Ольга Кнутова
Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность экологического воспитания детей младшего возраста.
Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведении в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придётся любоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Человек стал заложником порождённого им научно-технического прогресса. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем - задача, которую придётся решать не только россиянам.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Экологическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
Именно поэтому так важно у наших детей заложить основы бережного и ответственного отношения к природе, её ресурсам, достижениям цивилизации, созданными умом и руками человека. Экологическое образование дошкольника поможет решить проблему экологически грамотного отношения к окружающему миру. Задача взрослых подготовить детей к разумной жизни.
Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, практических умений, потребности в экологически оправданном поведении. Вот почему меня привлекла именно эта тема.
Познавая природу - познаёшь мир.
Прогулки с детьми незаменимы для познания природы, радостного общения с ней. Восприятие природы помогает развить в них жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенка необходимо учить смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её многообразию и великолепию.
Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эта особенности в природе, их перемены.
Осень - «Унылая пора! Очей очарование, приятна мне твоя прощальная краса!» Время расцвечивания листьев и листопада красивое и удивительное явление природы. Нельзя не любоваться красотой золотой осени. Сколько разных красок вокруг!
На прогулке с детьми я брала в руки большие красные кленовые листья, раздавала их детям, спрашивала: «Что это? Да. это листик, листочек, листок. Молодцы». Просила покружиться с листочками так. как кружатся, падая с деревьев листья. С детьми мы ходили по дорожкам и слушали, как шуршат листья под ногами; искали, кто прячется на земле под листьями; украшали листьями свой уголок. В разную погоду наблюдали, как с деревьев падают листья, разные по цвету, красивые. Рассматривали окраску листьев (желтые, красные, зеленые). Я просила детей принести разные по цвету и величине листочки - большие, маленькие, желтые, красные. Затем составляли из них букеты. Важным фактором в понимании детьми красоты природы является чтение стихов воспитателем во время наблюдений.
С похолоданием я обращала внимание детей на то, что цветов на клумбе всё меньше и меньше: «Им холодно, они завяли». На участке мы рассматривали, как изменились деревья. Все листочки упали на землю. Деревья стоят голые, без листьев.
Наблюдали с ребятами, как изменилось поведение птиц. Они собираются в стаи и улетают в тёплые края. Остаются воробьи, голуби, вороны. В наблюдении за любыми животными я обращала внимание детей прежде всего на их проявления, движения. Так, наблюдая за птицами, поясняла: «Сейчас насыплю зёрнышки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотрите, какие красивые птички прилетели и клюют. Что они сейчас делают? (клюют) Чем клюют? (клювом) А теперь птички улетели. У них есть крылья.» А чтобы повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить их потребность в разнообразных активных движениях, я проводила подвижные игры: «Воробышки и автомобиль». «Кот и воробьи» и др.
Зима - это время холода и мороза, коротких дней и ослепительного снега. Идет снег. Он приносит тишину. Во время снегопада я показывала детям, как падает снег, он белый, очень красивый. Кругом белым - бело. Снег лёгкий, он медленно опускается на землю, ложится на дорожки, скамейки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Мы рассматривали с детьми узорчатые снежинки на шубке, варежках. «Ребята, сколько снежинок падает? Много - много! Белые, холодные. Как- тихо кругом!»
Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки.
Вьются весело кругом.
На проулках я давала возможность детям самим убедиться, что холодные снежинки на тёплой ладони исчезли растаяли. А на земле они нс тают и образуют много снега, снежный покров, сугробы, пышные снежные шапки. Рассуждали с малышами, почему на ладони снежинки тают, а на земле - нет. Мы набирали снег в тарелку, и я предлагала детям подумать, как сделать так, чтобы он растаял. Выносили воду на улицу и смотрели, что с ней будет. Такие простейшие опыты я проводила несколько раз, чтобы дети поняли, что это постоянные, закономерные явления.
В тёплую погоду я обращала внимание детей на то, что снег липкий; из него можно слепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, гусеницу, берлог - для медведя). А в холодную - снег пушистый, сухой, легко рассыпается. Из такого снега лепить нельзя.
Малыши с удовольствием помогали мне в уборке снега на участке. Все вместе мы рассматривали следы на дорожках. Каждый рассматривал и свои следы, и следы других детей. Сравнивали след ребёнка и взрослого. С большим интересом отыскивали следы птички, собаки.
В зимнее время я обращала внимание детей на деревья и кусты, которые стоят голые, без листьев. Дети отыскивали дерево, выделяли у него ствол, ветки (ствол один, веток много).
Дети распознавали и зеленую ёлочку и белоствольную березу, которые отчётливо выделяются на фоне белого снега.
Проводились подвижные игры: «Раз, два. три. елку найди!», «Раз, два, три. к березе беги!»
В это холодное время очень важно вместе с детьми проявлять заботу о птицах. Чтобы привлечь их. корм необходимо регулярно класть в одном и том же месте. Кормушку я расположила так. чтобы дети могли сами положить корм, сами заботиться о птицах. Самое главное - заинтересовать детей и по возможности регулярно класть корм в кормушку. А затем я помогала малышам наблюдать за птицами. Мы замечали, какие птицы прилетали к нашей кормушке; все ли они одинаковые: что они делают; клюют ли корм. Рассмотрели внешний вид сороки, вороны, воробья, синички. Сравнили по величине кто больше: воробей или ворона. Как отличаются по цвету оперенья. Наблюдали с детьми за поведением птиц и отмечали: одни храбрые, а другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны.
Смотрели, как птицы летают, как передвигаются по земле. Дети называли характерные действия птиц: клюют корм, летают, прыг ают, ходят. А затем начинали с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц. Весна - особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени. Кругом царит оживление. Каждый день открывает малышам новое в удивительном мире пробуждающейся природы. Так мы с детьми сочинили сказку о лучиках - малышах.
У солнышка появились новые лучики - малыши, очень тёплые. Подросли они и стали проситься у солнышка, чтобы оно. выпустило их погулять по земле. Подумало солнышко и выпустило лучики, разлетелись лучики малыши в разные стороны и к нам в гости заглянули. Протяните им свои ладошки. Чувствуете, как лучики ласкают, пригревают ваши ручки? Это они так здороваются с нами. Подставьте им свои щечки, пусть теплые лучики пригреют их. «Солнце, солнце, поскорей землю и людей согрей!»
С солнечными лучиками приятно но только гулять, но и играть. Раз - два- три. и солнечные лучики превратились в солнечных зайчиков с помощью зеркальца. Теперь можно и побегать за зайчиками, попрыгать вместе с ними, потанцевать. Очень полюбили солнечные лучики сидеть на крыше дома. Сидят и смотрят вокруг. Везде таял снег, и текли ручейки, Это солнышко старалось, оно растопило весь снег. «Как много воды! - сказали лучики. - Только кому она нужна, эта талая вода?»- «Нам- нам- нам!»- закричали воробьи. Птички напились воды из лужицы, а затем с весёлым шумом искупались в ней. «И нам! И нам! - закачали ветками деревья,- Ручьи разнесут талую воду к каждому дереву, кустику, цветочку и травинке. И тогда мы все дружно зазеленеем и расцветём»,- «А вам нужна талая вода?.» - спросили лучики у детей. «Нужна, нужна! - закричали в ответ дет и. - Мы будем пускать по ручейкам наши лодочки».
Так эта незатейливая сказка познакомила детей с первыми признаками весны.
Весной пробуждается жизнь растений. В апреле я нашла первую зелёную травку, вместе с детьми мы любовались нежной свежей зеленью. Я предложила осторожно погладить листочки, определить их цвет.
Стало солнце пригревать.
Землю мокрую ласкать,
И трава очнулась,
К солнцу потянулась.
После дождя на утренней прогулке я предложила детям посмотреть, как красиво стало на улице- чистые дорожки, черная земля и зелёная травка блестит. Солнышко улыбается, смеётся.
Дождь покапал и прошёл.
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям.»
«Ты, трава моя, травинушка.
Ты, трава моя, шёлковая.
Да кто ж тебя, травку, притоптал?»- «Притоптали меня, травинушку,
Да всё детушки, да всё малые,
В зелёном саду гуляючи.
Бегая, играючи».
После чтения этих стихов я пояснила детям, как надо беречь первую зеленую травку'. «Ребята, правда, жалко травку? - Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище. По газонам бегать нельзя. А вот посмотрите, здесь трава затоптана. А мы с вами умеем ходить по дорожкам, не наступая на травку? Давайте проверим и поучимся». Я обратила внимание детей на то как некрасиво выглядят газоны, которые пересекают протоптанные людьми дорожки.
Интересно поискать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, попозже - одуванчик. В яркий солнечный день особенно красиво нам предстаёт луг с цветущими одуванчиками. Я загадала детям загадки об одуванчике: «Желтые кружочки, солнышка дочки» и «У него чудесный золотистый цвет, он большого солнца маленький портрет». Мы обсудили с детьми, почему одуванчики так назвали в загадке. - Они - как солнечный ковёр, а каждый одуванчик- как маленькое солнышко.
Я предлагала детям не только полюбоваться красотой растения, но и рассмотреть его, ответить на мои вопросы: «Что у одуванчика самое красивое? Какого цвета цветок? Какой формы? На что похож цветок? Чем похож па солнышко? Пахнет цветок или нет? На чём растет цветок одуванчика? (стебле). Какого он цвета? Длинный или короткий? Толстый или тонкий? Какой стебель на ощупь? (гладкий). А где у одуванчика листья? (внизу у стебелька, и лежат на земле). Большие они или маленькие? Сколько их? Какого они цвета?»
Затем я предлагала детям постоять и посмотреть, кто садится на цветочки, вспомнить как мы должны себя вести, чтобы жёлтая полянка оставалась такой же красивой.
Одуванчик золотой- Цветик милый и простой,
Он сидит среди травы.
Средь зелёной муравы.
Прямо к солнышку лицом.
После таких наблюдений я предложила малышам нарисовать красивые желтые одуванчики. Через некоторое время мы наблюдали за тем, как изменились одуванчики, превратились в белые пушистые шарики.
Носит одуванчик Желтый сарафанчик.
Подрастёт-, нарядится В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное.
Детям очень нравится дуть на шарики и смотреть, как пушинки одуванчика разлетаются в разные стороны. Я объяснила детям, что из них вырастут новые желтые одуванчики.
Гуляя около дома, в парке, в саду, дети убеждаются в том, как быстро растет трава, появляется больше разных цветов, на всех деревьях много зелёных листьев.
Наблюдая за деревьями во все времена года, малыши учатся выделят ь значимые признаки: высокое, у него один ствол, толстый (можно обхватить руками и узнать, какой он толстый, твёрдый (потрогать). Можно поиграть с детьми в прятки, прячась за дерево, в игру «Раз. два. три- к дереву беги!» Как много деревьев.
Берёза - любимое наше дерево. Я обращала внимание детей на то, как колышутся веточки березы. Они словно приглашают нас подойти поближе. Берёзка очень высокая, намного выше всех нас. Чтобы увидеть её вершину, надо высоко поднять голову. У березы ствол с белой корой. У березы много красивых, ажурных веток, на них много - много листьев. Про березу говорят: «кудрявая». А весной на ней много красивых жёлтых серёжек. Берёза живая, она растёт, радует нас всех.
Я приучаю детей бережно относиться к деревьям: берёзу надо оберегать; не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки, не срывать листья. Всё это про березу дети узнают из многократных коротких наблюдений, вызывающих радость, восторг, любование.
Берёза, моя березонька.
Береза моя белая.
Береза кудрявая!
На тебе, берёзонька,
Листья зеленые,
Мод тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
Наблюдение весной за цветущими фруктовыми деревьями - незабываемое событие, вызывает у детей особый восторг и радость. Красота неописуемая! Белые, бело - розовые цветки вишен и яблонь, великолепный запах, жужжание пчёл привлекают внимание малышей. Мы с детьми рассмотрели цветочки, обратили внимание на их большое количество, цвет, запах. Понаблюдали за порхающими и сидящими на цветочках бабочками, летающими пчёлами, ползающими жуками. Послушали их звуки.
С потеплением, ростом, цветением растений появляется всюду много разных насекомых. Малыши с большим интересом наблюдают за насекомыми, учатся различать их по внешнему виду, отличать яркие особенно (цвет, размеры, их движения.
Весна- время прилёта птиц. Я обратила внимание детей на грачей - больших чёрных птиц. Что они делают, как их много сидит на дереве, как они громко кричат. Интересно замечать, как оживляются воробушки: звонко чирикают, мною летают, купаются в лужах.
В гнезде воробушки живут
И утром только лишь встают.
«Чирик- чик- чик. чирик- чик- чик»-
Так весело поют.
В последующие дни мы наблюдали и за другими птицами. Смотрели, как они летают, садятся на деревья, строят гнёзда, ходят или прыгают по земле. Сравнивали птиц по размеру, цвету оперения, характеру.
При встрече детей с лягушкой или жабой я объясняла детям, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их необходимо беречь. Дети с интересом наблюдали за тем, как лягушка скачет, прыгает, скрываясь в траве; пытались имитировать движения лягушки.
Весна - исключительная пора для сельскохозяйственных работ. Вместе с детьми, на своем маленьком огороде мы посадили лук и бобы, на клумбе ноготки и бархатцы. Затем я давала детям простые поручения по уходу за растениями: полить, собрать удаленные сорняки, погрузить в игрушечную большую машину и отвезти на определённое место.
Потом вместе с детьми мы наблюдали, какие появятся всходы. Вовремя ухода за растениями я учила малышей бережно относиться к посевам и посадкам, не наступать на грядки, ходить только по дорожкам.
. Летом лети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.
Лето - замечательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте. Детям важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.
Гуляя с детьми по участку детского сала, я познакомила их с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик).
Мы рассмотрели их, нашли у них листья, цветки, сравнили по окраске. Я несколько раз проводила игру «Найди такой же цветок».
Летом я вновь обратила внимание малышей на деревья, как изменились они С приходом лета. Снова рассмотрели нашу подружку - березку.
Одеты деревья,
Одеты кусты.
Кругом по траве Запестрели цветы.
Большую радость у детей вызывает любование и рассматривание клумбы с цветами. Цветы - это одно из чудес природы. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым». Цветы украшают нашу землю и всегда дарят людям радость. Рассматривая цветы мы определяли цвет, размер (большие или маленькие, строение, количество (один или много, понюхали. Я приучала беречь цветы, не рвать их.
На каждой прогулке ребята видели много разных растений: деревья, кустарники, пёстрые цветы на клумбах, зелёным ковром расстилаются под ногами разные травы. Я объяснила детям, что все эти растения придают нашему городу нарядный вид, очищают воздух от пыли, увлажняют его, придают ему особый аромат, оздоровляют воздух. Вот почему так важно беречь, сохранять вес растения, помогать им расти, сажать новые растения. Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них часто возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Я объясняла почему не следует этого делать. В природе всё меньше остаётся красивых насекомых, поэтому нужно просто любоваться летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками.
В лесу интересно наблюдать за муравьями, как они тащат еловые иголки - это они строят свой дом (муравейник, не следует им мешать. Их работа нужна лесу.
Знакомя детей с разными животными, я давала задания: на различение и запоминание животных («Кто пришел? Кого не стало?»); группировку животных в пары по признаку; взрослое животное - детёныш («Чей малыш? Помоги найти маму»); вычленение характерных для животного повадок («Кто что ест? Кто клюёт, а кто лакает? Кто как кричит?»)
Вот так дети постепенно учатся понимать природу! Вес растения и животные становятся их добрыми знакомыми.
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - нашем доме - вот благородная задача взрослых.
Методы и приёмы. В работе я использовала следующие методы и приё мы:
1. Наблюдение - направлен на чувственное познание природных объектов, через разные формы восприятия : зрительное, слуховое, тактильное и другие. Наблюдение является не только источником знаний, но и требует наличие определённых знаний как отправных моментов наблюдения и должен постоянно обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний. Через наблюдение ребёнок познаёт- различные объекты, взаимосвязи в природе, познает специфику живого.
2. Моделирующий метод - предметное, графическое или действенное изображение чего либо, через календарь природы, дидактические игры, которые в младшем возрасте осуществляются под руководством взрослого и позволяют постоянно наталкивать ребенка думать и вспоминать цвет, форму того или иною объекта.
3. Наглядность - позволяет покачать жизнь растений и животных в их естественной среде обитания. Это и рассматривание иллюстраций с четким изображением объекта, просмотр диафильмов, слайды, видео и т. д. и является важным условием полноценного экологического воспитания детей младшего возраста.
4. Игра ведущая деятельность дошкольника позволяет «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания, а также вырабатывает отношение детей к природе, который в рамках экологического воспитания является конечным результатом.
5. Слово (словесный метод) - позволяет ребёнку понять новую информацию и обнаружить своё понимание явлений природы, их взаимосвязь между собой.
6. Метод отраженной природы позволяет работу с календарем, знакомство с изопродукцией, с произведениями искусства, а также отражает мотивы природ, полученные при непосредственном контакте с ней.
Формы организации работы с детьми:
• походы но территории детского сада;
• экскурсии вокруг территории деле кого сада;
• акции, совместно с родителями;
• праздники, досуги;
• совместная творческая деятельность;
• создание плакатов;
• игра;
• целевые прогулки;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций в книгах;
• труд в природе;
• опыты
• сбор природного материала;
• беседы, рассказы; чтение художественной литературы.
Работа с родителями. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту - одна из важнейших задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно поэтому наряду с экологической работой с детьми, я начала работу с родителями.
На общем родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много даёт ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповой уголок природы. Родителям я посоветовала почаще спрашивать детей о том, как живёт у нас рыбка в аквариуме, как и чем мы ее кормим, как и зачем меняем воду в аквариуме.
Я рассказала родителям, какие несложные поручения по уходу за растениями выполняют дети в детском саду.
В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том. что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребёнка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает ещё задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребёнок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина,
К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасною, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились слушать чтение старших.
В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи - потешки, стихи - небывальщины. Для того, чтобы стихи, сказки или рассказы воспринимались ребёнком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребёнка к красоте природы через изображение растений, животных.
Приобщая ребёнка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость се сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое - многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно вес, что живёт в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребёнка.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у детей отчётливых знаний об окружающем мире.
Освоение систематизированных знаний о растениях, животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей.