Василевич Дарья
«Поспешишь — людей насмешишь». Образовательная деятельность по приобщению к художественной литературе в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: понимание основной мысли сказки «Война грибов с ягодами» в обработке Владимира Ивановича Даля о том, что нужно знать какие грибы есть в лесу, как они выглядят и как растут, способов их хранения.
Задачи:
Образовательная : знакомство со сказкой «Война грибов с ягодами» в обработке В. И. Даля и пополнения литературного багажа. Соотносить идею произведения с пословицей «Всяк грибок знает свой срок».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Воспитательная: внимательно слушать педагога и сверстников; давать оценку поступкам героев произведения.
Развивающая: запоминать содержание произведения; подбирать прилагательные, характеризующие главных героев произведения.
Дидактическая задача: правильно восстановить последовательность событий в произведении; знать и называть персонажей произведения.
Игровая задача: выполняя правила двух игровых заданий, набрать наибольшее количество фишек и победить.
Демонстрационный материал: книга со сказкой «Война грибов с ягодами» В. И. Даля; картинки для дидактических игр (последовательность событий и грибы, о которых не говорилось в сказке); фишки.
Этапы ОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационно-мотивационный этап. Предварительная беседа с детьми. (-Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чём мы будем читать.
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. Ребята, а что вы знаете о грибах?
А какие грибы вы знаете?
А что ещё растёт в лесу) Дети организованы полукругом в учебной зоне.
(-Гриб.
Они растут когда дождь идёт в лесу. Бывают съедобные и не съедобные, бывают разного цвета.
Груздь, обабки, подосиновики, коровники, маслята.
Ягоды, деревья, трава.)
2. Основной этап.
2.1. Этап постановки проблемы. Постановка проблемного вопроса детьми.
(-Ребята, когда мы ходим в лес то собираем ягоды и грибы в различные корзинки, раскладываем в посуду. Послушайте какая посуда бывает для хранения грибов.
Кадушка - это бочка с большими боками. (Показ)
Бочонок - это посуда с высокими краями. По другому маленькая бочка. (Показ)
Бурак - это берестяной цилиндр с деревянным дном и крышкой. (Показ)
Козов - это карниза. (Показ)
Вязка - деревянная верёвка. (Показ)
Ребята, а чтобы узнать в какую посуду класть нужные грибы мы прочитаем сказку Владимира Ивановича Даля «Война грибов с ягодами». (Показ книги с произведением)
Дети слушают и рассматривают картинки посуды, в которой хранятся определённые виды грибов.
Дети рассматривают книгу, которую будут читать. Узнают кто написал произведение.
2.2. Этап ознакомления с материалом. Аннотация к произведению.
(-Ребята, сказку «Война грибов с ягодами» написал Владимир Иванович Даль (Показ портрета) Владимир Иванович создал самый большой толковый словарь. Эта сказка смешная, короткая, но интересная. Мне читали её, когда я была маленькая. Из сказки я узнала какие есть грибы в лесу, как они выглядят, в какую посуду их можно заготавливать. Также узнала о ягодах, которые растут в лесу. Мне понравилась эта сказка, потому что она шуточная и интересная.)
Словарная работа.
Скликать – звать.
Повинны – не годны.
Кичливая – гордая.
(Чтение сказки «Война грибов с ягодами» В. И. Даля.) Дети слушают аннотацию к произведению.
Рассматривают портрет писателя.
Слушают чему учит сказка.
Слушают значение слов, встречающиеся в сказке.
Слушают чтение сказки «Война грибов с ягодами» В. И. Даля.
2.3. Этап практического решения проблемы. Аналитическая беседа по произведению.
(-Ребята, какую сказку мы прочитали?
Кто был героями сказки?
На что рассердился гриб - боровик?
Кого стал звать боровик?
Пошли ли на войну волнушки? (Выборочное чтение для характеристики внешнего вида грибов. Показ картинки волнушек, опёнков, сморчков.)
Кто пошёл на войну с ягодами?
(Выборочное чтение для характеристики. Показ картинки.)
А кто стал ими командовать? (Показ картинки)
Почему гриб - боровик решил воевать?
Ребята, а хорошо ли завидовать?
Значит какой был гриб - боровик?
Что сделала с грибами тётка Варвара? А что сделала дома хозяйка?
Значит какая она?
Ребята, что нового вы узнали из этой сказки?
А теперь давайте немного подвигаемся.
Физминутка За грибами.
Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять. (наклоны вперед)
Мы в лесок пойдем, (маршируют)
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)
Под листок свой бок! (руки на поясе)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Ребята, посмотрите какие у меня есть картинки. Эти картинки из сказки «Война грибов с ягодами». Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что сначала, что потом?». Ваша задача сейчас разложить картинки к этой сказке по последовательности, что сначала, что потом. (Дети раскладывают картинки в хронологической последовательности. Выдаю жетон).
«Что было, чего не было?».
Ребята, сейчас я вам предлагаю вспомнить, какие грибы были в сказке, а каких не было. Я буду показывать вам картинки грибов, а вы должны сказать, каких грибов в сказке не было. (Дети проигрывают игру. Выдаю жетон.) Дети участвуют в аналитической беседе с воспитателем.
(-Война грибов с ягодами.
Грибы, ягоды, тётка Варвара.
Что грибы не собирают.
Волнушек, опёнков, сморчков, груздей.
Нет.
Грузди.
Гриб - боровик.
Потому что он думал что грибы не будут собирать.
Нет.
Завистливый, злой, воинственный.
Собрала. Разложила по посуде.
Хозяйственная, запасливая, трудолюбивая.)
Дети выполняют физминутку «За грибами».
Маршируют, руки на поясе
Наклонились.
Маршируют
Наклоны вперед.
Маршируют
Изображают шляпку гриба.
Закрывают лицо руками.
Руки на поясе.
Дети проигрывают дидактические игры.
Играют в игру «Что сначала, что потом?»
Раскладывают картинки в хронологической последовательности.
Дети проигрывают игру «Что было, чего не было?».
Говорят, каких грибов не было в сказке.
3. Заключительный этап. Обобщающая беседа.
(-Ребята, какую сказку мы читали? О чём она? Ребята, так из-за чего грибы хотели поссориться с ягодами? А почему грибы не собирали? Подходит ли к этой сказке пословица «Поспешишь, людей насмешишь»? Ребята, это пословица означает, что не нужно спешить и всему своё время.) Подведение итогов занятия.
(-Война грибов с ягодами.
О войне грибов с ягодами.
Из-за того, что ягоды собирали больше чем грибы.
Потому что было ещё рано.
Да.)