Лучший педагог года

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»

Дина Леканова
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста

«Коми изба»

Цель: дать знания о быте коми народа

Задачи:

• формировать представление детей о домашней утвари коми народа, назначении и материале, из которого они изготовлены.

• закрепить знания о названиях блюд коми национальной кухни

• развивать познавательную активность детей, познакомить с номым предметом – чесалкой.

• воспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками

Публикация «Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Коми изба“» размещена в разделах

• воспитывать любовь к культуре и традициям коми народа.

Ход занятия

Ребята, у меня есть игра. Игра вам подскажет, о чём с вами будем беседовать. Поиграем?

Я раскладываю, а вы наблюдайте, о чём подсказывают карточки (коми орнамент) Значит игра – коми.

Играем: каждый открывает по одной карточке, называет предмет, две одинаковые карточки остаются открытыми

(половик, туесок, деревянные ложки, поясок, солонки-утицы, рукавицы)

Когда пользовались такой утварью? старину)

Как вы думаете, для чего я принесла эту игру? (будем беседовать про старинную утварь)

Осталась одна карточка, что на ней изображено? (в корзине овечья шерсть)

Зачем нужна овечья шерсть? (прясть пряжу, вязать)

Но шерсть в комочках, нужен предмет, который поможет сделать шерсть мягкой.

Какая подсказка в этой игре? (найти предмет)

Отправимся в далёкое прошлое коми народа, чтобы найти этот предмет.

Как можно очутиться в прошлом? (высказывания детей)

Скажем волшебные слова и заведём машину времени (дети берут в руки массажёры из бересты, крутить между ладонями) :

Отик-мотик

Кык-куим

Ме-тулан

Тэ-коин

Тури, тури

Истог кок

Кытчо кора

Сэтчо лок

Подойти к центральной стене.

На полу сундук, ухват, кочерга, лопата для дров, 2 чугунка, старинная одежда, половики закручены, дрова

На столе: солонка, крупа пшенная в туеске, мука, сито, картофель сырой и варёный, деревянные тарелки, поднос.

Куда пришли? (в избу)

Почему нас никто не встречает?

Куда могла уйти хозяйка?

Что-то здесь не так, вам нравится?

Что будем делать?

Вы знаете, куда поставить предметы?

У каждого предмета в избе должно быть своё место.

Дети раскладывают предметы на свои места, называют назначение предмета:

Чугунки (чугун) нужны для приготовления обеда

Ухват (укват) – чтобы держать чугунок

Кочергу (коколюка)- к печке, ворошить угли; дрова к печке,

Половики (джодж дора)- ткали на ткацком станке, расстелить,

Одежду: штаны (гач, рубашка (дором, сарафан (сарапан)- сложить в сундук старину одежда хранилась в сундуке).

Нашли чесалку.

Знакомство: это орудие труда - чтобы из шерсти связать варежки, нужно её расчесать чесалками. Шерсть становится мягкой, пушистой, без комочков. По коми называется - летчан.

Сели: давайте посмотрим, всё ли правильно поставили? Сделали доброе дело.

Вопросы:

Как в старину строили избу? (помогали друг другу)

Что было бы, если бы печки не было?

Что бы вы перенесли из современного мира для хозяйки?

В старину дети играли в разные игры, какой предмет напоминает название нашей игры? (игра «Коколюка)

Что надо приготовить для семьи? (обед)

Какие продукты приготовила хозяйка?

Из крупы что она хотела приготовить? – насыплем в чугунок и поставим к печке (каша – из пшенной крупы -проса рок; из ячневой- идъя рок, ещё варили пувъя рок- брусника с ржаной мукой, а из перловой крупы варили дзижья рок)

Картофель сырой сложить в другой чугунок и тоже поставить к печке.

Картофель сваренный почистить и положить в деревянную тарелку.

Муку просеем, что можно испечь?

Шаньги: с картошокой, крупой (шыдоса шаньга, ягодами.

Название «шаньга» произошло от коми слова «шондi»-солнце

Праздничным блюдом считались пельмени – «пельнянь», готовили для гостей.

Руки грязные, что делать?

Умываемся под умывальником, вытираем руки.

Что скажет хозяйка, когда вернётся?

Навели порядок в избе, помогли хозяйке, хорошее, доброе дело сделали. Пора возвращаться из прошлого.

Массажёры, слова

О каком новом предмете вы расскажете своим родителям.

В следующий раз я вас познакомлю с прялкой.

Публикации по теме:

Аппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возрастаАппликация «Сидят на ветках снегири». Организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Снегири». Аппликация Цель: учить детей выкладывать на листе.

Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна»Изобразительная деятельность «Первоцветы!» с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна» Ранняя весна в этом году не торопится в наши края, а так хочется тепла, появления первых весенних цветов. Но они еще прячутся под снегом,.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям: «Коммуникация» - развитие общения взрослого с детьми; - развитие.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!» Цель.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах»Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах». Программные задачи: - Закрепить.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля» Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне»Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне» Совместная деятельность воспитателя, Саттаровой Г. Р. с детьми старшего возраста, группы №4 и их родителями по ОО «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Коми изба»
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД