Олеся Стригун
Обобщенный опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Публикация «Обобщенный опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников „Азбука безопасности“» размещена в разделах
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избегать опасных ситуаций дома.
Задачи:
- сформировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, ситуациях, которые могут быть опасными;
- научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности.
Тип проекта: краткосрочный.
Длительность проекта: один месяц.
Участники проекта: дети, родители.
1. Подготовительный этап.
- Сформулированы различные вопросы : «Как рассказать об опасных ситуациях детям?», «Как объяснить, к чему может привести несоблюдение правил безопасности» и пр.
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, потешки, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, наглядного дидактического материала, компьютерных презентаций, папок – передвижек для родителей.
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2. Основной этап.
Работа с детьми :
- рассматривание альбома «Один дома», плаката «Уроки безопасности»;
- дидактические игры «Что где растет?», «Угадай профессию», «Что нельзя брать без спроса» и пр.,
- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом»;
- разгадывание загадок про огонь, дым, пожар; «огненные» пословицы и поговорки;
- рисование детей на тему: «Я и огонь»;
- Беседы с детьми «В мире опасных предметов», «Кошки и собаки – наши друзья или враги?»;
- Занятие «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем», Беседа: «Внешность человека может быть обманчива»,
Беседа: «Брать таблетки нам нельзя»
Цель: формирование знаний о недопустимости брать лекарства без контроля взрослых.
Беседа: «Если ты потерялся…».
Цель: Закреплять знания о том, что нужно знать информацию о себе и родителях.
Работа с родителями :
Размещение в уголке для родителей папок – передвижек, информационных буклетов;
- Консультации родителей «Не оставляйте без присмотра лекарства», «Дети должны знать домашний адрес» и др.
3. Заключительный этап.
Открытое занятие «Опасные предметы дома». Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в доме.
Выводы: В ходе реализации проекта «Азбука безопасности» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал о безопасности, обобщили как опыт работы по данному проекту. В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения в доме, на улице и в природе. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.