Евгения Осипова
Обобщение педагогического опыта Развитие речи детей через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря этому происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка, формирование правильного разговора и мышления. Игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Публикация «Обобщение педагогического опыта Развитие речи детей через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованные представления прививают ребенку устойчивый интерес к своим истокам, корням, к родной культуре. Детские спектакли оказывают огромное эстетическое влияние на ребенка, которое может быть очень глубоким. Восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, вызывают эмоциональный отклик, повышают жизненный тонус ребят, побуждают их к активному обсуждению постановки.
Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли с передачей основных эмоций героя, имитации действий в театрализованной игре.
Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1) правильно организованная предметно-пространственная среда.
В уголке театрализации подобраны разные виды театра : пальчиковый, настольный, кукольный, театральные декорации, атрибуты-заменители.
Уголок «Костюмерная» : яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев, где можно с удовольствием принять участие в драматизации знакомых сказок, подобрать элементы костюмов, распределить роли, выбрать декорации.
Необходимость уголка уединения также велико, в нем ребенок может побыть один, вспомнить содержание своей роли, настроится на игру.
В «Центре речевой активности» расположены: художественная литература, иллюстрации знакомых произведений, подборка пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики, дидактические игры по направлениям: звуковая сторона речи- «Из какой сказки персонаж?», «Лисьи прятки», «Заводные игрушки» и т. д., развитие связной речи- «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто как передвигается?» и т. д., формирование грамматического строя речи- «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадки- описание» и т. д.
2) работа с детьми. Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используется следующие методы:
- музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические игры, упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др., развивают воображение (способности к пластической импровизации).
- дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция).
- литературно-художественная практика (связная речь) : дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
- игры, минутки шалости, физическая минутка
- театрализованная деятельность : драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, басням.
Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя :
- просмотр спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации.
3) работа с родителями и специалистами ДОУ, она включает в себя:
- совместное посещение театра семьей;
- посещение выставок различного творчества;
- организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
- создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям, пригласительных билетов;
- беседы с родителями «Маленький актер», «Роль родителей в развитии речи ребенка» и т. д.
- подобрать музыку к различным образам героев, провести театрализованные представления (в контакте с музыкальным работником)
- отработать различные движения, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество (в сотрудничестве с инструктором по физической работе)
Также целесообразно проводить творческие задания. Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Например: «Подарок на всех», «Если ты был бы волшебником, какое желание ты бы исполнил?», «Пожелание на День рождения». Игры на повышение значимости каждого ребенка- «Комплимент», «Зеркало», «Мне нравится в тебе…», в подобных играх ребенок видит свои положительные стороны и чувствует, что его принимают партнеры по игре.
Так вот отвечая на вопрос, почему же театральная деятельность поможет в повышении уровня речи дошкольников?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуя артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, интонации, соответствующих героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли, чувствует себя раскованно, свободно и естественно.
Подводя итог, нужно отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Наша задача - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, и те навыки и умения, приобретенные в ходе театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.