Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Шихова Ирина Викторовна
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т,д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОНР отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объём, нарушена точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно- двигательного). Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предмета. Например: ребенок называя основные цвета затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова обозначающие величины, а пользуется только словами «большой- маленький».

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование образов представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных и составных частей предмета и определении его в пространстве. Это говорит о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с ОНР данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированостью целостного образа предмета. Эти дети воспринимают образ предмета с определенными трудностями. Они не уверенны в правильности ответа, у них наблюдаются ошибки в узнавании предмета, долго вспоминают название предмета, т. к. развитие словаря значительно отстает от нормы.

Восприятие и речь взаимообусловлены: константность и обобщенность восприятия с одной стороны и подвижность зрительных образов с другой формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и уточняется на основе всей чувственной сферы. Например: если опираться только на слуховое восприятие, то зрительный образ предмета у ребенка не формируется. Поэтому перед обучением детей пересказу худ-го произведения целесообразно внести предметы и объекты, о которых идет речь в рассказе, для обследования их детьми, включая всю анализаторную систему с обязательной работой над обогащением и активизацией словаря.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка-это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОНР развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно, тем самым нарушается формирование представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию детей особенно с нарушениями речи.

Значение сенсорного опыта детей с ОНР

В раннем возрасте малышу нужно изучить предмет: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия с ним, чтобы получить как можно больше естественных знаний. У ребенка должна реализоваться одна из главных способностей этого возраста- эмпирическое, т,е чувственное познание мира.

У человека познание мира происходит по следующему принципу: из зрительной области коры головного мозга импульсы поступают в центр узнавания предметов, а далее в речевой центр, человек не только узнает предмет, но называет его.

Воспринимаемую информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует в образ. Парциальное поступление информации способствует формированию целого образа. Если у человека недостаточно сенсорного опыта, то целостность восприятия нарушена.

Публикации по теме:

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта) Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная.

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа : на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.

Конспект занятия по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» для старших дошкольников Подготовительный этап Ход занятия: ребята, послушайте стихотворение М. Садовского Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом.

Конспекты занятий по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Русалочка» для детей старшего дошкольного возраста Подготовительный этап Подготовительная беседа: ребята, давайте вспомним из кого состоит семья? (мама, папа, дети). А кем еще являются наши.

Занятие-беседа по чтению художественного произведения К. И. Чуковского «Федорино горе» для старших дошкольников Беседа: ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Горе тому, у кого беспорядки в дому»? А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как.

Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является.

Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения» Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения. Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов.

Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок. Задачи: Закрепить умение составления.

Предварительная работа перед пересказомПредварительная работа перед пересказом Всем известно, что без полноценной предварительной работы процесс актуализации словаря, а тем более пересказа художественного произведения.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения
Опубликовано: 1 октября 2017 в 07:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кейс «Знакомые цифры»
Цель: Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: Закрепление знания чисел от 1 до 12...
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический...
Конспект занятия по аппликации «Медаль для папы»
Программные задачи:продолжать учить детей способу вырезывания круглой формы из квадрата, украшать аппликацию дополнительными элементами;закреплять умение...
Спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Сегодня мы побывали в Чувашском республиканском театре кукол, где с удовольствием посмотрели спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»....
Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»
Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная игрушка" -...