Получи документы

Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника

Галина Михайловна Корней
Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В современном дошкольном образовательном учреждении познавательное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Публикация «Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника» размещена в разделах

По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия создания образа «Я» ребенка, для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. [3,с. 78]

Можно выделить два направления для реализации системы экологического образования : а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры развития, лаборатории для проведения исследовательской и опытнической деятельности, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки и маршруты, тропы природы.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Цель организации экологического маршрута - развитие у воспитанников, экскурсантов тропы, базисных элементов экологической этики, формирование позитивной направленности к природным объектам, активной личностной позиции. [1,с. 137]

Тропа располагается недалеко от детского сада. Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также о повышенной комфортности пути и обеспечении безопасности путешественников.

Лаборатория это новый элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок в экологическом центре для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у воспитанников интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории являются сведения, полученные ими в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. В нашем дошкольном образовательном учреждениии, в котором организована лаборатория отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории. В специальной лаборатории проводятся опыты и дети выступают в качестве «ученых». Это повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. [2,с. 75]

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционирование это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру.

Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается нефть, торф, болота?»; «Что такое уголь?» и т. д.);

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, организуемых детьми.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаем в специальных шкафах или полках на уровне глаз ребенка. Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций. [4,с. 18]

В деятельности конструирования среды мы используем возможности музейной педагогики. С целью реализации потенциала современной музейной педагогики к фондам краеведческих музеев. В рамках реализации программы по образовательной области «Познание» организовывали ежеквартальные экскурсионные маршруты: дети имели возможность ознакомиться с экспонатами, узнать о ремеслах и промыслах родного края о природных богатствах растительного и животного мира Сибири, о полезных ископаемых, технологиях добычи и использования даров природы.

Делая вывод, можно отметить, что правильно организованное экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Серебрякова Т. А. ,Экологическое образование в дошкольном возрасте, М. :ИЦ Академия, 2010, с 208.

2. Смирнова В. ,Тропинка в природу. Экологическое образование в детском садуМ. :СОЮЗ,2010 ,с. 208.

3. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М. : Новая школа, 2003.

4. Рыжова Н. А. Напиши письмо мартышке. Методическое пособие по экологическому образованию детей младшего возраста. — М. : Центр «Экология и образование», 1996.

Публикации по теме:

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении Презентация"Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. В которой показано оформление продуктивной деятельтности в группах. Данная.

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 13:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащённая развивающая среда — важное условие экологического образования дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Галина Михайловна Корней (УИ 132981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД