Ольга Крашенинникова
Обобщение педагогического опыта работы «Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы „Камешки Марблс как технология всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы.
Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях.
Игры с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение, повышают речевую активность детей.
Свою работу я начала с того что мы с детьми ознакомились с техникой безопасности : камушки нельзя брать в рот, их нельзя бросать (Беседа «Почему нельзя брать камни в рот»).
С детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности рассматривали шарики, держали в руках, прокатывали в ладонях, закрепляли цвета, экспериментировали: определяли какие из них тяжелые, а какие легкие
Даже простое перебирание камушков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Следующим этапом были такие игры, как:
«Подбери по цвету», «Собери по образцу», «Чудесный мешочек», «Золушка», «Гирлянда», «Волшебная дорожка», «Весёлая змейка», и другие.
В подготовительной группе для развития концентрации внимания мы стали усложнять задания с помощью таких игр, как: «Знакомство с буквой», «Звукобуквенный анализ слов», «Изобрази цифру», «Давай посчитаем», «Выложи фигуру», «Зеркало», «Выложи по контуру», «Составь геометрическую фигуру», «Графический диктант» и другие.
В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» я использую различные игры, одной из которых является игра «Хорошо или плохо!».Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью красного камешка отмечают, что это плохо, с помощью зеленого камешка, что это хорошо, при помощи синего камешка - надо подумать, здесь может быть несколько вариантов.
Камешки можно использовать в качестве предметов-заместителей при организации сюжетно-ролевых игр. Их также можно использовать при формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в природе, в быту – это и выкладывание маршрута на макете дороги, изображение светофора и т. д. (вариантов множество)
Камешки «Марблс» я широко применяю и в образовательной области «Познавательное развитие»
Например, с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам я обычно предлагаю игру «Мозаика» из марблс, где им нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка.
С этой же целью я предлагаю выкладывать камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры.
Вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, я предлагаю выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).Также можно предложить выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой, посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические «примеры» и задачи. С помощью марблс я часто провожу с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т. д.)Также я их использую для формирования умения ориентироваться на листе бумаги (например, в правый верхний угол положи красный камень, в центр – оранжевый и т. д.)
Также с помощью марблс провожу с детьми игру «Сочинялки».
Инструкция. Нужно выложить камешки в произвольном порядке и составить рассказ. Например, камешки лежат так : желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.
В художественно-эстетическом развитии камешки марблс я использую следующим образом: дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т. д.) по контуру, по схемам, по представлению (детям предлагается запомнить узор и выложить его по памяти, либо ребенку предлагаю самому придумать узор. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.
В физическом развитии я тоже использую камешки «Марблс». Вариантов множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят на мольберте (такие задания можно использовать во время динамической паузы на занятиях).
Также с целью развития мелкой моторики рук и воздействия через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, появления ощущения легкости, радости, я учу детей выполнять самомассаж с помощью марблс. Эта процедура очень нравится детям и доставляет им удовольствие.
При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии. По многочисленным наблюдениям коллег использование в работе камешков Марблс имеет благоприятный прогноз в дальнейшем обучении. Дети более успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений, у них лучше развиты психические процессы, у многих детей повышается общий уровень познавательного развития.
Камушки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную и увлекательную деятельность с детьми.