Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Галина Шпакова
Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.)

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребнка.

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Актуальность опыта обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств развития музыкально- творческих способностей дошкольников в пространстве досуговой деятельности и повышением интереса к использованию театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста. Предлагаемая работа поможет организовать культурно-досуговую деятельность дошкольников, развить музыкально- творческие способности, приобрести устойчивые знания в сфере музыкально-театрального образования, сформировать у детей художественно-эстетическую культуру.

Новизна опыта заключается в том, что мы рассматриваем музыкально-театральное направление в воспитании и развитии дошкольников, как одно из средств культурно-досуговой деятельности и формирования творческих способностей на основе синтеза искусств (театра и музыки). А так, как одной из ведущих целей программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. Е. Васильевой) является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, т. е. его социализация, дошкольник должен владеть азами творчества, необходимых для самовыражения, выхода положительных и отрицательных эмоций.

Цель работы:

- формировать всесторонне развитую личность средствами музыкально-

театрального искусства.

Основные задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом

возможностей каждого ребенка с помощью интеграции различных видов музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, создать основы формирования общей духовной культуры;

- воспитывать у ребёнка чувства прекрасного, любви к искусству.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Также мной были разработаны консультации и рекомендации для родителей, освещающие вопросы театрального просвещения детей дома. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.

Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.

Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.

Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно- развивающей среды. Я выделила следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми. Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.

Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми. Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.

Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать не только ребенка, но и их родителей. Я думаю, что все родители откликаются и стараются содействовать воспитателям в работе с использованием театрализованной деятельности и творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в утренниках в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

В процессе работы:

1. Мною составлен календарно -перспективный план по музыкально – театрализованной деятельности в средней, старшей и подготовительной группах.

2. Разработаны занятия с применением элементов театрально-игровой технологии.

3. Собраны в коллекцию этюды по разным возрастным группам, общеразвивающие игры, упражнения по артикуляции, дыхательной гимнастике и на расслабление, а так же упражнения по ритмопластике.

4. Представлены сценарии праздников и развлечений.

5. Предлагаются перспективные планы по работе с воспитателями и родителями

6. Предоставлена диагностика музыкального развития.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- у детей уже после первого года обучения музыкально - творческие способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

- дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- у детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной. На протяжении этих трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

В будущем планирую:

1. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

3. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

4. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к миру театра, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь - игра». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребенку, тем лучше.

Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»

Прикреплённые файлы:

prezentacija-opyta-raboty_omm2r.pptx | 4886,75 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Кружковая работа «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Содержание Пояснительная записка … 3 Цель …. ….4 Задачи.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие творческих способностей.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность» План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 18:52
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилиновое творчество «Синичка невеличка», в рамках экологического проекта...
Слышу я: звенит синица Средь желтеющих ветвей; Здравствуй, маленькая птица, Вестница осенних дней! Хоть грозит он нам ненастьем, Хоть зимы он нам пророк...
Акция «Говори правильно» в детском саду
Международный День Логопеда празднуется в нашей стране уже более 10 лет. Логопедия приобретает всё более важное значение в педагогике. Учитель-логопед...
Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Цель: Закреплять знания детей о сказке Теремок, о фруктах и овощах, о времени года осень. Задачи: Образовательные: Формировать и активизировать у детей...
Видео-урок «Как сделать новогоднюю игрушку «коньки»». Поэтапный урок текстиль №1
Как сделать новогоднюю игрушку "коньки" ( поэтапный урок текстиль № 1 ) Смотрите в нашем новом видео, как легко сделать ёлочную игрушку или новогодний...
Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера»
Ирина Баринова Мастер - класс по созданию макета "Народы Севера" Изучая тему: "Моя страна Россия", я со своими детками старшей группы решила сделать макет...