Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Татьяна Никонова
Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика —это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность моей работы состоит в том, что дети раннего возраста еще толком не умеют и ложку держать, уже не говоря про карандаш, фломастеры. Дети не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях. И все потому, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.

Исходя из этого, я определила цель своей работы:

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Для достижения своей цели, работу с детьми построила по следующим направлениям:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами;

- дидактические игры.

Пальчиковые игры –это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

При выполнении упражнений на развитие мелкой моторики мы переходим от простого к сложному, повторяем что получилось, и пробуем, что не совсем получается. Конечно, надо адекватно оценивать возможности малыша, не заставлять делать, что не нравиться или не получается, главное правило все должно происходить в форме игры.

Для наибольшего удобства при работе с детьми, я создала картотеку пальчиковых игр.

Игры с предметами домашнего обихода почти все сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Дидактические игры - такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.

«Павлин» игра с прищепками, «Желуди -погремушки», «Найди свой домик», «Веселый паровоз», «Моталочки», «Закрути змейку»,

Все эти игры развивают мелкую моторику, а так же способствуют развитию внимания, слухового восприятия, усидчивости. Дети учатся откручивать и закручивать крышки, играть в парах, закрепляют основные цвета.

И, конечно, самая любимая детьми игра -это «Котик волшебный животик» или сухой бассейн. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям, с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха.

Опыт первого года работы по развитию мелкой моторики показал, что родители в пальчиковых играх и в играх с предметами скорее видят развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т. д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, застегнет пуговицы.

И для того, чтобы родители осознали необходимость развития у детей тонких движений рук, я оформила Папку-передвижку, выпускаю буклеты для родителей, провожу мастер-классы. Это помогает мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, что способствует закреплению полученных умений у детей.

Выводы:

В результате работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 20:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД