Получи документы

Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».

марина жаринова
Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».

ИПМ 1. Сведения об авторе.

Жаринова Марина Михайловна

Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. Е. В. Евсевьева, год окончания – 1994 г.

Специальность по диплому: олигофренопедагог и логопед вспомогательной (коррекционной) школы

Место работы: МБДОУ №2 «Берёзка», МБОУ СОШ №3

Должность: учитель – логопед

Педагогический стаж – 24 г. 3 м.

Стаж работы с занимаемой должности – 24 г. 3 м.

Квалификация – первая квалификационная категория

Награды -

Публикация «Обобщенный педагогический опыт „Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий“,» размещена в разделах

ИПМ 2. Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- курсы повышения квалификации;

- активное участие в работе городских методических объединений, круглых столов, семинаров.

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

Теории и положения, на базе которых реализуется данный опыт :

1. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ

2. Деркунская В. А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

3. Каменская В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста

4. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка

5. Мирская Н. Б. Профилактика расстройств зрения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М. ,1998

7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Основной подход в работе с детьми–личностно-ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя- логопеда и воспитанника особенностями их личностного развития.

Принципы:

- деятельности;

- вариативности

- непрерывности;

- гуманности.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. Анализ состояния здоровья детей посещающих логопедическую группу МБДОУ №2 «Берёзка» показал, что данную группу посещают дети, в основном, со второй группой здоровья. Одной из основных проблем в здоровье воспитанников является снижение зрения, нарушение осанки, гиперактивность, нарушение эмоционально – волевой сфреы. Это приводит к снижению качества результатов коррекционной работы. Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма (профилактике нарушений зрения, нарушений осанки, гиперактивности, нарушений эмоционально – волевой сферы).

ИПМ 5. Новизна опыта.

При использовании оздоровительных технологий в игровом варианте обучение и оздоровление происходят с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Новизна в формировании нового типа взаимодействия: учитель–логопед - дети - родители, характеризующаяся доверительными отношениями между данными субъектами и помогающая корректно влиять на профилактику нарушений зрения, осанки, эмоционально – волевой сферы, гиперактивности путем привития культуры здоровья.

ИПМ 6. Адресность опыта.

Данный опыт рекомендовано использовать учителям – логопедам, воспитателям, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи. имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как в отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

Трудности при применении данного опыта использования здоровьесберегающих технологий могут заключаться в :

- планировании и построении системы занятий с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их

индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний,

умений и навыков детей.

ИПМ 8. Технология опыта.

Сущность опыта : процесс коррекции речи дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, применении использования здоровьесберегающих технологий в ООД и повседневной жизни.

Коррекционно-оздоровительные технологии, используемые в реализации опыта :

- Арттерапия – лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., отпечатки рук на прохладном, теплом песке.

- Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту.

- Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

- Психогимнастика. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

- Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

- Логопедический массаж - положительно влияет на развитие высших психических функций ребё нка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.

- Методика В. Ф. Базарного (профилактика нарушений зрения)

- Пальминг (профилактика нарушений зрения);

- адаптированные упражнения для глаз по Арнцгольцу (профилактика нарушений зрения);

- Логоритмика - стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

- Су-джок терапия. Обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, способствуют более быстрой и успешной коррекции речевых нарушений.

ИПМ 8. Результативность опыта.

Благодаря применению данных технологий в коррекционной работе снизился уровень детей : с нарушением зрением (качество зрения детей улучшилось, с гиперактивностью, эмоционально – волевыми нарушениями и нарушением осанки, что способствовало повышению эффективности коррекционной работы. Это доказано результатами итогового мониторинга состояния здоровья детей и говорит о необходимости дальнейшего применения в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий.

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий при работе в разновозрастной группе Содержание Паспорт проекта …. …4 Актуальность проекта…. .7 SWOT-анализ исходного состояния.

Коррекция звукопроизношения детей с речевым недоразвитием на основе здоровьесберегающих технологий Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания важная задача педагогики. Здоровьесберегающие технологии являются.

Мастер-класс «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий» Цель мастер - класса: Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической.

Развитие речи детей посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр Зачем нужны "Пальчиковые игры"? Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем.

Опыт использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО. Воспитатель Шульженко.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Развитие и коррекция речи детей посредством применения Лего-технологии Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщенный педагогический опыт «Коррекция речи детей с ОВЗ посредством использования здоровьесберегающих технологий».
Опубликовано: 9 января 2017 в 14:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД