Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Галина Шпакова
Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.)

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребнка.

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Актуальность опыта обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств развития музыкально- творческих способностей дошкольников в пространстве досуговой деятельности и повышением интереса к использованию театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста. Предлагаемая работа поможет организовать культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить музыкально- творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую культуру.

Новизна опыта заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из средств культурно-досуговой деятельности и формирования творческих способностей на основе синтеза искусств (театра и музыки). А так, как одной из ведущих целей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. Е. Васильевой) является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, т. е. его социализация, дошкольник должен владеть азами творчества, необходимых для самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций.

Цель работы:

- формировать всесторонне развитую личность средствами музыкально-

театрального искусства.

Основные задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом

возможностей каждого ребенка с помощью интеграции различных видов музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, создать основы формирования общей духовной культуры;

- воспитывать у ребёнка чувства прекрасного, любви к искусству.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.

Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.

Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.

Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.

Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми. Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.

Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать не только ребенка, но и их родителей. Я думаю, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности и творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в утренниках в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

В процессе работы:

1. Мною составлен календарно -перспективный план по музыкально – театрализованной деятельности в средней, старшей и подготовительной группах.

2. Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.

3. Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам, общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.

4. Представлены сценарии праздников и развлечений.

5. Предлагаются перспективные планы по работе с воспитателями и родителями

6. Предоставлена диагностика музыкального развития.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- у детей уже после первого года обучения музыкально - творческие способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

- дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной. На протяжении этих трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

В будущем планирую:

1. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

3. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

4. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь - игра». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребенку, тем лучше.

Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Прикреплённые файлы:

prezentacija-opyta-raboty_omm2r.pptx | 4886,75 Кб | Скачан: 11
 
Публикации по теме:

Кружковая работа «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Содержание Пояснительная записка … 3 Цель …. ….4 Задачи.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие творческих способностей.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Развитие коммуникативных способностей ребенка через театрализованную деятельность Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 18:52
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...