Лучший педагог года

Образовательная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей»

Сократова Анастасия
Образовательная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей»

Составил педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга Сократова А. В.

Содержание:

1. Пояснительная записка образовательной программы по предмету

«Логика для малышей» ___3

2. Адресат ___4

3. Цель и задачи программы ___5

4. Планируемые результаты развития ___6

5. Учебный план ___7

6. Календарный учебный график___7

7. Рабочая программа группы ___8

Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста „Логика для малышей“» размещена в разделах

8. Оценочные и методические материалы ___13

9. Материальное обеспечение программы___14

Пояснительная записка

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Занятия кружка «Логика для малышей» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение, вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей».

Адресат

Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте от 3х – 4х лет

Направленность: социально - педагогическая

В младшем дошкольном начинается формирование математических представлений у детей. На данном возрасте дети начинают знакомиться с ощими математическими понятиями, пространственно – временными отношениями, геометрическими фигурами и формами.

Задача младшего возраста – не углубляться в изучение танца, а ознакомиться с характером возможных движений, исходя из музыкального сопровождения, раскрыть перед детьми основные средства танцевальной выразительности, способствовать проявлению интереса к танцевальной деятельности.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем за последнее время. Игра является основной деятельностью дошкольника, всязи с этим программа разработана с упором на дидактические игры, решение логических задач в игровой форме. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

Цель и задачи программы

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Познакомить детей с общими математическими понятиями.

2. Формировать пространственно-временные отношения.

3. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.

4. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

5. Обучать детей находить нужную фигуру по заданным признакам.

6. Знакомство детей в простейшими числами до 5

Развивающие:

1. Развивать мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

2. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

4. Развивать память: визуальную, моторную, кратковременную, долговременную и ассоциативную.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Планируемые результаты развития дошкольников

1. Научиться выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Научиться сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; 5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; 12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. 14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

15. Научиться простейшему счёту

16. Познакомиться с числами от 1 – 5, уметь называть их.

Рабочая программа

№ Тема Программное содержание

Декабрь

1. Тема: "Почемучка". Понятия "выше", "ниже". Сравнение предметов по высоте. Счет в пределах трех.

Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты;

Закрепить счет в пределах трех, умение составлять совокупность предметов по определенному признаку; Совершенствовать наблюдательность, внимание, зрительную память.

2. Тема: "Раз ромашка, два ромашка. " Число 1 и цифра 1. Счет до трех. Характерные свойства предметов. Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов; Научить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента; Закрепить счет до трех.

3. Тема: «Блоки Дьенеша» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

4. Тема: "Геометрическое конструирование". Квадрат. Свойства квадрата. Счет в пределах четырех.

Свойства предметов (сходства и различия) Знакомство с детей с квадратом и его свойствами; Закреплять навыки счета в пределах четырех; Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов; Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности. Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом и его свойствами; Закреплять навыки счета в пределах четырех; Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов; Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

5. Тема: "Геометрическое конструирование". Квадрат. Свойства квадрата. Счет в пределах четырех. Свойства предметов (сходства и различия)

Закреплять с детьми геометрическую фигуру- квадрат и его свойства; Закреплять навыки счета в пределах четырех; Закреплять умение находить признаки сходства и различия предметов; Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.

6. Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Закрепить навыки счета. Упражнять в счете звуков.

7. Тема: «Блоки Дьенеша» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

8. Тема: "Вверх или вниз" Понятия "верху", "внизу". Счет до трех. Сравнение предметов по признакам сходства и различия. Развивать мыслительные операции, внимание; Формировать пространственные отношения «вверху», «внизу»; Закреплять счет до четырех, знание геометрических тел и фигур; Учить находить признаки сходства и различия предметов.

Январь

9. Тема: "Вверх или вниз" Понятия "верху", "внизу". Счет до 4. Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Развивать мыслительные операции, внимание; Закреплять пространственные отношения «вверху», «внизу»; Закреплять счет до четырех, знание геометрических тел и фигур; Закреплять с детьми умение находить признаки сходства и различия предметов.

10. Тема: "Ученый кот" Число и цифра 2. Счет до пяти. Временные представления. Учить детей вести счет до пяти, познакомить с цифрой 2; Развивать временные отношения и представления; Совершенствовать логическое мышление, память.

11.

Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Закрепить навыки счета. Упражнять в счете звуков. Повторить с детьми счет до пяти; Повторить временные отношения и представления; Совершенствовать логическое мышление, память.

12. Тема: «Домики». Д\и «Домики».

Закреплять с детьми счет до пяти и цифру 2; Совершенствовать логическое мышление, память. Развивать воображение, логику мышления, память;

13. Тема: «Блоки Дьенеша» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

14. Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Закрепить навыки счета. Упражнять в счете звуков.

15. Тема: "Мы - изобретатели" Понятия "впереди", "сзади". Счет в пределах пяти, соотношение цифры с количеством. Инсценировка сказки Репка" Развивать воображение, логику мышления, память; Учить счет в пределах пяти;

Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади».

16. Тема: «Повторение пройденного материала» Повторение уже знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, цвета (красный, синий, желтый, зелёный, счёт от 1-5.

Февраль

17. Тема: "Волшебный сундучок" Понятия "внутри", "снаружи". Счет до пяти и соотношение числа с цифрой. Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; Закреплять счет до пяти; Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.

18. Тема: «Блоки Дьенеша» : «Лепим нелепицы» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

19.

Тема: "Логические цепочки" Знакомства с понятием "пара". Дать представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Счет до 5. Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину; Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары; Узнавать и называть цифры до 5.

20. Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Закрепить навыки счета. Упражнять в счете звуков.

21. Тема: "Путешествие на поезде" Овал. Свойства овала. Счет до пяти, соотношение цифры с количеством предметов. Познакомить с геометрической фигурой- овалом и его свойствами; Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки, навыки счета в пределах пяти.

22. Тема: «Палочки Кюизенера». Счёт до 5.

23. Тема: "Путешествие на поезде" Овал. Свойства овала. Счет до пяти, соотношение цифры с количеством предметов. Закреплять с детьми геометрическую фигуру- овал и его свойства; Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки, навыки счета в пределах пяти.

24. Тема: " Веселый прямоугольник" Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Сравнение предметов по длине и ширине.

Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами; Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством; Развивать логическое мышление, творческие способности.

Март

25. Тема: «Блоки Дьенеша» : «Лепим нелепицы» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

26. Тема: «Палочки Кюизенера». Счёт до 5. Группировка по цвету.

27. Тема: «Блоки Дьенеша» Группировка по цвету, форме, толщине, размеру.

28. Тема: "Поиск закономерностей" Числовой ряд. Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности. Счет в пределах пяти. Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур; Научить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.

29. Тема: "Поиск закономерностей" Числовой ряд. Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности. Счет в пределах пяти. Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур; Закрепить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.

30. Тема: "Веселый счет" Счет до пяти.

Закрепить счет в пределах пяти, знание форм геометрических фигур; Формировать умение соотносить число и цифру; Развивать память, мышление, сообразительность, воображение.

31. Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Закрепить навыки счета. Упражнять в счете звуков.

32. Тема: «Блоки Дьенеша» : конструирование из блоков по схеме. Научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам: по форме, по величине, по цвету, по толщине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Апрель

33. Тема: "День-ночь-вечер-утро" Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений. Учить различать части суток: день, ночь, вечер, утро; Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.

34. Тема: "День-ночь-вечер-утро" Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений. Повторить части суток: день, ночь, вечер, утро; Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.

35. Тема: "День-ночь-вечер-утро" Счет количественный и порядковый в пределах пяти. Формирование временных представлений. Закрепить части суток: день, ночь, вечер, утро; Формировать временные представления; Развивать память, внимание, логическое мышление.

36.

Тема: «Палочки Кюизенера». Счёт до 5. Группировка по цвету. Развивать умение ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета; Развивать память, внимание, логическое мышление.

37. Тема: «Блоки Дьенеша». Конструирование блоками по замыслу.

38. Тема: «Палочки Кюизенера» : «Роботы» Развивать целостное восприятие предметной картинки; Развивать память, внимание, логическое мышление.

39. Тема: «Палочки Кюизенера» : конструирование по схеме. (с усложнением) Развивать целостное восприятие предметной картинки; Развивать память, внимание, логическое мышление.

40. Тема: "Палочки Кюизенера" Построить из палочек молоточек или домик. Выявить у ребенка умения действовать по подражанию; Развивать память, внимание, логическое мышление.

Май

41. Тема: "Геометрические формы" Повторить геометрические формы (аппликация). Развивать память, внимание, логическое мышление; Развитие общей и мелкой моторики; Совершенствование навыков общения.

42. Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем" Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.

43. Контрольно-проверочное занятие "Все мы умеем"

Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий.

Материально–техническое обеспечение

1. наличие помещение площадью не менее 40 кв м

2. наличие методического обеспечения

3. инструкции по охране труда и технике безопасности.

4. Логические блоки Дьенеша, дидактические пособия, палочки Кьюзенера, математические плакаты, раздаточный материал, наглядный материал

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования

Материальное обеспечение программы :

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва

«Просвещение» 1991.

4. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,

1997.

5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних

детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.

М., 2008.

7. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.

10. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001.

11. Светлова И. Логика. М., 2007.

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественно — эстетической направленности «Самоделкин» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск.

Образовательная программа дополнительного образования детей «LEGO-конструирование» LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую.

Образовательная программа дополнительного образования детей по математике «Всезнайка» для детей 6 лет Содержание Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» для детей младшего.

Образовательная программа дополнительного образования по математике «Маленькие знатоки» для детей 4–5 лет Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». Ч. 2 Часть 1 2.5. Материально - техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная,.

Программа дополнительного образования «Гольф» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Гольф - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, с успехом развивается во многих регионах России,.

Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка…3 2. Учебно-тематический план ….7 3. Содержание программы…10.

Программа дополнительного образования «Юные исследователи» для детей среднего и старшего возраста Пояснительная записка Сущность человека заключается в познании нового и неизвестного. Волшебство, тайна, интерес - составляющие, которые.

Творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста «Логика для малышей»
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 09:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД