МААМ-картинки

Обогащение словарного запаса у детей

Светлана Глущенко
Обогащение словарного запаса у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!

Словарный запас ребенка : норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

• До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).

Публикация «Обогащение словарного запаса у детей» размещена в разделах

• К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.

• Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!

• Три годика – от 250 до 750 слов.

• Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.

• К шести годам (к первому классу) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.

• У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Как увеличить словарный запас ребенка?

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет, устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.

Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т. д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т. д.).

В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих)

• Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!

• С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово, либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!

• Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья. На стадии, когда ребенок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!

• Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка»«загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).

Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.

Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т. д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т. д.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры.

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов, работа над образованием новых слов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот» : кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч взрослому.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон. Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед. Река широкая, а ручей. Камень тяжелый, а пух.

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания :

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.

Красное — платье, яблоко, знамя,.

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

У 3 предметов:

мяч, солнце, шар —.

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

«Кто подберет больше слов

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Материал: Мяч.

Ход игры: Вариант 1.

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты;

Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды;

Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: деревья;

Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.

Вариант 2.

Ход игры:

Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.

Взрослый: огурец, помидор, репа.

Ребенок: овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» ( или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

Подскажи словечко»

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый: идет

Ребё нок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;

Бежит (человек, животное, ручей, время);

Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);

Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.

Например:

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Осень, лето, суббота, зима.

Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

День, ночь, утро, весна.

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

«Что каким бывает?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

• Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Взрослый: Летают.

Ребё нок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Взрослый разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый: собака;

Ребёнок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.

Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры:

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный,

пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый –ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий,

светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой.

«О картинке я вам расскажу»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Ход игры:

Взрослый говорит ребенку: «О картинке я вам расскажу». И дает описание предмета. Описание дается следующим образом.

У этого предмета есть:

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

Нитка, бусины (бусы);

Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

Рукава, воротник, манжеты (рубашка);

Спинка, сиденье, ножки (стул);

Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);

Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)

У него есть:

Ствол, ветки, листья, корни, кора

Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

«Животные и их детеныши».

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра –; у льва — ;у слона - у оленя - у лося — у лисы

Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Логопед: Дети:

• Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:

• Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.

• Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.

• Понедельник, вторник, лето, воскресенье.

• День, ночь, утро, весна.

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Кто кем был?» Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»(воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»(дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»(булочка, новость, газета, скатерть).

«Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.

Материал: Мяч.

Ход игры:Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Один - много»

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар. (шары); комар. (комары); гриб. (грибы); шкаф. (шкафы);

стол. (столы); мяч. (мячи); сапог. (сапоги); петух. (петухи);

«Чего много?»

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол;

гриб — много грибов; карандаш — много карандашей

«Мой—моя—мое—мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево,

«Посчитай».

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Назови ласково».

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок; голос — голосок; петух — петушок;

старик — старичок; друг — дружок; снег — снежок;

бок — бочок; круг — кружок; береза — березка;

шуба — шубка; лошадь — лошадка; корова — коровка;

капля — капелька; рука — ручка; нога — ножка;

береза — березонька; ночь — ноченька; дочь — доченька;

Оля — Оленька; рука — рученька; нога — ноженька;

«Цепочка».

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак —. —. , нога —. —. , волос —. —. , плечи —. —. ,

нос —. —. , рука —. —. , клюв —. —. , усы —. —.

«Скажи правильно».

Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Ждем гостей».

Цель:упражнение детей в словообразовании.

Демонстрируем предметы посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа —. , посуда для хлеба —. , посуда для соуса —.

посуда для сливок —. , посуда для масла —. ,посуда для конфет —.

посуда для молока —. , посуда для сухарей —.

«Подумай и назови».

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельностьОбогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том,как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса у детей
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 12:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словарного запаса у детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД