Лучший педагог года

Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве.

Людмила Шаволина
Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но само умственное развитие – сложный процесс : это формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

Публикация «Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве,» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре, кочуя, например, кубик становится куском мыла, которым ребёнок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка - термометр, ложку, ружьё и даже лошадь, но и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека (доктора, маму, охотника, всадника).

Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это планы, карты, чертежи, схемы, графики. Они применяются для выделения и обозначения различных (часто скрытых) отношений между вещами, дают возможность планировать решение разнообразных (в том числе творческих) задач. В самом деле, можно ли представить себе, например, шофёра, не способного составить и прочесть схему маршрута, инженера или архитектора, который не может разобрать чертёж, математика не умеющего читать графики?

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Игра «Волшебная мозаика» (для детей средней группы).

Дидактическая задача: учить детей создавать схематические изображения предметов.

Материал: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребёнка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Руководство: Воспитатель раздаёт детям наборы и предлагает приложить фигуры друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки и т. п. детям средней группы достаточно сложить какой-нибудь один предмет и сказать что это такое. Когда ребята научатся выполнять такое задание, можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозаики. Воспитанникам старшей группы можно предложить сложить не один, а несколько предметов и про один из них придумать какую-нибудь историю.

Игра «Разные дома» (для детей старшего возраста).

Дидактическая задача: учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.

Материал:

1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы.

2. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т. п.

Руководство: Взрослый рассказывает ребятам, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности.

В этой игре можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки.

Публикации по теме:

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

«Воспоминания о детстве» Детство – это уникальный период в жизни человека. Проработав воспитателем много лет, я особенно понимаю это. Детство - это что-то такое.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Новогодняя открытка — это воспоминание о детстве, присланное по почтеНовогодняя открытка — это воспоминание о детстве, присланное по почте Доброго времени суток, уважаемые коллеги! От всей души поздравляю всех вас с Новым годом и приближающимся Рождеством Христовым! На эту.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Стенгазета «Наши мамы в детстве»Стенгазета «Наши мамы в детстве» В этом году, готовя стенгазету к 8 Марту, мне хотелось удивить и порадовать не столько мам, сколько их любимых детей. А если счастливы.

«У всех есть своя деревня». Моему воспоминаю о детстве посвящается…«У всех есть своя деревня». Моему воспоминаю о детстве посвящается… Моему детству посвящается…Котиха. Названье какое. И что это? Лес, берега? То сердцу родное до боли Названье в России села. Село то, большим.

Воспоминание о детствеВоспоминание о детстве Каждый человек вспоминает период своего детства, как нечто особенное, нечто удивительное, нечто несравнимое. В памяти остаются фрагменты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве.
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 12:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД