Нелля Архипова
Образ русской природы в стихах С. А. Есенина. «Страна березового ситца»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Образ русской природы в стихах С. А. Есенина»
Авторы проекта: Старший воспитатель ГБОУ ЦО № 1881 Архипова Нелля Николаевна, учитель-логопед Михайловская Ирина Викторовна, воспитатель Мурзина Лилия Евгеньевна
Вид проекта: Творческо-исследовательский проект
Длительность проекта: Долгосрочный (реализуется в течение 2 месяцев)
Участники: Музыкальный руководитель, педагоги, дети, родители
Постановка проблемы:
Публикация «Образ русской природы в стихах С, А, Есенина, „Страна березового ситца“» размещена в разделах
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Есенин С.А.
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- «Береза», Есенин С.А.
- Темочки
Одной из важных задач ДОУ является приобщение детей к книге, художественной литературе. Со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности ребенка. В детстве важно открывать для себя литературу с помощью родителей, воспитателей, библиотекарей через слово, интонацию. Важно посещать детские библиотеки, в которых собрана вся литература для детей.
Свободное обращение со Словом, выразительное чтение стихов, неудержимая выдумка, игра – отличительные признаки художественной словесности детей.
Дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к 7-8 годам. Качество речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова через разучивание стихотворений о природе С. А. Есенина.
Цель проекта:
Популяризация чтения, поиск новых форм и путей вовлечения детей в просветительские и образовательные программы, способствующие повышению общей культуры подрастающего поколения.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей и родителей позитивное отношение к книге через развитие творческих способностей детей: посредством театрализованной деятельности, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.
2. Приобщение детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Схема осуществления проекта. Этапы работы над проектом.
Приложение.
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1881
/дошкольное подразделение/
К 115 годовщине со дня рождения С. А. Есенина.
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО СТРАНИЦАМ ТВОРЧЕСТВА С. А. ЕСЕНИНА
«СТРАНА БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»
Звучит песня Е. Мартынова «У Есенина день рождение». На фоне песни дети входят в зал и открывают первую страницу литературного журнала.
Ведущий. Старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле - «Стране берёзового ситца».
Катя Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим соном уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Ведущий. В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный
деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русскйй поэт Сергей Есенин».
II страница «О Есенине»
115 лет назад, 21 сентября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все его детство. Дядья у него были ребята озорные и отчаянные. Они научили его скакать на лошади, лазать по деревьям и плавать. Бабушка очень любила своего внука и нежности ее не было границ.
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
<1913-1915>
Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. С некоторыми из них мы вас сейчас и познакомим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате».
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты. (1914 г.)
Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит.
Звучит песня Г. Струве «Пастух».
Когда же он подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам.
Коля
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Алеся
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Лиза
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Андрей
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
(1910 г.)
III страница «Сергей Есенин и отчий край».
Ведущий. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех.
Воспитатель:
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий. Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.
В его стихотворениях отразились все времена года.
Дети читают стихи С. Есенина
«Вот уж вечер», «Берёза»; «Черёмуха».
Вот мы видим зимний пейзаж.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
(1913 г.)
А сейчас мы попадем с вами в весну.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(1915)
Ведущий. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов - о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. И если он находился далеко от дома, то все время грустил о Родине, об отчем крае.
Дети слушают песню в грамзаписи А. Пахмутовой на стихи С. Есенина «Где ты, где ты, отчий дом».
Ведущий: Не только поэты и музыканты воспевали красоту родной природы, но и кисть художника не раз оставляла на полотнах свой след, любуясь утренним восходом солнца или радугой после дождя.
Дети подходят к художественной выставке.
Ведущий: Вот и знаменитая картина «Большая Вода» И. Левитана.
В поэзии С. Есенина есть такие строки:
Ребенок: Тихо струится река серебристая,
В царстве прекрасном зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Ведущий: Перед вами картина И. Репина «Корабельная роща».
Есенин об этом писал так:
Ребенок: Снова я вижу знакомый обрыв,
С красною глиной и сучьями ив
Грезит над озером рыжий овес
Пахнет ромашкой и медом от ос.
IV страница. «Есенин и музыка.»
Ведущий: Больше всего любил Есенин русские песни. В исполнении детского оркестра звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Дети подготовительной группы исполняют хоровод на эту мелодию.
Ведущий: За песнями поэт проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял всех, приходивших к нему, петь. Есенин понимал русскую песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему.
Но его всегда радовала и задорная русская пляска.
Дети хореографического ансамбля «Ручеек» дошкольного отделения исполняют хореографическую композицию «Гармонист Тимошка», слова и музыка Т. Морозовой.
Ведущий: Вся поэзия С. Есенина мелодичная, музыкальная, ее звуки разлиты повсюду, поэтому композиторы во всем мире могли легко переложить ее на музыку, - умей только слушать и наслаждаться.
Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая.» на стихи С. Есенина в исполнении группы сотрудников детского сада.
V страница: «. Еще я долго буду петь.»
Ведущий: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.