Татьяна Голубева
Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Димитровграда Ульяновской области. Я выступила с презентацией, в которой представила свой педагогический опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках реализуемого проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Публикация «Обобщение педагогического опыта в рамках проекта „Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Направление: познавательно-речевое.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели логопедической группы, родители воспитанников группы.
Возраст детей: 1-й год обучения – 5-6 лет; 2-й год обучения – 6-7 лет.
Проблема: недоразвитие фонетической системы языка у детей с общим недоразвитием речи.
Цель проекта: формирование фонетических средств языка.
Задачи проекта:
дети: использование игровых методов и технологий, направленных на развитие психологической базы речи (слухового внимания, памяти, восприятия, вербального мышления) и на формирование фонетической стороны речи (дифференциация неречевых звуков, деление слов на слоги; дифференциация согласных и гласных звуков, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих; определение места звука в слове; формирование навыка чтения, звуко-буквенного анализа и синтеза);
педагоги: обеспечение реализации цели проекта через освоение методов и приемов совершенствования у детей фонематического слуха и внимания, развития звукового анализа и синтеза в речевой деятельности ребенка, упражнения детей в дифференциации звуков речи;
родители: обучение родителей использованию игр и упражнений, направленных на развитие фонетической стороны речи, в домашних условиях.
Ожидаемые результаты:
дети: совершенствование фонематического слуха, способствующего формированию фонетической системы языка;
педагоги: актуализация знаний и умений, необходимых для проведения работы по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
родители: приобретение знаний и умений по использованию практического материала, необходимого для развития фонетической стороны речи детей.
План мероприятий по реализации проекта
С детьми:
Система занятий КРО по формированию фонетических средств языка (1-й и 2-й год обучения).
Дидактические игры, задания и упражнения на закрепление материала занятий у детей с ОНР при проведении индивидуальной работы.
Игры по формированию фонематических процессов у детей с использованием ИКТ.
Итоговые мероприятия-развлечения по обобщению ЗУН, сформированных в процессе КРО.
С педагогами:
КМР (консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и т. п.) по теме проекта.
Пополнение материала картотеки игр для «Речевого центра» в группе.
С родителями:
КПР (консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и т. п.) , печатная информация.
Показ итоговых мероприятий на родительских собраниях.
Продукты проекта:
для детей: дидактические игры и пособия «Помоги одеться Звуку», «Весёлый поезд», «Что покажет телевизор?», «Бим и Бом играют в Звуклото», «Фонетические счеты (играем с Таней и Ваней)», «Мартышка-модница», «Звуковые прищепки», «Планета Ням-Нямов», «Ребусы на все буквы» и др. ;
для педагогов: картотека дидактических игр, направленных на формирование фонетических средств языка, картотека физминуток «Алфавит» на каждый изучаемый звук, система КМР по теме проекта, информационные буклеты;
для родителей: КПР по теме проекта (фронтальные и индивидуальные консультации, мастер-классы «Шпаргалка для родителей», «Игры по развитию фонематического восприятия у детей», «Играем со Смешариками» (совместно: логопед + дети + родители, «Ваш ребенок уже знает буквы: как научить ребенка читать», флешмоб «Марафон логопедических игр в раздевалке» (совместно: родители + дети, информационные буклеты, стендовая информация, итоговые мероприятия "Лесная школа","Страна Гласных и Согласных", "Путешествие в весенний лес".
Форма проведения итоговых мероприятий: занятия-развлечения с использованием игр и упражнений для обобщения материала, ранее изученного на занятиях по формированию фонетических средств языка.
Презентация опыта: http://petushok38.ru/wp-content/uploads/2016/03/0-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%9C%D0%9E-2016-%D0%9C%D0%91%D0%94%D0%9E%D0%A3-%E2%84%96-38.pdf
Спасибо за внимание!