Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»

Ирина Александрова
Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»

Задачи:

Образовательные:

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения природы Севера. Закрепить и обобщить знания об обитающих в тех краях животных, их приспособленность к этим условиям жизни. Закрепить освоение действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (Север). Познакомить с тем, что белый медведь находится под международной охраной.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес. Развивать речь, словарный запас (полярники, экспедиция, кочевой образ жизни, оленевод). Развивать экологические представления.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к собеседнику.

Предварительная работа:

Поделки животных, чтение художественной литературы о Севере; рассматривание иллюстраций о животных; просмотр фильмов, мультфильмов о Севере, тундре; игры-лото «Природные зоны», пазлы «Животные».

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, к нам в детский сад пришло письмо от полярников. Как вы думаете, кто такие полярники?

Дети: Полярники – это ученые, исследователи Севера.

Воспитатель: Читаем письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем Вас поближе познакомиться с нашим красивым краем, Севером и тундрой. У нас живут замечательные люди в очень суровых условиях, где зима долгая, морозная, с метелями и ураганными ветрами, а лето короткое. В наших краях водятся много животных, которые приспособились к суровым условиям жизни. Обо все вы узнаете, когда приедете. Мы Вас с нетерпением ждем. Полярники».

Воспитатель: Ну что, хотите отправиться в экспедицию?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Край очень суров и еще не изведан. Подумайте дети, какими качествами должны обладать люди, которые отправляются в опасные экспедиции в такие суровые края.

Дети: Смелостью, отвагой, честностью, дружелюбием; умными, сильными должны быть.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами отправимся в экспедицию, давайте вспомним климатические условия Севера и тундры, для того, чтобы знать, как нам одеться (составляем схемы).

Воспитатель: Расскажите нам, какая же погода в этом крае?

Дети: Очень холодно, низкая температура. Хотя летом солнце светит круглые сутки несколько месяцев подряд, все же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь.

Дети: Мало света, так как солнце часто бывает закрыто густыми облаками и туманом.

Дети: Бедная, часто заболоченная почва. Растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются поближе к земле, чтобы можно было устоять против ветра.

Дети: Много воды, потому кругом океан, болота и снега.

Воспитатель: Молодцы! Мы вспомнили климатические условия тундры и Севера. Теперь подумайте, как правильно нам одеться?

Дети: Тепло, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: А что можно с собой взять в экспедицию.

Дети: Темные очки, чтобы от яркого солнца и сверкающего снега не ослепли глаза. Бинокль, чтобы лучше разглядеть животных в дали. Фотоаппарат, чтобы на память остались впечатления. Медицинская аптечка, если кому понадобится помощь.

Воспитатель: Ну вот, все мы приготовили, а как вы думаете, на чем можно добраться до Севера?

Дети: На поезде. Машине, самолете.

Воспитатель: Мы сможем долететь только на самолете.

- Экипаж самолета, готовьтесь к отлету. Стюардесса, проверь готовность пассажиров к отлету.

- Готовы? В путь! (Песня: Мы на острове живем).

Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели, давайте наденем теплую одежду, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы прилетели?

Дети: В тундру.

Воспитатель: А какая погода нас встречает в тундре?

Дети: Холодно, дует сильный ветер.

Воспитатель: Дети, вспомните, что означает название тундра (по-фински?

Дети: «Тунтури» - безлесная плоская вершина.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на небо, что это за диво?

Дети: Северное сияние!

Воспитатель: А что это такое?

Дети: Северное сияние – это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба.

Воспитатель: Такую красоту давайте сфотографируем. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это за построения и кто в них живет.

Выходит из яранги оленевод.

Оленевод: Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. В наши края гости редко приезжают, я пастух-оленевод.

Оленевод: А вы откуда приехали?

Дети: Мы прилетели на самолете с острова Сахалин из детского садика «Незабудка».

Оленевод: О! Далеко живете. А вы тоже в таких домах?

Дети: Нет.

Оленевод: А мы живем в таких домах, а вы знаете, как называются такие дома? (Яранги). Мы коренные жители – экосистемы разводим оленей, потому что – это наша пища и одежда. Вот видите унты теплые, сделаны из оленей шкуры. Яранги мы тоже порываем оленей шкуркой, чтобы было тепло и не дул ветер. Мы пастухи, ведем кочевой образ жизни. Ребята, а вы знаете, что такое кочевой образ жизни?

Дети: Кочевой образ жизни, это когда переезжают с места на место по всей тундре.

Оленевод: А почему мы так живем?

Дети: Когда закончится еда для оленей в одном месте, то оленеводы собирают свою ярангу и перегоняют оленей в другое место, где есть мох, ягель, лишайник.

Оленевод: Правильно! Северный олень быстро передвигается по снегу.

Оленевод: Ребята, а вы знаете почему?

Дети: На зиму у него между копытами вырастает длинная шерсть, она позволяет меньше оленю скользить по льду.

Оленевод: Мочка носа у всех зверей голая, а у северного оленя покрыта плотной шерстью. А для чего, знаете?

Дети: Зимой спасает от морозов, а летом от насекомых.

Оленевод: Посмотрите, какие большие рога у северного оленя. Они важны для защиты от хищников. А кто у оленя главный враг?

Дети: Волк.

Оленевод: Осенью рога служат турнирным оружием в схватках за право участвовать в продолжение рода. К началу зимы бойцы теряют это украшение.

Оленевод: Молодцы! Вы много знаете о нашем крае. Вместе с взрослыми оленеводами живут и наши дети, они помогают взрослым. Но они тоже любят играть: смеяться, петь, веселиться. Я предлагаю вам поиграть в игру «Хэйро» - солнце (рассказать правила игры).

Оленевод: Дети, вы очень дружные и веселые, хорошо играли. Но нам пора прощаться, так как я должен идти следить за оленями. На прощание давайте сфотографируемся, чтобы память была. До свидания.

Дети: До свидания, спасибо, приезжайте к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, а мы продолжаем свою экспедицию. Посмотрите, пожалуйста, на эти растения, почему они такие маленькие?

Дети: Кусты все низкорослые, прижимаются к земле, которую нагревает солнце, там и теплее.

Воспитатель: Кто знает, как называются эти растения?

Дети: Карликовые березы, ивы, ягода: брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: Дети, я предлагаю немного отдохнуть, давайте зарисуем растения в своих рабочих блокнотах, для того чтобы в детском саду деткам рассказывать и показывать где мы были и что видели.

Дети рисуют. Фон музыки. Во время рисования спрашивать детей, что нарисовали, как называется растение.

Воспитатель: Замечательно. Свои блокноты положите в рюкзак, а мы продолжаем двигаться. Сейчас попрощаемся с тундрой, споем песню о том, что мы видели. Сейчас мы пойдем по ледяной зоне, будьте осторожны и внимательны, помогайте друг другу.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это?

Дети: Следы.

Воспитатель: Кто же их оставил?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Дети, надо нам вести себя тихо, чтобы медведь нас не услышал. Ну-ка посмотрите в бинокль, может, и увидим его.

Дети смотрят.

Воспитатель: Ну-ка расскажите, какой он, медведь.

Дети: Медведь очень большой. Зимой бродит по снегу не впадает в спячку, а занимается поиском пищи. На сушу возвращается только для рождения детенышей. А так переплывает с одной льдины на другую.

Воспитатель: Дети, а чем питается медведь?

Дети: Тюленями, рыбой.

Воспитатель: Ребята, а как медведь защищается от морозов?

Дети: У медведя густой мех и жир защищает его от холода. А белый цвет меха маскирует его на снегу и делает незаметным.

Воспитатель: Дети, раньше очень много отстреливали белых медведей. А в последнее время их охраняет закон и не разрешает отстрел во всех государствах. Медведя спасли от вымирания – теперь их много.

Воспитатель: Дети, наша Лейлочка знает песню про медведя. Давайте послушаем.

Поет песню.

Воспитатель: Молодец! Спасибо! Дети, давайте сфотографируем медведя и уйдем, пока он нас не заметил.

Дети фотографируются.

Воспитатель: Ребята! Какие еще животные живут на Севере?

Дети: Кроме белого медведя проживают клыкастые моржи. Они выбираются на льдины, собираются в стаи – колонии и тесно прижавшись друг к другу, засыпают. После такого отдыха они отправляются снова в воду, чтобы поохотиться за рачками и моллюсками.

Пение птиц (фонограмма).

Воспитатель: Ребята, слышите, кто так громко поет?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь много птиц. А как называется место, где собираются много птиц?

Дети: Это место называется «птичий базар».

Воспитатель: Дети, каких птиц вы видите?

Дети: Люрики, чистики, кайры, гагары, гуси, гаги, крачки.

Воспитатель: Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелетные птицы, они гнездятся колониями на уступах скал, а чем питаются птицы?

Дети: Птицы питаются рыбой.

Игра (кто лишний).

Воспитатель: Дети, вы не забывайте фотографировать. Ребята, вы не замерзли? Ну вот, наша экспедиция подошла к концу, надо возвращаться домой. А где наш дом?

Дети: Наш дом на острове Сахалин, мы живем в городе Южно-Сахалинске.

Воспитатель: Садимся все в самолет, пилоты готовы? Пристегните ремни. Полетели.

Песня «Мы на острове живем».

Воспитатель: Приземляемся. Ну вот мы и в детском саду. Дети, вам понравилось наше путешествие? Давайте поделимся своими впечатлениями. Что вы нового узнали? Что понравилось? Что вам запомнилось? О чем вы хотели рассказать своим товарищам?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Удивительный мир океана»Фотоотчет «Удивительный мир океана» В соответствии с тематическим планом детского сада № 21 г Батайска, в середине февраля,в группе компенсирующей направленности для детей.

Конспект занятия по ознакомлению с дикими животными Южного и Северного полюсов «Животные белых просторов» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности все о Северном полюсе Создать условия для приобретения.

Презентация «Информационно-творческий проект для дошкольников подготовительного к школе возраста «Чемпионы Мирового океана» Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.» Лесгафт.

Интегрированный урок в музее Мирового океана «Свойства воды»Интегрированный урок в музее Мирового океана «Свойства воды» Тема: "Свойства воды"Цели урока: - расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов.

Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Экспедиция по заповедным местам Башкортостана» Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект НОД по учебно-исследовательской работе «Разноцветная прогулка. Экспедиция №1» Конспект НОД по учебно-исследовательской работе. «Терренкур – Научная экспедиция № 1 «Разноцветная прогулка»[/b] для детей старшей группы. Цель:.

Конспект НОД по учебно-исследовательской работе «Терренкур-экспедиция №2 «Охота за жуками» для детей старшей группы Конспект НОД по учебно-исследовательской работе. «Терренкур – экспедиция № 2 «Охота за жуками» для детей старшей группы. [/b] Цель: закрепление.

Конспект занятия «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного полюса»Конспект занятия «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного полюса» Конспект воспитателя Эйн И. Б. старшая группа МБДОУ Детский сад № 12 «Звездный» Тема «Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи Северного.

Этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа «Не спеши с порицанием, опаздывая с похвалой» (этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа) Учитель-логопед Калугина С. М.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Танцы Северного Кавказа» Образовательная область: музыка. Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Конспект ОД по экологии «Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 09:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Фотоотчёт о лепке «Божья коровка» во второй младшей группе к Дню на МAAM
Фотоотчёт о проведении продуктивной деятельности с детьми второй младшей группы к дню на Маам, лепке "божьих коровок". Божья коровка, улети на небо,...
Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»
Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский кр ай" Автор проекта :старший воспитатель структурного подразделения дошкольного...
Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе
Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного...