Получи документы

Обобщение педагогического опыта по проблеме приобщения детей к поэзии

Кристина Зубкова
Обобщение педагогического опыта по проблеме приобщения детей к поэзии

Приобщение детей к поэзии.

Совершенствовать и обогащать читательский опыт детей, широко применяя в воспитательно- образовательном процессе средства поэзии.

1. Знакомить детей с художественным словом на всех занятиях, а так же в свободной и игровой деятельности.

2. Обогащать и активизировать словарь детей и развивать образную речь.

3. Учить выразительно, читать стихи, слушать и слышать литературные произведения.

4. Поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

5. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Публикация «Обобщение педагогического опыта по проблеме приобщения детей к поэзии» размещена в разделах

6. Воспитывать уважение к книге.

Взаимодействовать с родителями по приобщению детей к поэзии и воспитанию будущего читателя.

В настоящее время отмечается снижение интереса у детей и взрослых к чтению литературных произведений.

Интерес к книге у детей вытесняется просмотром телепередач, видеофильмов, игрой на компьютере,

З. Гриценко заведующий кафедрой эстетического развития дошкольников, Московского государственного университета в статье «Истоки и причины нечтения» пишет: «теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средства общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению». Он говорит еще и о том, что ребенок, за редким исключением, в дошкольном возрасте не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые.

Многие педагоги считают, что если вовремя приучить детей у чтению, телевизор не вытеснит книгу из жизни ребенка, а книги «золотого фонда» детской классики - самый верный путь приохотить ребенка к чтению, потому что учение в детстве так же прочно, как и гравировка на камне,оставляет след на всю жизнь.

Ученые (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст- период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, к ступеням собственно эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность реализуется в активном мыслительном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.

В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода,имеющих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом.

Границы этих периодов довольно точно определил К. И. Чуковский.

Первый длится от «двух до пяти»- когда малыш еще недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства. После 5-ти лет начинается второй период- когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным.

Возраст 4-5 лет наиболее сенситивен, восприимчив к воспитанию художественного развития. И если педагог в этот период будет большое внимание уделять художественному развитию детей, воспитает у детей привычку к восприятию стихотворных строк, высокой литературы, будет насыщать пространство развивающей среды литературным материалом, приобщать к этой работе родителей, то мы думаем, что изменится и отношение родителей к этой проблеме и дети уже в старшем возрасте будут с большим интересом и уважение относится к книге.

Система работы по формированию у детей интереса к книге позволяет дошкольникам удовлетворить две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому.

\

Основными задачами каждого занятия с детьми по литературному развитию дошкольников являются:

Привитие детям навыка слушать и слышать и воспринимать художественные тексты;

Дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

Помочь увидеть за словом образ и передавать его в разговоре,рисунке и движении;

Научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Каждое занятие с детьми - это погружение их в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого мы используем богатый, отшлифованный временем фольклорный материал - шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова

Каждое наше занятие состоит из двух частей :одна направлена на развитие речи и знакомство с окружающим миром, другая включает предметную деятельность детей- рисование, лепку или аппликацию.

Такая структура помогает ребенку почувствовать тему, разрабатываемую на занятии, с разных сторон, и выразить свои чувства и эмоции через самостоятельно создаваемый художественный образ.

Наше занятие мы называем- игровой спектакль. Стержень занятия - поэтические и художественные тексты. Они объединены единым сюжетом и представляют собой маленький поэтический,художественны спектакль- импровизацию, который педагог разыгрывает вместе с детьми.

Основа занятия сюжетно- ролевая игра, поэтому дети с удовольствием включаются в игру на занятии.

В занятие мы включаем множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию, и имитации «речи»персонажей. В отличие от обычных занятий по развитию речи мы включали в занятие по формированию интереса к книге значительно больше поэтических и художественных текстов, для решения задачи приучения детского уха к поэзии, создании у детей своеобразного пласта «наслышанности».

После каждого занятия мы интересуемся какое стихотворение или отрывок им понравился,что бы они хотели заучить наизусть дома с родителями. Если дети выражают такое желание,то мы даем им карточки с со стихами, где обязательно написан автор и название произведения. При этом родители получают следующую рекомендацию по заучиванию: просто прочтите ребенку его несколько раз перед сном в течении двух- трех дней в добавление к вечерней сказке.

Остановлюсь на основных приемах, используемых на каждом занятии с детьми:

Литературный герой (на каждом занятии он приходит из тех литературных книжек, о которых идет речь на занятии или уже знакомый по книжкам персонаж).

Мы стареемся подобрать для занятия такой персонаж, чтобы он был любимым, узнаваемым, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания детей, устраивать игры и поощрять.

Песенки, ритуалы начала и конца занятия, веселые стихи, хороводы.

Начиная занятия с определенной игры, ритуала мы настраиваем детей на творческую работу. Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, и наблюдаем, как светлеют лица детей: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный.

Слушание.

Слушание на наших занятиях сочетается с другими видами деятельности. При чтении стихов мы стремимся донести до детей красоту поэтического слова, мелодию, ритм и настроение стиха.

Используем фольклорные песенки, заклички, потешки, которые является хорошим материалом для совместных повторов, заучивания.

Развиваем внимание к сюжету, созданию образов включая в занятия сказки народные и литературные, поэтические и прозаические.

Слушание литературных произведений мы чередуем со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Обязательно сказки читаем с опорой на иллюстрацию, используя игрушки, поделки детей.

Игры.

Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиками, с загадками, с сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем, прыганьем.

Музыкальное сопровождение.

В занятия включаем классическую музыку. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования.

Круг.

В кругу с детьми начинается занятие и занятие завершается. В кругу с детьми проводим игры. Круг- это возможность посмотреть друг на друга, взяться за руки,и почувствовать себя своими среди ровесников.

Колокольчик.

Звук колокольчика играет на наших занятиях значительную роль. Его звук влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить.

Мы настраиваем детей на то, чтобы при звуке колокольчика они смотрели на человека, который его держит. Звоном колокольчика мы вначале и в конце занятия собираем детей в круг.

Фронтальные занятия с детьми по проекту планируются 1 раз в месяц, а так же работа с детьми продолжается в совместной деятельности и пронизывает весь педагогический процесс. Задачи по формированию интереса к книге решаются в режимных процессах, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, на прогулках.

Успешной реализации данных задач помогает созданная совместно с детьми предметно-развивающая среда, включающая, в том числе так называемые условные места, например «Уголок поэзии» в котором проводится основная работа по привитию интереса, любви к поэзии.

Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? Что может вызвать у детей особое волнение и интерес?

Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, я, оказавшись с детьми в осеннем лесу, спрашиваю: «А с кем можно сравнить осень?» И, выслушав ответы, читаю такие строки:

Прошла лисица-озорница

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес!

А гуляя по зимнему лесу, пользуюсь возможностью преподать замечательный урок красоты.

Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес:

И веселый, молодой и, задумчивый, седой.

Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой,

Когда весь он кружевной,

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной:

Снежной-снежной,

Нежной-нежной,

А над этой белизной,

Посреди тиши лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце,

И так близко-близко,

И так низко-низко!

Уверена: на прогулках без поэтических строк обойтись невозможно. Стихи необходимы и на занятиях по математике, и в процессе конструирования и ручного труда. Например, мастерим кораблик из природного материала. Я думаю: «Дам детям возможность поразмышлять: для кого они делают свою работу?» - и как бы между прочим говорю:

Мой журавлик знакомый

В небе делает круг.

Он впервые из дома

Улетает на юг.

Он кружит надо мною,

Я не плачу – терплю.

Я кораблик построю

И флажок прикреплю.

Ты плыви, мой кораблик,

Паруса накреня.

Ты узнай: как журавлик

Там живет без меня?

Чувствую, что от этих строк на сердце у детей становится тепло, вижу, что на глаза некоторых навертывается непрошенная слеза, понимаю, что желание сделать кому-то приятное не чуждо моим воспитанникам, радуюсь, что простые ласковые строчки помогли мне тронуть детские души.

Читая детям стихи, я поняла: они чувствуют их ритм, понимают, что в стихах есть рифма. Поэтому стала чаще использовать игры, при помощи которых можно развить чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декларации стихов. Например, читаю строчку, опуская слово-рифму, которое дети должны подобрать. Например: «Солнце по небу гуляло и за тучу…». Дети тут же включаются в игру: забежало, побежало, убежало, ускакало и т. д.

Чтобы дети научились улавливать особенности стихотворной речи (ритм, рифма, композиция, использую творческие задания. Например, гуляя, говорю: «Найдите отгадку рядом с нами!». И загадываю загадку: «Ее узнаешь по простой примете: нет деревца белей ее на свете». Не стремлюсь к тому, чтобы дети запомнили больше загадок. Важнее, чтобы отгадывая их, они мыслили, сопоставляли, сравнивали.

В нашей группе дети еще не умеют читать, но все равно частенько кладу на полку сборники стихотворений. Замечаю, с каким интересом дети рассматривают иллюстрации. Так, книги С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями В. Лебедева вызывает у них теплое отношение к животным. И это неудивительно, ведь поэтический язык выразителен, прост, жив и весел, а рифма запоминается сразу.

Часто спрашиваю детей о том чему они сегодня удивлялись, когда шли утром в детский сад? Рассказываю им чему удивилась сама. «Мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Послушайте!

Утром ранним

Кто-то странный

Заглянул ко мне в окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной!

Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день!».

Я уверена, что ни одна прогулка не должна проходит без поэтических строк. У нас на участке, не растут деревья, и чтобы понаблюдать за деревьями мы спускаемся в лесок около детского сада. Особенно там детям полюбилась одна березка, за которой дети любят наблюдать. Дети верят, что береза растет каждый день и каждый день смотрит на них. И вот какие у них получились строки:

На нашем участке березка растет,

Ей ветер душевные песни поет.

Её укрывают снежинки зимой,

Сережки её украшают весной.

Красива, нарядна березка весь год!

Давайте мы встанем под ней в хоровод.

Нет деревца сердцу дороже, милей…

Березонька наша, растим поскорей!

Детям очень нравится слушать мои стихи. Загляните в группу в начале тихого часа, и вы обязательно услышите поэтические, нежные, ласковые, убаюкивающие строчки, а потом загадочное обещание, что, пока дети спят, я сочиню о каждом стихотворение. Его услышат все, когда проснутся… По окончании тихого часа, открыв глаза, все в ожидании обещанного. И вот оно!

За день очень вы устали,

И так сладко-сладко спали:

Митя – как клубочек,

Ксюша – как цветочек,

Сева улыбался,

Вова долго притворялся,

Маша кашляла немножко,

Вика выставила ножку,

Катя с Верой улыбнулись

И к окошку отвернулись.

А еще скажу вам братцы,

Удивительный закон:

Если чаще улыбаться,

То приснится добрый сон!

Замечаю, что многим детям нашей группы хочется слушать и слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а мне доставляет удовольствие и читать им,а иногда и сочинять.

Ребенку непросто запомнить то, что оставляет его равнодушным, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, настроением, поэтому стараемся подбирать такие стихи, которые интересны детям.

При знакомстве детей с поэтическими произведениями стареемся эмоционально их настроить.

Используем следующие приемы:

• беседа по теме произведения;

• демонстрация иллюстративного материала;

• короткий рассказ о поэте;

• выразительное чтение стихотворения воспитателем;

• анализ произведения по ходу которого мы обьясняем детям непонятные слова и выражения;

• обращаем внимание на то какие слова и обороты используются для характеристики героя, описания событий, картин природы;

• Спрашиваем детей: какие слова и выражения особенно понравились, почему, что в них необычного, какими словами начинается и кончается стихотворении.

• Вопросы стараемся формулировать так, чтобы дети на них отвечала словами стихотворения.

• При заучивании стихотворения пробуем аппелировать не только к слуховой памяти, но и другим видам памяти детей: зрительной, вкусовой, осязательной, двигательной.

При заучивании стихов мы используем следующие приемы:

• Перекидывание мяча друг другу (каждый «полет» мяча – одна стихотворная строчка).

• Подстрочное запоминание (дети собираются в кружок, воспитатель читает стихотворение и «раздает» каждому по одной строке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется рукой до следующего». И т. д. Раздавая строчки, стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: дети с хорошей памятью «получают» длинные строчки, с плохой – коротки).

• Поочередное (воспитатель – дети) чтение поэтических строк.

• Чтение текста шепотом или игра «Эхо» (одни говорят громко, другие тише, как это). Можно произносить одну строчку вообще без голоса, только губами, а другие вслух; это упражнение мы называем «Телевизор»: повернули его ручку вправо - включили звук, повернули ручку влево – выключили.

• Чтение стихотворения от имени сказочного героя или героя мультфильма (дети должны узнать, кто этот герой).

• Чтение стихотворения с различным настроением (грустно, испуганно, весело, сердито, удивительно, возмущенно).

• Упражнение «Загадка» (ребенок должен её разгадать, т. е. прочесть наизусть загадочное стихотворение).

• Различные виды театра с игрушками или с предметами, их заменяющими («Телефон», «Мойдодыр» К. Чуковского; «Багаж» «Усатый-полосатый» С. Маршака).

• Проговаривание хором (дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, «скрыться» в общем хоре голосов).

• «Пение стихотворения на мелодию знакомой песни (мелодию подбирает воспитатель, но могут сделать это и сами дети).

• Прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного чтенмя (в записи).

• Игра «Шифр» (кто либо из детей читает свое любимое стихотворение, кто-то рисует схемы, в которых зашифровывает его, водящий по схемам должен узнать прозвучавшие стихи. Иногда дети приносят рисунки-загадки, которые нарисовали папа или мама, бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Известно: без поддержки родителей добиться хороших результатов нельзя, поэтому к выполнению подобных заданий мы стараемся привлекать и родителей).

Наши дети знают много стихов. Особенно много их звучит в группе в день рождения кого-либо из наших воспитанников. Каждый хочет прочесть имениннику стихотворение, стараясь не дублировать других. Некоторые дети пытаются сочинить свои собственные маленькие стихотворения (см. приложение).

Подвести их к «сочинительству» нам помогло знакомство с рифмой, которое началось с чтения произведений Дж. Чиарди («Об удивительных птицах») и Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», глава о то, как Незнайка сочинял стихи). Хорошо воспринимались детьми рифмы в сказке К. Чуковского «Телефон», где в разговоре слона с автором рифмуются вопросы и ответы. Дети так четко слышали рифму, что уже при повторном чтении этого диалога сами отвечали за слона.

С тех пор одной из самых любимых игр детей стала игра в рифму: они могли играть в неё ежедневно. Как в неё играть? Можно, например, читать «Муху-Цокотуху», «Тараканище» и определять рифму слух; можно придумать одну или несколько рифм на заданное слово, например лейка – скамейка, галка-палка-скакалка-скалка и т. д.

Включение в эту работу родителей дает свои положительные результаты.

Система работы с родителями по данному направлению включает как индивидуальные консультации, так и активное участие родителей в подготовке и проведении занятий, совместных выставок,выполнение творческих заданий дома с детьми, участие в творческих проектах.

Привлекаем к игре и родителей. Даем детям задание на дом – придумать как можно больше рифм к разным словам.

На следующий день дети «приносят» столько рифм, что ясно: участие в творчестве принимала вся семья. И еще: предлагаем родителям сочинить вместе с детьми двустишия, четверостишия на определенную тему и с конкретными словами. Все это и привело к тому, что дети активно пытаются самостоятельно сочинять стихи. Что из этого получается?

В нашей группе создан театрализованный уголок с атрибутикой к драматизациям поэтических произведений, часть которой изготовлена руками родителей. Готовясь к проведению утренников, мы инсценируем стихотворение и обязательно приглашаем зрителей – мам и пап, бабушек и дедушек.

В книжном уголке собрана целая галерея портретов поэтов. При помощи родителей организовали выставку «Любимые книги» (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков). Провели литературную викторину по произведениям К. Чуковского, час досуга «Сказки К. Чуковского», литературно-музыкальную гостиную «Наш Маршак» с приглашением родителей.

В родительском уголке, в папке «Домашнее задание» под рубрикой «Учите вместе с нами», регулярно помещаем стихи, которые заучиваем с детьми, рекомендации о том, как дома драматизировать стихи, какие игровые приемы можно использовать при заучивании стихотворений наизусть. Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания.

Хочется верить: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Очень надеемся на это!

Публикации по теме:

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта на курсах повышения квалификации .

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по проблеме приобщения детей к поэзии
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 15:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД