Получи документы

Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Шихова Ирина Викторовна
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т,д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения» размещена в разделах

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОНР отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объём, нарушена точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно- двигательного). Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предмета. Например: ребенок называя основные цвета затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова обозначающие величины, а пользуется только словами «большой- маленький».

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование образов представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных и составных частей предмета и определении его в пространстве. Это говорит о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с ОНР данная психическая функция отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированостью целостного образа предмета. Эти дети воспринимают образ предмета с определенными трудностями. Они не уверенны в правильности ответа, у них наблюдаются ошибки в узнавании предмета, долго вспоминают название предмета, т. к. развитие словаря значительно отстает от нормы.

Восприятие и речь взаимообусловлены: константность и обобщенность восприятия с одной стороны и подвижность зрительных образов с другой формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и уточняется на основе всей чувственной сферы. Например: если опираться только на слуховое восприятие, то зрительный образ предмета у ребенка не формируется. Поэтому перед обучением детей пересказу худ-го произведения целесообразно внести предметы и объекты, о которых идет речь в рассказе, для обследования их детьми, включая всю анализаторную систему с обязательной работой над обогащением и активизацией словаря.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка-это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОНР развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и протекает неравномерно, тем самым нарушается формирование представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию детей особенно с нарушениями речи.

Значение сенсорного опыта детей с ОНР

В раннем возрасте малышу нужно изучить предмет: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия с ним, чтобы получить как можно больше естественных знаний. У ребенка должна реализоваться одна из главных способностей этого возраста- эмпирическое, т,е чувственное познание мира.

У человека познание мира происходит по следующему принципу: из зрительной области коры головного мозга импульсы поступают в центр узнавания предметов, а далее в речевой центр, человек не только узнает предмет, но называет его.

Воспринимаемую информацию, объединенную (интегрированную) на различных уровнях нервной системы, кора формирует в образ. Парциальное поступление информации способствует формированию целого образа. Если у человека недостаточно сенсорного опыта, то целостность восприятия нарушена.

Публикации по теме:

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта) Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная.

«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа : на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.

Конспект занятия по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» для старших дошкольников Подготовительный этап Ход занятия: ребята, послушайте стихотворение М. Садовского Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом.

Конспекты занятий по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Русалочка» для детей старшего дошкольного возраста Подготовительный этап Подготовительная беседа: ребята, давайте вспомним из кого состоит семья? (мама, папа, дети). А кем еще являются наши.

Занятие-беседа по чтению художественного произведения К. И. Чуковского «Федорино горе» для старших дошкольников Беседа: ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Горе тому, у кого беспорядки в дому»? А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как.

Обогащение чувственного опыта детей с нарушением зрения Вопросами обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается специальная дидактика, одним их принципов которой является.

Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения» Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения. Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов.

Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок. Задачи: Закрепить умение составления.

Предварительная работа перед пересказомПредварительная работа перед пересказом Всем известно, что без полноценной предварительной работы процесс актуализации словаря, а тем более пересказа художественного произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение сенсорного опыта детей перед пересказом художественного произведения
Опубликовано: 1 октября 2017 в 07:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД