МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства» (3 фото)

Светлана Морозова
Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»

Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»

Урок лит. чтения в 4 кл.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Послушаем отрывок из музыкального произведения и попробуем определить, к какому времени года она подходит?

Звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» ("Времена года")

- Прекрасная музыка, не правда ли?

- Верно, П. И. Чайковский своей музыкой «нарисовал» зимний месяц декабрь.

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства“» размещена в разделах

- Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? Каждый из вас по-своему представляет это время года. Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА?

- Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Как вы думаете, почему? Может быть, и потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки. Пожалуйста, приведите примеры…

3. Мотивация. Постановка цели урока.

- А какие прекрасные произведения искусства посвящены зиме!

Хотели бы вы узнать, какой предстает зимушка-зима в поэзии, музыке, картинах?

- Сегодняшний урок посвящен образу зимы. У вас будет возможность увидеть ее такой, какой ее увидели поэт Сергей Есенин, композитор Петр Ильич Чайковский и художники-пейзажисты. На этом уроке, ребята, вы сможете проследить взаимосвязи поэзии, музыки, живописи.

4. Изучение нового материала.

- Сейчас мы с вами перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам вновь музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.

Звучит отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года». Январь. «У камелька».

Анализ музыки.

- Это был отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года. Январь» Какие чувства возникли при прослушивании? Что вы услышали?

- Какую картину увидели, что вы представили, слушая музыку?

- Такой же тихой, сказочной, загадочной описал зиму поэт С. Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!

а) Анализ заголовка.

- Знаете ли вы, что такое пороша? А где можно уточнить значение слова?

СЛОВАРЬ: «Пороша – это…»

б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.

Звучит стихотворение С. Есенина «Пороша».

в) Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким кажется зимний лес?

г) Вторичное восприятие.

Перечитайте самостоятельно это стихотворение.

д) Лингвистическое комментирование.

- Все ли вам понятно, слова и выражения?

Использовать слайды 1-4

- К какому роду литературы и жанру относится данное произведение?

- Какая рифма по расположению в строках?

е) Проверка вторичного восприятия. Словесное рисование.

- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?

ж) Анализ поэтической речи. Средства художественной выразительности.

- Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? Обратите внимание на памятку – слайд 5. (Дети выделяют олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры).

з) Исследовательская работа (разноуровневые задания)

- А теперь проведем исследование. Первый ученик подчеркивает слова, которые помогают увидеть цвет зимы. Второй ученик подчеркивает слова, которые помогают услышать звуки зимы.

Проверка.

Вывод: в стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Стихи переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства.

и) Выразительное чтение стихотворения.

- Подготовьтесь прочитать стихотворение с выражением.

- Как будем читать: быстро или медленно, неторопливо?

Чтение стихотворения учащимися.

Анализ картины.

- Художник И. И. Шишкин написал картину «На севере диком…» Посмотрите на монитор компьютера…Опишите, что вы видите. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная.

- Что помогло вам понять сказочный образ зимы? Какие средства использовал художник?

5) Физкультминутка.

Зимушка-зима приготовила для вас игру «Наборщик» (в Приложении)

6) Продолжение изучения нового материала.

- Послушайте другое стихотворение С. Есенина, которое поможет нам понять, какая же она зимушка-зима…

а) Первичное восприятие стихотворения.

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Поет зима…»

б) Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?

- Все ли вам понятно?

- Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?

- С кем автор сравнивает зиму?

- Мохнатый лес, это какой?

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

- А как он шумит?

- А что значит «баюкает стозвоном сосняка»?

в) Вторичный синтез.

- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.

- Какую зиму описывает поэт : мягкую или лютую?

- Что помогло вам это понять?

г) Анализ содержания.

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в каждой строфе?

- Какие картины вы нарисовали, читая стихотворение?

- В каждой строфе поэт рисует законченную картину: 4 строфы – 4 картины, и в каждой свои герои. Кто главный герой в 1 строфе? (зима, во 2 строфе? (метелица, в 3 и 4 – воробьи.

- Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

- Прочитайте хором 1 строфу.

- Какое настроение возникло у вас при чтении этого четверостишья?

- Разберемся, что же создает такое настроение.

- Прочитайте рифмующиеся слова, так чтобы мы услышали ауканье зимы.

- Какой прием художественной выразительности использует автор, создавая образ зимы, словно человека?

- Что делает зима, будто человек, назовите глаголы.

- Что сказано об облаках. Прочитайте. Можно ли сказать, что и облака очеловечены?

- О зимнем лесе часто говорят, что он безмолвный. А у Есенина он молчит?

- Произнесем хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка». Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промерзшего леса?

- Как движутся облака: плавно, рывками, быстро? Обратите внимание на сочетание звуков, позволяющих представить, как плавно плывут облака по небу. («пЛЫвут в страну даЛЕкую седые обЛАка»)

- Видите, строка звучит, потому что поэт использует какой прием?

- Перечитайте выразительно 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон стволов промерзших сосен, и глубокую тоску облаков.

- О чем 2 строфа? Автор ласково называет «метелица». Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает снег поэт?

- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием?

- Приведите примеры сравнения в этой строфе.

- Почему именно такое сравнение подобрал поэт?

- Какое главное чувство в этой строфе?

- С каким чувством Есенин рассказывает о воробьях?

- Перечитайте выразительно 2 строфу так, чтобы мы пожалели пташек.

- Жалость к воробьям особенно выражена в 3 строфе.

- Обратите внимание, какие эпитеты-определения описывают воробьев.

- Поэт противопоставляет маленьких нежных пташек бешеной злой вьюге и жалеет их.

- Какие звуки в 1-м предложении этой строфы передают дрожь воробушек? (З-Ш).

- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в 3 строфе? Как называет он метель? (вьюга) Какая вьюга? Приведите примеры олицетворения.

- Какие звуки передают злость вьюги в 2 последних предложениях этой строфы, свист ветра, звук ставень (З-С, СТ – Т – СТ). Перечитайте эти две строки, подчеркивая голосом звуки З-С, чтобы мы почувствовали злость вьюги, сердитость, неугомонность.

- Выразительно перечитаем 3-ю строфу, передавая бешенство вьюги, страх птичек.

- Прочитайте самостоятельно 4-ю строфу и подумайте, какое чувство преобладает в ней?

- Назовите эпитеты в этой строфе.

- Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что не вечна зима, надо потерпеть и подождать.

- У этого стихотворения нет названия. Какое бы подобрали вы?

- А теперь перечитайте выразительно все стихотворение, стараясь передавать главные чувства в каждой строфе.

7. Физкультминутка

А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в мороз и вьюгу? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Звучит завывание ветра)

Попрыгаем, полетаем…

Поиграем в игру «Метафора». (в Приложении)

8. Продолжение изучения нового материала.

- Но не всегда зима такая сердитая и лютая. Бывает она веселая, солнечная, с играми и шутками как на картине Б. М. Кустодиева «Масленица»

Демонстрируется репродукция картины на мониторе компьютера и ее фрагменты у детей на партах.

Анализ картины.

- Какое настроение картины? Почему?

- Закройте глаза и представьте себе картину, которое нарисует ваше воображение при слушании музыки Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица».

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Февраль».

Анализ музыки.

- Что вы представили себе, когда слушали музыку?

- А какой предстает зима в этом музыкальном отрывке? (праздничная, веселая, радостная)

- Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?

- Перед вами замечательная картина «Февральская лазурь», автор которой художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Анализ картины.

- Какое стихотворение С. Есенина вы вспомнили, глядя на эту работу художника?

- Конечно же, самое знаменитое стихотворение С. Есенина о зиме - “Берёза”.

а) Первичное восприятие.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, жужжащим чтением.

б) Проверка первичного восприятия.

- Можно ли сказать, что у этого стихотворения такое же настроение, как у предыдущих?

- Какое чувство, настроение возникло у вас?

- Как автор относится к березе? Почему вы так решили?

- Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы соотнесли бы с этим стихотворением? Какой характер музыкальной мелодии?

в) Анализ поэтической речи.

- Как и во многих стихотворениях С. Есенина здесь есть выразительные средства языка – эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

г) Исследовательская работа

Ученики получают индивидуальные карточки с заданиями: 1-найти метафоры и эпитеты

2 – найти олицетворения и сравнения.

Взаимопроверка.

г) Работа над выразительностью прочтения

- Перечитайте стихотворение и постарайтесь, чтобы все увидели нарядную, тихую, сияющую березу.

9. Обобщение. Рефлексия.

-Какими приемами воспользовался поэт С. Есенин, чтобы мы смогли лучше представить картины зимней природы и понять его чувства? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРА, СРАВННЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ и др.).

- Как вы думаете, возможно ли в лирике описать природу без этих приемов?

- А так увидел зиму современный художник, наш земляк Вадим Гришин (Слайды).

- Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи и поэзии? (ЗИМА разная : сказочная, загадочная, суровая, безжалостная, морозная, веселая, праздничная)

- Какой образ зимы вам ближе? Какое настроение создает зима у вас?

10. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме?

(Дети предлагают свои варианты заданий)

- Выполните то домашнее задание, которое вам понравилось больше всего.

- Наш урок окончен. Молодцы!

Выставление отметок.

Фото «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
Урок литературного чтения в 4 классе - фото

Извините, не разместила приложение, цели, оборудование.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра «Времена года»Музыкально-дидактическая игра «Времена года» Музыкально-дидактическая игра "Времена года".Цели: формировать представление о музыкальных произведениях композитора Антонио Вивальди "Времена.

Стенгазета ко Дню матери (коллективная работа-коллаж)Стенгазета ко Дню матери (коллективная работа-коллаж) Стенгазета выполняется на ватмане. 1 этап. Сначала рисуем гуашью фон стенгазеты: траву на пригорке, голубое небо, солнце слева, радугу справа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе «Образ зимушки-зимы в произведениях разных видов искусства»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 08:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД