятельности.

-В группе отмечается дружелюбная атмосфера, дети проявляют заботу, по отношению друг к другу

- Дети имеют представление о своей Родине, своем родном крае, традициях и обычаях русского народа. Используют свои знания об истории и достопримечательностях родной России.

- Дошкольники могут оценить собственное поведение, поступки литературных героев. В своем поведении и играх стремятся подражать богатырям или рыцарям, девочки подражают принцессам.

- Имеют представления о последовательности событий в жизни человека, посёлка, страны; о происхождении названий улиц; о развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия); об исторической сущности норм и правил поведения; о значимости каждого человека в жизни других людей.

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод: Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны необходима. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Анкета для родителей

«Значение традиций для вашей семьи»

1. Как вы считаете важно ли знать традиции своего народа?

А- да, конечно – 80% - 16 человек

Б- затрудняюсь ответить -20% - 4 человека

В- нет, это не интересно– 0%

2. Обращаете ли вы внимание своего ребенка на народные праздники? Какие?

А- да. основные – 80% - 16 человек

Б- не достаточно – 20% - 4 человека

В нет - 0%

3. Может ли семья помочь в развитии патриотических чувств у ребенка?

А- да, конечно – 95% - 19 человек

Б- затрудняюсь ответить – 5% - 1 человек

В- не может, это должны делать специалисты – 0 %

4. Какую помощь может оказать детский сад в развитии культурного наследия у ребенка?

А- консультативную – 40% -8 человек

Б- организовать кружки – 55% - 11 человек

В- ваш вариант ответа - разную_

5. На что должна обращать внимание семья при развитии патриотических чувств ребенка?

А- на рекомендации педагогов – 60% - 5 человек

Б- советы родных и знакомых – 20% - 4 человека

В- желание самого ребенка - 85 % - 17 человека

Г- модные тенденции в развитии детей- 5 % - 1 человека

Д- ваш вариант ответа__0%

6. Как часто вы с ребенком изучаете исторические события родной страны?

А- да, очень часто – 40% - 8 человек

Б- редко, т. к. мало свободного времени – 60% - 12 человек

В- не занимаюсь, т. к. не считаю нужным – 5% - 1 человек

7. Откуда вы получаете информацию о духовно – нравственном воспитании?

А- из интернета – 50% - 10 человек

Б- от воспитателей – 60% - 12 человек

В- из литературы – 20% - 4 человека

Г- от знакомых – 5% - 1 человек

Д- ваш вариант ответа___свой опыт__

8. Какие чувства у вас вызывает тема великой отечественной войны?

А- Разные – 35% - 7 человек

Б- Чувства гордости – 40% - 8 человек

В- Затрудняюсь ответить – 16% - 3 человека

Г- Никаких – 5%- 1 человек

9. Помогали ли вам родители осознать свою принадлежность к родной стране?

А- нет- 45% - 9 человек

Б- да – 55% - 11 человек

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Цветы для бабушки». Приобщение к культурному наследию России Цель: Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства через любовь к устному народному творчеству. Задачи: Развивающие -Развивать.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Обобщение педагогического опыта Педагогический опыт Кведер Ирины Алексеевны, учителя-логопеда Муниципального автономного образовательного учреждения «Катюша» Тема опыта:.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей. ОБЖ «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Г. Гейне Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное.

Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство» Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду.Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.

Обобщение педагогического опыта работы «Знакомство с лекарственными растениями» 5.5 Обобщение семейного опыта воспитания по теме: «Знакомство с лекарственными растениями». Семья Арсланбековых. Дата: март 2016г. Цели:.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

«Зимушка-Зима!» Обобщение педагогического опыта по проведению зимних каникул Зимние каникулы - чудесная пора! Это и хороводы вокруг ёлки, и зимние забавы, и волшебные сказки из зимнего леса с Дедом Морозом и Снегурочкой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны»
Опубликовано: 7 января 2017 в 10:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД