Галина Леканова
Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи «Путешествие к лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи
«Путешествие к лес»
(1 год обучения)
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад№1» с. Объячево
Леканова Галина Ивановна
Задачи: 1. Развивать умение употреблять в речи на коми языке названия основных цветов, части тела человека и счет до 5.
Публикация «Образовательная деятельность по обучению коми разговорной речи „Путешествие к лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Коми
- Темочки
2. Познакомить с черным (сьд) и белым (еджыд) цветами. Закрепить правильное произношение коми звуков (, дз, тш, дж). Учить понимать и отвечать на вопрос: Кодi тай? Мый тай?
3. Воспитывать интерес к коми речи.
Материал: лисенок – игрушка, игрушки-дикие животные, карточки-символы для произношения звуков,2 белые простыни для «сугробов», черный паровозик с разноцветными вагончиками,черные и белые квадратики по числу детей, платок для игры «Баба Ёма», иллюстрация бабы Яги, иллюстрации мальчика и девочки, маленькая елочка, разноцветные снежинки, красные и зеленые квадратики по числу детей.
Словарь: Активный: cчет до 5 по коми, названия диких животных, обобщающее слово «врса пемсъяс», названия основных цветов.
Пассивный: сьд, еджыд, стих о паровозе, лым, лым чиръяс, лым тола, коз.
Ход деятельности:
Видза оланныд, челядь! Талун ми бара кутам велдчыны сернитны комин. Сегодня мы с вами опять будем учиться разговаривать на коми языке. А чтобы у нас у всех было хорошее настроение на все занятие, давайте улыбнемся друг на другу и еще раз поздороваемся. Видза оланныд.
Сегодня я, когда шла к вам, встретила очень грустного лисенка. А знаете, почему он грустит? Потому что все игрушки-звери уехали в лес, собрались отметить новый год возле елочки, а он опоздал на поезд и в лес не попал. Жалко лисенка. Очень хочется помочь ему.
Как же нам найти выход из сложившейся ситуации? Как вы думаете?
Ответы детей. На поезде доставить лисенка в лес. Мы можем быть проводниками для лисенка. А вы готовы отправиться в такое путешествие? Это путешествие может быть не из легких, вы готовы?
Чтобы попасть на поезд, сначала нам нужно добраться до станции. Посмотрите, а впереди сугроб. Знаете, как называется сугроб по коми. (Подходим к мольберту, закрытому белой простыней) Лым тола -сугроб, лым-снег, лым чир-снежинка. (хоровое и индивидуальное повторение)Чтобы дорогу расчистить (воспитатель убирает простынь) нужно сказать звуки, которые есть только в коми языке. (открываем карточки со звуками-символами, повторяем с движениями звуки, на звук «дз»- игра – упражнение «Лдзъяс»)
Вот мы,наконец, добрались до станции. Но поезд, на котором мы должны были ехать, попался очень упрямый. Он сказал: Я повезу вас, если вы скажете цвета вагончиков и проводников в вагонах по коми. Сможем мы это сделать (Говорят цвета вагонов и животных в них по коми, считают количество вагонов) хоровое, индивидуальное повторение.
А еще мы не сказали цвет самого паровозика - сьд, и цвет облаков –еджыд. (хоровое, индивидуальное повторение).
А про эти цвета я знаю игру «Сьд-еджыд» (белое-черное) : снег, ночь, молоко, колесо машины, заяц зимой, сажа, зубы, лист бумаги. (Говорю слова, дети говорят цвет по коми и показывают соответствующий квадратик)
Наконец можно ехать. Давайте, чтоб ехать было веселее, будем говорить такие слова (говорю с переводом)
Паравозыд менам ен, Паровоз у нас сильный,
Сiйо кыск вит вагон Тянет он пять вагонов
Тш,тш,тш.
Ыло-ыло мено ну. Далеко-далеко меня вези.
Ехали мы, ехали, и вдруг паровозик остановился. Что же случилось. Посмотрите, еще один сугроб. Мый тай? (Лым тола) И на сугробе портрет бабы Емы. Баба Ема написала на обратной стороне портрета, что расчистить мы сугроб сможем, если только выполним задание: Показать и сказать по коми части тела. ( Вопрос: Кодi тай? Нывка,зонка)
Игра «Скажи, что покажу»
Физминутка. Игра «Баба Яга» (выбирается баба Ема)
Юр по коми – голова,
Ки –рука, кок – нога,
Ема – бабушка Яга,
Вом – рот, ныр – нос,
Крючом прирос. (Дети бегут-баба Ема ловит)
Со словами «Паровозыд менам ен.» «едем» дальше. Вот мы с вами и в лесу. И все игрушки здесь собрались уже. Посмотрите, как радуется лисенок (Можно включить новогоднюю детскую песенку)
Закрепляем названия игрушки – чачаяс. Названия животных, обобщающее слово:врса пемсъяс.
А вот и елка – коз (хоровое повторение, но какая то она не новогодняя. Что же нам теперь нам делать, у зверей праздника опять не будет. Варианты детей.
Но тут подул ветер, и посыпались разноцветные снежинки- это бабе Еме очень понравилось, как вы выполнили ее задание и она постаралась, дала вам подсказку.
(Раскидываю разноцветные снежинки, говорим цвета, украшаем елку)
Со словами : «Паравозыд менам ен…» возвращаемся в детский сад.
Понравилось вам путешествие, сумели мы достичь того, чего хотели? Как мы это сделали?
Выбираем квадратик: зеленый – все получилось на коми занятии, красный- еще не все получается на занятиях по коми языку.
Мы хорошо поработали сегодня и готовы построить «Коми пирамиду» (Вытягиваю руку,говорю коми слово, затем дети говорят слово и кладут ладошку на мою) В конце говорим «Сёрнитам комин», поднимаем руки вверх.
Прощание: Греем ручки, дуем – делимся своим теплом. Аддзысьлытдз.
Литература: «Программно-методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» З. В. Остапова,Т. А. Москвина. изд. «Анбур»Сыктывкар, 2012 год.