Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Драматический и кукольный театры»

Вера Бурцева
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Драматический и кукольный театры»

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Драматический и кукольный театры»

Цель: формирование представлений о видах театра.

Образовательные задачи :

• познакомить с историей драматического театра, его архитектурными особенностями;

• расширить представления о куклах в кукольном театре;

• обогащать представления детей о профессиях;

• учить подбирать эпитеты, синонимы, родственные слова;

Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Драматический и кукольный театры“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

• развивать воображение, творческую активность;

• расширить словарный запас;

• развивать ловкость, координацию движений.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к достопримечательностями Самары.

Оборудование: карта, символы, презентация.

Предварительная работа: рассматривание зрительного зала театра, беседа о зрительных местах в театре : бельэтаж, партер, амфитеатр, балкон.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о драматическом и кукольном театрах Самары.

Ход образовательной деятельности

- Ребята, вы верите в волшебство?

Какие волшебные превращения вы видели? (Показать фокус с ниткой.)

Ребята, а вы знаете, где же происходят волшебство и чудесные превращения?

В сказках бывает волшебство?

- Что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- Где можно увидеть спектакль? театре).

- Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный) В каких театрах вы были?

Хотите совершить волшебное превращение? Какой театр вы хотели бы посетить? Как туда можно добраться? Давайте подойдём к карте и составим маршрут нашего путешествия.

Маршрут составлен, пора отправляться.

Автобус ждёт вас.

Автобус отправляется,

К поездке всё готово.

Билеты предлагаются

За красочное слово.

В автобусе место займёт лишь тот, кто скажет, какой наш город? (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др.) Детям раздаются «сердечки» - билеты, они садятся в автобус.

Вы были просто ребятами, а, сев в автобус, стали кем? (Мы стали пассажирами.)

Посмотрите, на табло появилась надпись: «Доброго пути». Ребята, как ещё можно вежливо попрощаться? ( На прощание можно сказать: счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания и др.)

Отправляемся в путь. Чтобы наше путешествие было интересным, я предлагаю вам поиграть «Скажи со словом»

• городская (школа, больница, дорога и др.)

• городской (дом, магазин, цирк, парк и др.)

• городское (здание, дерево, училище и др.)

А вот и первая остановка «Академический театр драмы имени Максима Горького». Посмотрите на театр, давайте опишем, где расположен, какой он.

Драматический театр находится в центре Самары, на высоком берегу Волги, рядом со Струковским садом. Отсюда открывается великолепный вид на Волгу, её живописные берега, на панораму Жигулёвских ворот. Здание театра построено из красного кирпича с белокаменными резными деталями – декоративными средствами, с башнями и шатровыми крышами в виде пирамиды с четырьмя сторонами. На что похоже здание театра?

Как вы думаете, театр всегда был таким?

Сначала у театра было деревянное здание, которое постоянно требовало ремонта, поэтому было решено построить каменное здание. Его называют теремком, пряничным домиком. На фасаде здания вылеплено два самарских герба. Вы помните герб Самары? Что на нём изображено?

Внешний вид театра сохранился до наших дней без изменений.

- Как вы думаете, для чего люди ходят в театр? Давайте подойдём поближе. Посмотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). Зачем она нужна? На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях.

Давайте войдем и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир)

- Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями).

Какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т. д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб.

- Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Здесь есть уютные зрительные места: партер, амфитеатр, бельэтаж и балкон. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале (сцену, где скоро будут играть свои роли. (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом.

Кто готовит спектакль?

В театре ставит он спектакли,

И всех главней он там, не так ли?

В оркестре правит дирижер,

Ну а в спектакле? (режиссер)

В оформлении лица –

Парики, раскраска,

И шиньоны, и накладки,

И наклейки, маски –

Это все для грима нужно,

Нужно все, без спору.

Нужно мастеру по гриму –

Художнику (гримеру)

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь.

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А ещё – мольберт – треножник,

Потому что я (художник).

Есть профессия такая,

Что известно с давних пор.

Роли человек играет,

Как зовут его? (Актер)

- Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

Этюд «Котята».

Воспитатель: А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь?

Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а — котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку. Дети выполняют этюд.

Этюд «Снеговики».

Воспитатель: Ах, какие вы молодцы, настоящие котята! А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом — руки, потом – туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Дети выполняют этюд.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

- Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (Достает маски 2 шт., весёлую и грустную).

Беседа «Маски».

- Что это? (маски) Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.

- Они одинаковые или разные? (разные)

- Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Психогимнастика «Маски».

Воспитатель: Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг. Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски. Ой, вас совсем не узнать! Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением. Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска)

Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

- А ты, маска, какая? (Я грустная маска) У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. — А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.

- Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

- А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

- А можно я поприветствую вас? “Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) — Я правильно передала голосом настроение маски? Почему неправильно?

- Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками невозможно было узнать! Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

Садимся в автобус, поехали. Едем дальше, чтобы в дороге вы не скучали, предлагаю поиграть.

Мы живём в городе Самаре, значит мы … (самарцы)

В Москве … (москвичи)

В Сызрани … (сызранцы)

В Казани (казанцы)

В Нижнем Новгороде (нижегородцы)

В Астрахани (астраханцы)

В Волгограде (волгоградцы)

В Саратове (саратовцы)

В Тольятти (тольяттинцы)

В Чебоксарах (чебоксарцы)

В Ярославле (ярославцы)

В Санкт- Петербурге (петербуржцы).

Давайте ещё поиграем. Это «Мимический кубик». Каждый из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Остановка «Кукольный театр».

Давайте опишем здание театра. На что похож театр? Что его отличает от других домов?

Сравните театр драмы и кукольный. Что у них общего? Чем отличаются?

- Ребята, а кто самый главный в кукольном театре? Конечно, куклы!

В первых спектаклях были задействованы куклы-марионетки. В чём особенность этих кукол.

Потом актёры стали работать с тростевыми куклами. Почему они так называются? Актёр управляет руками кукол при помощи тростей.

У зрителей создаётся впечатление, что они двигаются и разговаривают самостоятельно, благодаря чему возникает ощущение волшебства.

А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме? (Помогают люди).

- А как называют людей, которыми управляют куклами? Их называют — КУКЛОВОДЫ!

Как вы думаете, ребята, что должны уметь кукловоды?

Чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, правильно дышать.

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.

1. Начнем с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот.

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

2. Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

3. Представим, что нам нужно погасить 10 свечей. Набрали воздуха и…

А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка.

Для губ.

Сомкнутые губы вытянуть вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.

Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.

Для языка.

“Уколы”. Острым язычком касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

“Болтушка”.

А сейчас вспомним скороговорки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Воспитатель: Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А можно попасть и на сказочную полянку.

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Болото – с кочки на кочку.

Лес – побежали.

Река – поплыли.

Каменистая дорога - ходьба по камням.

Пустыня – жарко, ноги проваливаются.

По морю на корабле.

Детский сад.

Актеры могут показывать некоторые действия без слов. Мы с вами тоже сейчас попробуем.

“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “погоди меня”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “понял”, “нет”, “да”.

Похлопали себе – мы настоящие актеры.

Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

- Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы на гапите.

- Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется - ГАПИТ. от этого и название - куклы на гапите!

- Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловодами.

Кукла появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом — плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы — то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы — то та кукла, которая слушает — стоит неподвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре? Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия — режиссёр. Режиссёр — это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль - сказку “Репка”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

- Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней.

И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы. (кукловоды)

- Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

Нам пора возвращаться. Занимаем свои места в автобусе.

- Понравились вам наши превращения?

Давайте подойдём к карте и отметим на ней наше сегодняшнее путешествие. Какие символы выберем?

-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Разноцветные фонарики". Цель: Учить детей запоминать цвета.

Модель интегрированной образовательной деятельности «День Победы» для старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Школа красоты и здоровья»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Школа красоты и здоровья» «Школа красоты и здоровья» конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрируемые образовательные области:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Драматический и кукольный театры»
Опубликовано: 20 января 2020 в 11:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД