Лариса Шерстнёва
Обобщение педагогического опыта «Способы и техники нетрадиционного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
«Мир будет счастлив только тогда, когда
у человека будет душа художника».
(Роден)
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Способы и техники нетрадиционного рисования“» размещена в разделах
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В. А. Сухомлинский)
Все дети любят рисовать, а рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребёнок чувствует себя уверенно.
Обучение рисованию предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
сформировать у них изобразительные навыки и умения;
способствовать развитию творческого потенциала детей.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что, рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.
Если посмотреть вокруг, то мы увидим сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, пластмассовые вилки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.! Сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений!
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В творческом объединении «Семицветик» я работаю с детьми шести лет -подготовительная к школе группа. Веду у них занятия по нетрадиционной технике рисования.
На занятиях я применяю и комбинирую разные способы изображения в одном рисунке. Дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей этого возраста, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведённого на выполнение задания. Создаю детям огромную возможность думать, искать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• способствует получению эстетического удовольствия.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с пособием А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», я нашла много интересных идей. На своих занятиях я формирую у детей технические навыки рисования, стараюсь научить создавать свой неповторимый образ в рисунках; у ребят развивается творческое воображение, стремление к экспериментированию, воспитываю положительное отношение к взаимосотрудничеству.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения создаёт атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, создаёт эмоционально-положительное отношение к деятельности. Для занятия мной подготавливались красивые и разнообразные материалы, детям предоставлялась возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приёмов - всё это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Работу начинали с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давала два – три цвета («Ягоды», «Барашек», «Осенние кусты», и др.). Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Лебедь», «Жираф», «Осьминожка»).
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Дети зачерпывают гуашь пластиковой ложечкой и выливают на бумагу. Пятна наносятся в произвольном порядке. Затем лист накрывают другим листом и прижимают. Эта техника позволяет развитию воображения «А на что похожа клякса? Дорисовывают недостающие детали.
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
Учила детей рисовать «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы : «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик».
Техника «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».
На занятии научились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Бабочки», «Волшебное дерево», «Чудеса».
Увлекательной оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.
Очень интересно детям рисовать отпечатками листьев. Собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно я использую игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
• «Осенние краски» - техника «печать»;
• «Зимняя сказка» - техника «тампонирования;
• «Морские обитатели»- техника «гратаж»;
• «Забавные рисунки» - техника «кляксография»
«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная и неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)