Папки-передвижки

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»

Вера Бурцева
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о народном календаре.

Образовательные задачи:

• познакомить с видами календаря;

• обогащать представления детей о традициях народов России;

• учить подбирать эпитеты, синонимы, антонимы, родственные слова;

• вызвать интерес к народному творчеству.

Развивающие задачи:

• развивать воображение, творческую активность;

• расширить словарный запас;

• развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к народным традициям;

Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Месяцеслов“» размещена в разделах

• воспитывать чувство гордости к своей стране.

Оборудование: календари, шкатулка, панно, «река времени», мяч, картинки с народными приметами, картинки народных праздников (Масленица, Пасха, Троица, буквы (с,е,н,т,я,б,р,ь, картинки: грибы, деревянный календарь, народные праздники, народные приметы, лунный календарь, солнечный, отрывной, настольный, настенный календарь)

Предварительная работа: беседа о традициях разных народов, рассматривание календарей.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о народном календаре.

Ход образовательной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Мы живём в огромной и многонациональной стране. Как она называется?

Какие народы живут в России? Каждый народ имеет и чтит свои традиции, быт, культуру. Мы с вами часто путешествуем, знакомимся с традициями, историей народов России. Давайте вспомним, где мы уже побывали? Каким цветом обозначено то, что было очень давно, старина? Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом?

Каким цветом обозначено настоящее время? Какие события вы знаете?

Ребята, хотите отправиться в путешествие?

- Посмотрите, что это? (Шкатулка). В ней что-то есть, хотите узнать? Тогда задавайте вопросы. Только такие, чтобы я смогла ответить на них словами «Да» или «Нет». Последовательность вопросов смотрите по схеме.

Размер

Из чего сделан

Форма

Для чего необходим

- Это большой (маленький, средний)

- Из бумаги

- Прямоугольный

- Он необходим, чтобы не забыть, какое сегодня число, какой день недели.

-Что лежит в шкатулке?

Календарь – это система счёта промежутков времени. Первые календари возникли давным-давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Название календарь происходит от слова «календариум», что означает «долговая книга». В Древнем Риме в эту книгу записывали имена людей, которые занимали деньги, а возвращать долги они должны были в первые дни месяца – «календы».

-Можем мы обойтись без календаря?

-Какие бывают календари?

Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времён года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времён года, а отсчёт месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.

-Посмотрите, в шкатулке разные календари.

Воспитатель показывает перекидной календарь. Как называется такой календарь? Почему он так называется?

Воспитатель показывает настенный календарь. Как называется этот календарь? Почему?

Воспитатель показывает отрывной календарь.

-Как вы думаете, почему один из видов календаря называется отрывным?

Можно сказать, что человек живёт в сегодняшнем дне, между вчерашним и завтрашним. Но вчерашний день уже миновал, а завтрашний ещё не наступил. Каждый листок календаря словно скрывает наше будущее. Если мы перелистаем календарь, то узнаем, сколько дней в каждом месяце.

-Сколько дней в январе? Феврале? Марте?

Меньше всего дней в феврале. Но бывают годы, когда в феврале насчитывается не 28 дней, а на один день больше – 29 дней.

Помните ли вы, как называются такие годы? Правильно, високосные. Они наступают раз в четыре года.

Число дней, входящих в месяц, можно определить старинным народным способом. Как определить? Сожмите кисть левой руки в кулачок. Представьте, что косточка указательного пальца соответствует январю, в котором сколько дней? (31) Впадинка между косточками указательного и среднего пальцев – февралю, в нём 28(29) дней. Косточка среднего пальца – март, в нём 31 день и так далее. Месяцы, выпадающие на косточки, содержат 31 день, а месяцы, выпадающие на впадинки, - 30 дней.

А о народном календаре вы слышали?

Его называют месяцесловом. Хотите узнать об этом календаре?

Тогда нам нужно отправиться в путешествие в далёкие, старинные времена. Готовы отправиться?

Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка). Встают, идут по кругу, подходят к столу, смотрят на экран.

-Посмотрите вокруг, где мы оказались? Какое сейчас время года? Как вы догадались?

-Что было основным занятием русского народа? (Земледелие.) Как вы понимаете, что такое земледелие?

Какие народы тоже занимались земледелием? (Чуваши, татары, мордва).

-Поскольку основным занятием этих народов являлось земледелие, вся их жизнь зависела от времени года. Как вы думаете, почему?

Наши предки очень внимательно наблюдали за изменениями в природе, примечая всё, что касалось погоды. Приметы им подсказывали, когда сеять, когда жать.

В русском народном календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Народный календарь родился очень давно на основе наблюдений за природой. Существовал он в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Потом появились деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» - умеющий разбираться в этих зарубках человек – всегда мог сказать, «когда сеять, когда жать».

Сейчас я проверю, как вы знаете последовательность месяцев. Я называю месяц и кидаю мяч, кто ловит мяч, называет следующий месяц.

Август - … сентябрь,

Октябрь - … ноябрь и т. д.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи, традиции, обряды, природные приметы и явления.

Вы знаете народные приметы? Сейчас проверим. Я буду показывать картинку, а вы называете примету.

Картинки:

Если кошка себя вылизывает, то это к дождю.

Если во время дождя на лужах образуются пузыри, то дождь будет долгим и сильным.

Воробьи купаются в пыли – к дождю, а в луже – к потеплению.

Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Осенью много паутины – на ясную погоду.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов, зима – время мудрости и покоя. Праздники отмечались после важных трудовых периодов, в свободное от работ время.

Хорошо знаете народные праздники? Сейчас проверим. Я показываю картинку, а вы отгадываете, какой это праздник.

Картинки:

Масленица.

Пасха.

Троица.

В народный календарь вошли пословицы и поговорки, относящиеся как к году в целом, так и к отдельным сезонам, месяцам, дням, явлениям природы, животным, растениям, птицам.

Посмотрите, у меня перепутались буквы. Помогите их собрать в слово, и вы узнаете, о каком месяце мы дальше будем говорить. (с,е,н,т,я,б,р,ь)

Вот что написано в месяцеслове о первом дне осени :

Примечали, что этот день бывает жарче июльского.

Ветер, дующий в этот день с юга – к урожаю овса.

По народным обычаям в русских деревнях овёс и горох сеяли женщины, а рожь и пшеницу – мужчины.

Овёс – любимый корм какого животного? Недаром в народе говорится: «Гладь лошадь не рукой, а овсом». В старину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не только помогали крестьянам в хозяйстве, но и были важнейшим транспортным средством в те далёкие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолётов, ни пароходов ещё не было.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы. Это умное и сильное животное стало для нашего далёкого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Это касается не только для русского народа.

Какие народы занимались земледелием и скотоводством? (Татары, чуваши, башкиры, мордва).

Давайте поиграем в чувашскую народную игру «Лошадки».

Один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Ребята, давайте с вами вспомним, какие блюда готовят из зёрен овса и овсяной муки? (Варят вкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепёшки.)

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшённую - (просо)

Перловую – (ячмень)

Манную – (пшеница)

Кукурузную – (кукуруза)

Гречневую – (гречиха)

Геркулесовую – (овёс)

Овсяную – (овёс)

Как вы думаете, почему 8 сентября по народному календарю (месяцеслову) называют «Овсяницей»? (Потому что в этот день начинают скашивать овёс на полях. Стоят тёплые деньки золотой осени, дует тёплый ветер – тепляк. Земледельцы говорили: «Батюшка-тепляк в овсах набряк». Ещё народ примечал: «Коли поспела на моховых кочках брусника, то и овёс созрел».

Заглянем ещё в народный календарь:

Если луна рогами вверх, то будет хорошая погода несколько дней, а может, и весь месяц, а если вниз рогами – долго будет пасмурно и ненастно.

2 сентября:

С этого дня появляются зимние опята.

- Раньше было много дремучих лесов, а в этих лесах полным-полно грибов! Как же не заблудиться в густом лесу? Оказывается, можно найти дорогу к дому и по грибам! Недаром их называют «живыми компасами». Что такое компас? Компас – это прибор, указывающий расположение сторон света: Север, Юг, Запад, Восток. Вот таким компасом и может быть гриб – обыкновенный лесной рыжик.

Знаете, где растут рыжики?

Эти грибы обычно растут под елями. У рыжиков, растущих к северу от ели, шляпки крупные, ярко-оранжевые, словно литая медь, а у рыжиков, растущих с южной стороны, шляпки небольшие, зеленоватые.

Есть народная пословица: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Как вы её понимаете. Эта пословица относится ко всем ядовитым грибам, но бледную поганку нельзя не только в кузовок класть, но и в руки брать. Вот так она опасна!

Отгадайте загадки и объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки

Этот гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. (Подосиновик)

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас … (Опята)

Этот грибок похож на колобок.

К тёплым дождикам привык,

Гриб зовётся … (дождевик)

Этот грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт. (Подберёзовик)

Начинают собираться в стаи перелетные птицы.

Почему птицы называются перелётными?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Игра «Подбери предмет к признаку».

Лебединое (озеро, лебединая (шея, лебединый (клин); утиная (охота, утиная (ферма, утиный (клюв, утиный (детеныш); Соловьиная (песня, роща, трель) и др.

Составь сложное слово

У утки короткий хвост - короткохвостая утка.

У грача острый клюв - остроклювый грач

У грача черное крыло - чернокрылый грач.

У гуся красные лапы - краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - длиннолапая цапля.

У аиста тонкая шея - тонкошеий аист

По земледельческому календарю зима была самым длинным временем года. Как вы думаете, почему? Неважно, что ещё был октябрь: холод говорил о наступлении зимы.

Началом весны считался Егорьев день (6 мая). В этот день успевали засеять поля, поводить хороводы и спеть песни.

Лето по земледельческому календарю – это время созревания хлебов. Как вы думаете, почему?

-Какой период приходился на осень? Осень в понимании земледельцев ограничивалась периодом уборки урожая. Это какой период? (от 2 августа (Ильин день) до 1 октября (Покров).

Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть наблюдателем, замечать изменения в природе, связь одних явлений с другими.

Народом сложены пословицы о каждом времени года, о каждом месяце. Какое сейчас время года? Давайте вспомним и объясним пословицы об осени.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.

Ребята, мы много узнали о народном календаре и нам пора возвращаться. Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени возвращаемся в детский сад (звучит таинственная музыка).

-Понравилось путешествие?

-Посмотрите, перед вами река времени, давайте выложим на неё картинки, объясним, что они означают и ещё раз вспомним о народном календаре. ( Картинки: деревянный календарь, народные праздники, народные приметы, лунный календарь, солнечный, отрывной, настольный, настенный календарь.)

- У меня осталась последняя картинка (народы России). У каких народов есть свой народный календарь?

У каждого народа есть свой календарь, в котором каждому дню соответствуют свои праздники, традиции, приметы. Мы с вами будем знакомиться с ними, путешествуя по реке времени.

-Ребята, давайте подойдём к шкале времени и отметим на ней наше сегодняшнее путешествие. Каким знаком мы отметим? Выберем только один символ?

-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?

Рефлексия «Дерево творчества».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к дереву:

плоды – было интересно;

цветы – интересно, но не всё понял;

листья – было скучно.

Используемые источники

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.

2. Шорыгина Т. А. Грибы. Какие они? М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3. Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Шорыгина Т. А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М. : Книголюб, 2005.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Календарь

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Книжкины именины» Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Книжкины именины», посвященного.

Конспект «Игра — экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «В мире металла» Тема занятия: «В мире металла» Цель: формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ТРАНСПОРТ». (Интегрированное занятие:.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели» Программное содержание: 1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской.

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции» ГБУ РБ Северо-западный МЦ «Семья» группа социальной реабилитации на территории Краснокамского района отделения социальный приют для детей.

Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Ступеньки общения» Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия детей.

Конспект занятия «Песнь жаворонка» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Песнь жаворонка» с детьми старшего дошкольного возраста Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста «Песнь жаворонка» Деянова Ольга Александровна- музыкальный.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в картину» Конспект занятия с детьми старшего возраста «Путешествие в картину» Цель: Развитие интереса у детей к рассматриванию картин обогащения.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зоопарк» Цель. Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей. Образовательные задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 07:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД