Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красна цветами, а осень снопами»

Вера Бурцева
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красна цветами, а осень снопами»

Цель: формирование представлений о народных традициях в сентябре.

Образовательные задачи:

• познакомить со старинными названиями сентября;

• обогащать представления детей о традициях народов России;

• учить подбирать эпитеты, синонимы, антонимы, родственные слова;

• вызвать интерес к народному творчеству.

Развивающие задачи:

• развивать воображение, творческую активность;

• расширить словарный запас;

• развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к народным традициям;

• воспитывать чувство гордости к своей стране.

Оборудование: календарь, панно, «река времени», картинки

Предварительная работа: беседа о традициях разных народов, рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», «Осень», В. Поленова «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», Н. Елтышева «Золотая осень», Е. Волкова «Лесное озеро», «Осень».

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о традициях и приметах сентября.

Ход образовательной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Мы с вами часто путешествуем, знакомимся с традициями, историей народов России. Давайте вспомним, где мы уже побывали. (Подходят к шкале времени.) Каким цветом обозначено то, что было очень давно, старина? (Синим цветом). Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом?

Каким цветом обозначено настоящее время? (Красным цветом). Какие события вы знаете?

О чём мы узнали в нашем прошлом путешествии? Какое сейчас время года? Какие приметы осени вы знаете? Назовите осенние месяцы. Посмотрите, у меня в руках месяцеслов, открываем сентябрь месяц. Хотите познакомиться с народными приметами, традициями и обрядами в сентябре? Приглашаю вас в путешествие по реке времени. Готовы отправиться?

Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка).

Посмотрите, какое сейчас время года? Как вы определили? Вы назвали много признаков наступления осени. Но у каждого месяца есть свои особенности, поэтому и в месяцеслове каждый месяц назван по-своему.

Какие особенности у сентября?

Загустели туманы, кутающие по вечерам низины, под лучами солнца блестят паутинки. Ещё порой по-летнему пригревает солнышко и вечерами обильно выпадают росы. Резко веет ветер. Самая знакомая примета – желтеющие листья. Травы заканчивают рост. Насекомые, земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку.

Каких насекомых вы знаете?

Назовите земноводных.

Каких пресмыкающихся знаете?

Собираются на зимовку обитатели прудов, рек и озёр. Среди зелени листочков – красные ягоды брусники, калины. Вон грузди, там опенки – только успевай собирать. «Подошли опенки – лето кончилось», - замечают старые люди.

Название сентября многие народы (белорусы, украинцы, поляки, литовцы) связывают с вереском — вечнозеленым растением. Найдите, где вереск.

Пахучие соцветия вереска распускаются в августе и цветут до конца октября. Однако пышнее всего розово-сиреневые цветы покрывают песчаные холмы, торфяники и сосновые боры именно в сентябре.

Ещё сентябрь называли «руень». Как вы думаете, почему?

Руень — растение, из которого получали оранжево-красный краситель. Наряду с названием «руень» использовалось «зарев». Все эти прозвища сентября так или иначе связаны с желтым цветом, так как именно в это время начинает желтеть листья.

В народе сентябрь назвали «ревуном». Как вы думаете, почему?

Именно в начале осени начинали реветь лоси и олени, устраивая схватки, возможно, связано с рёвом ветра.

Почему сентябрь называли «хмурень»?

Хмурень намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди, угасание солнечного света и ранние сумерки.

Ещё одно наименование сентября – рябинник. Почему?

С наступлением осенней поры сельская Русь начинала больше краснословить, шире примечать. Ведь полевые работы почти завершены – появилось время потолковать, поразмыслить.

Заглянем в месяцеслов. Сентябрь открывается днём Стратилата-тепляка. Обычно в этот день тёплая и солнечная погода. В этот день замечали, тёплый ли ветер.Говорят: «Батюшка-юг пустил ветер на овёс». «Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется». Как вы понимаете эти выражения?

Посмотрите, 5-го сентября – Луп Брусничник – первые заморозки – «лупповские», после которых идут в лес собирать поспевшую бруснику. Отсюда и название праздника – «Брусничник».

Мужчины с утра отправляются на поля убирать лен и овес. Считается если брусника поспела, то и овёс пора убирать.

Женщины, закончив утренние хозяйственные дела, берут детей и идут в лес за ягодой. Как выглядит брусника? Найдите бруснику среди других ягод.

Какие целебные свойства у брусники?

Сок ягод хорошо помогает при простуде. Сладкий сироп, приготовленный из ягод брусники, улучшает зрение.

Что можно приготовить из ягод брусники?

Пробовали ли вы когда-нибудь мочёную бруснику?

К ужину на стол ставятся традиционные пироги с брусникой.

Уже засматривались на небо: журавли на юг потянулись – зима наступит ранняя.

Листаем календарь дальше. 8 сентября – Наталья-овсянница. В этот день старались завершить уборку овса с полей.В народе говорили: «Не вырастет овёс – наглотаешься слёз».

Считалось, что если вовремя не скосить овёс, то убирать его придется по дождю и осенней распутице, а вымолоченное зерно очень быстро сгниет. Окончание уборки овса обычно праздновали «овсяным обедом». Слышали про такой обед?

Как думаете, что подавалось на стол?

Какие блюда можно приготовить из овса?

Хозяин и работники вместе садились за большой стол, а хозяйка угощала их овсяными блинами, овсяной кашей, овсяным киселем с осенними ягодами и фруктами, заваренным на молоке овсяным толокном со сливочным маслом и медом. Как готовится толокно? Толокном называли толченую овсяную муку из предварительно прожаренных зерен. Зерна пропаривали, обсушивали, обжаривали и очищали. Только после этого толкли в специальной ступе.

Угощали овсом в этот день и всех лошадей, имевшихся в домашнем хозяйстве. Иногда для них на Овсяницу выпекали специальные овсяные печенья, а иногда просто засыпали кормушки овсяным зерном так, чтобы лошади насытились вволю. Это было своеобразным подарком за верный труд в течение всего лета.

В этот день наблюдали за погодой.

Если на небе в этот день бывали редкие облака, то это предвещало ясную и холодную погоду в течение долгого времени.

Если в этот день гремел гром, то осень обещала быть теплой.

Если утро этого дня выдавалось холодным и ясным, то предстоящая зима должна была быть ранней и морозной.

Если к этому дню не опадала листва с берез и дубов, то зима должна была быть суровой.

В это день начинается пора сбора ягод рябины и калины. Срывали ягоду и кистями вешали под крышу. Часть ягод оставляли на кусте. Как вы думаете, почему не всю ягоду срывали?

Оставляли дроздам, снегирям и другим птицам.

Листаем календарь дальше. 14 сентября – Семёнов день – один из главных осенних праздников на Руси. На Руси его называли летопроводцем и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового года.

В этот день совершали обряд осенин. Что такое осенины?

Осенины – первая встреча осени и наступление бабьего лета. Бабье лето – лучшая пора осени. Кому ж не любо тепло, хоть и прощальное! Как вы думаете, почему этот период называется бабье лето?

В это время женщины садились свивать в одну нить пряжу и ткать. А кому мять лён и коноплю?

Опять же ей, женщине. Мять, прясть и ткать совсем нелегко, оттого-то и зачин этих работ для женщин был горячим, страдным по-летнему. Пора больших трудов для них только открывалась. Возможно, что словами «бабье лето» намекали на скоротечность, ненадёжность осеннего тепла. Считалось, что бабье лето дано для того, чтобы женщины в последний раз перед зимой порадовались солнышку.

Давайте вспомним заклички про солнышко.

С Семёнова дня начинались посиделки, осенние хороводы.

Давайте заведём хоровод. («Хоровод у рябинушки» муз. и сл. Л. Веселовой)

Семёнов день был первым праздником псовых охотников. На каких животных охотились?

Перевернём несколько страниц месяцеслова. 21 сентября – сбор урожая, «оспожинки». В этом названии смешались слова «госпожа» и «пожни» - жатва. После Семёнова дня – это вторая встреча Осенин. Считалось, что с этого дня лето закончилось, и осень вступает в свои права. Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озёр и прудов «встречать Матушку Осенину». Считалось, что если женщина или девушка умоется водой до восхода солнца, то она будет красива до старости. Для этой встречи специально выпекались овсяные хлебцы. Их раздавали домашним, хранили до Рождества. Ритуал встречи осени проходил так. Старшая из женщин с овсяным хлебом в руках становилась в центр хоровода, а остальные ходили вокруг неё и пели песни. Хлеб разламывали на куски по числу собравшихся и ели его, запивая овсяным киселём. Потом начинались пляски и игры.

Давайте мы тоже поиграем. Игра «Зелёная репка».

Все игроки встают в круг, берутся за руки,поют песню:

Зелёная репка, держись крепко,

Кто оборвётся, тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг, кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

Оспожинки отличались особым хлебосольством и гостеприимством. Хозяйки варили рыбный или грибной суп, пекли пироги. Было принято ходить друг к другу в гости.

21 сентября ещё называли пасекиным днём и днём луковой слезинки. Как вы думаете, почему?

В этот день убирали пчёл на зимовку и собирали лук.

21 сентября - день осеннего равноденствия. Что означает равноденствие?Поэтому и говорили: «Солнце с месяцем играют». С этой поры ночи становятся длиннее, а дни короче.

Третьи Осенины – 27 сентября.

Был красивый обычай – сельские осенние работы заканчивать сообща. Докашивать остатки урожая («дожинки», трепать лён («потрепушки», квасить капусту собирались всей деревней. Назывались эти совместные работы «толоками», от слова «талк» - угощение. Как вы думаете, как появился такой обычай?

Вначале этот обычай произошёл от естественного человеческого желания не оставлять в трудном положении своих соплеменников. Традиции «толоки» появились из-за того, что в сёлах нередко оставались одинокие хозяйки, как правило, вдовы воинов, погибших за отчизну. Им все вместе помогали, а те в ответ не могли отказать помощникам в угощении.

«Капустница» была одним из самых распространённых видов толоки. И немудрено – капусту в российских краях называют «третьим хлебом». Почему?

Она и в щах, и на сковородке, и просто в миске с подсолнечным маслом и сахаром.

«Щи да каша – пища наша!» - говорил деревенский народ,а сам приговаривал:

Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты – щи не живут!

Какие пословицы и поговорки о капусте вы знаете?

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Вы пробовали квашеную капусту?

Какая она на вкус?

Как её готовят?

Различали белую и серую квашеную капусту. И ту, и другую готовили из белокочанной капусты. Рецепт белой сохранился до наших дней, только сейчас мы не кладём анис, изюм. Серую капусту получали, пересыпая слои капусты солью с ржаной мукой, если сока было мало, в бочку доливали ржаной квас. Возможно, именно такой способ был самым старым, давшим капусте название «квашеная», то есть заправленная квасом.

Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Капустницы продолжались две недели. Девушки, принарядившись, ходили из дома в дом с песнями – рубить капусту. Готовили особый стол с закусками.

Рубка капусты была истинным праздником и для деревенских мальчишек и девчонок. Как вы думаете, почему?

Известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Кто из вас грыз кочерыжку? Какая она?

Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей. После дружной совместной работы, рубки кочанной, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Нередко сёла расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов. Какие народные инструменты вы знаете?

Можете определить инструмент по звуку? Сейчас мы проверим (звучит гармошка, балалайка, дудочка, трещотка и т. д.)

Вечера становятся темнее и холоднее, предрассветная свежесть остужает воздух и землю. Последние дни сентября оглашены кликами отбывающих гусей и журавлей.В народе говорят: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат».

Вот и закончился сентябрь, а значит и подходит к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени возвращаемся в детский сад (звучит таинственная музыка).

-Понравилось путешествие?

-Посмотрите, перед вами река времени, давайте выложим на неё картинки, объясним, что они означают, и ещё раз вспомним, что мы узнали про сентябрь. (Картинки: руень, грибы, туман, желтеющие листья, брусника, калина, вереск, олени, рябина, дождь, овсяные блины, овсяная каша, овсяный кисель, хоровод, овсяные хлебцы, пчёлы, лук, капуста, лён, овёс и др.)

-Давайте отметим на шкале времени наше путешествие. Какой символ выберем?

-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?

Рефлексия «Дерево творчества».

Дошкольники выбирают изображенияи прикрепляют их к дереву:

плоды – было интересно;

цветы – интересно, но не всё понял;

листья – было скучно.

Используемые источники

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

2. Шорыгина Т. А. Грибы. Какие они? М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

3. Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Петушок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ПЕТУШОК» Выполнил воспитатель Мартиросян.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней разновозрастной группе «Весна-красна» Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в средней разновозрастной группе "Весна – красна"В рамках тематической.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Семейные ценности» Цель: формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье. Задачи: Обучающие: - формировать представление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Школа пешеходных наук» Образовательные задачи: - Систематизировать знания детей о дорожных знаках: значение дорожных знаков; умение различать дорожные знаки для.

Конспект непосредственно образовательной деятельности сюжетного содержания с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет .

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Права детей» «Права детей» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; • Дать знания о детских.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Весна-красна» Цель: Закрепление представлений о приметах и признаках весны. Систематизация знаний о весне, как времени года. Задачи: Формировать умение.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей» Воспитатели: Михальчук Елена Евгеньевна, Науменкова Елена Геннадьевна Цель: углубить знания детей об истории жилища. Задачи: Образовательные:.

Конспект организационной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Дымковская барышня» Конспект организационной образовательной деятельности по лепке с детьми старшего возраста на тему: "Дымковская барышня". Цель: содействовать.

Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП» «Сказочное.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Осень
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красна цветами, а осень снопами»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 07:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...