Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет

Надежда Морозова
Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы кружка «Хочу всё знать»

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.

Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».

Мы, педагоги группы, в свою очередь, хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, нами была разработана программа кружка «Хочу все знать» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Основой для разработки программы кружка являются: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и ряд методических разработок: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохоровой, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной.

1.2. Новизна

Новизна программы кружка «Хочу всё знать» состоит:

-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;

-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность

В основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

1.4. Цели и задачи

Цель:

Развитие познавательных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.

Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:

1. Расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.

2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.

3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

4. Развивать и совершенствовать речь детей.

5. Повысить компетентность родителей по организации детского экспериментирования в семье и ДОУ.

1.5. Принципы и подходы к формированию программы кружка «Хочу всё знать»

Программа «Хочу всё знать» построена на принципах:

-Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

-Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Эксперимент должен отвечать условиям:

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;

-показ только существенных сторон явления или процесса.

-Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.

-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

-Принцип взаимодействия с семьей.

1.6. Отличительные особенности программы кружка «Хочу всё знать»

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

1.7. Возраст детей

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

1.8. Сроки реализации программы

Сроки реализации рассчитаны на один год обучения:

1.9. Формы работы, структура и режим занятий

Совместная деятельность руководителей кружка и воспитанников организуется во второй половине дня один раз в неделю. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам. Занятие в старшей группе проходит – 25 минут. Все темы распределены по блокам. Всего блоков - 7. Каждый блок рассчитан на 1 месяц. В каждом блоке по 4 непосредственно образовательных деятельностей (далее НОД).

Блоки НОД:

-Растения

-Камни

-Вода

-Магнетизм

-Песок, глина

-Воздух

-Свойства материалов

Формы работы:

-НОД, с использованием опытов;

-совместная и самостоятельная деятельность (игры дидактические и сюжетно-ролевые).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в игровой форме и строится по одному и тому же плану:

1. Подготовка к занятию, приветствие от лица игрового персонажа, объявление темы занятия.

2. Закрепление темы прошлого занятия (какой эксперимент проводили, приемы проведения эксперимента).

3. Введение в новую тему с использованием различных игровых методов и приемов, показ воспитателем процесса выполнения эксперимента, способа соединений веществ.

4. Использование физкультминутки, способствующей переключению внимания детей.

5. Закрепление нового материала через вербализацию детьми этапов и правил технической безопасности.

6. Самостоятельное проведение эксперимента по техническому плану или по схеме, самоанализ своей работы: проблема, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка гипотез, проверка итогов, вывод, фиксация результатов.

7. Рефлексия.

Место воспитателя по обучению детей опытно-экспериментальной деятельности с различными веществами, меняется по мере развития овладения детьми навыками выполнения экспериментов. На первых занятиях всегда организуется полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, к показу привлекаются дети, допускается самостоятельная работа по карточкам- схемам или словесному описанию.

При ознакомлении дошкольников с различными техниками используются загадки, стихотворения, раскрывающие тему занятия: энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы интересных историй, знаменательных датах, сюрпризные моменты с использованием различных игровых персонажей.

Это способствует лучшему усвоению материала и доступному ознакомлению со сложными для восприятия темами.

1.10. Ожидаемые результаты и способы их проверки

1. Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.

2. Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.

3. У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.

4. У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.

5. Родители компетентны в вопросах организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.11. Формы подведения итогов

-педагогическое наблюдение;

-анкетирование родителей;

-родительское собрание;

-открытый показ НОД;

-круглый стол;

-фиксирование результатов опытов.

2. Учебно-тематический план программы кружка «Хочу всё знать»

В старшей группе занятия распределены по блокам. В каждом блоке 4 НОД. Блок рассчитан на 1 месяц. В течение года всего 27 НОД -11 часов 15 минут (Таблица №2). Таблица №2

№ Тема занятий Количество часов в неделю Количество часов в месяц

Блок «Камни»

1.«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?» 1 1ч 40 мин

2."Что такое горы?" 1

3.«Дымящиеся горы» 1

4."О чем рассказывают камни?" 1

4

Блок «Вода-волшебница»

5.«Интересное знакомство" 1 1ч 40 мин

6.«Вода – помощница» 1

7.«Вода – источник жизни" 1

8.«Вода-растворитель» 1

4

Блок «Свойства материалов»

9.«Ткань и ее свойства» 1 1ч 40 мин

10.«Бумага» 1

11.«Чудесное дерево» 1

12.«Что такое пенопласт?» 1

4

Блок «Магнетизм»

13.«Полярное сияние» 1 1ч 15 мин

14.«Что притягивает магнит?» 1

15.«Какой магнит сильнее?» 1

3

Блок «Песок, глина»

16.«Такой разный песок» 1 1ч 40 мин

17.«Животные и песок» 1

18.«Песок» 1

19.«Глина» 1

4

Блок «Растения»

20."В маленьком семени прячется растение" 1 1ч 40 мин 21."Способы размножения растений" 1

22."Условия, необходимые для роста растений" 1

23."Посадим огород" 1

4

Блок «Воздух-невидимка»

24.«Знакомство со свойствами воздуха 1 1ч 40 мин

25.«Где находится воздух?» 1

26.«Неизвестное – рядом» 1

27.«Ветер невидимка» 1

4

Педагогическое наблюдение

Итого в год: 27 11 часов 15 мин

4. Методическое обеспечение программы

На занятиях с дошкольниками используются различные:

4.1. Методические приемы обучения:

-информационно-познавательный (просмотр презентаций и детских передач с применением ИКТ, беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные);

-игровой (создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, дидактические игры, физминутки);

-наглядные (иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы);

-практический (выполнение непосредственно самого опыта детьми).

4.2. Методы обучения:

-поисково – исследовательские наблюдения: случайные и плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответы на детские вопросы;

-проведение экспериментирования, опытов (практических);

-беседы (конструктивные);

-создание технической базы для детского экспериментирования (мини-лаборатория);

-элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

-сравнение;

-метод моделирования и конструирования;

-метод вопросов;

-метод повторения;

-решение логических задач.

4.3. Средства обучения:

-уголок экспериментирования: «Мини-лаборатория»;

-коллекции природного и бросового материала;

-научная литература (познавательные журналы, энциклопедии).

4.4. Техническое оснащение занятий:

Материалы для организации детского экспериментирования в группе:

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки)

2. Мерные ложки

3. Сита и воронки разного объема из разного материала

4. Резиновые груши разного объема

5. Резиновые и пластиковые перчатки

6. Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл

7. Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля

8. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар)

9. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки для мороженого

10. Природный материал (земля, песок, вода, семена растения, шишки, орешки, засушенные листья, цветы)

11. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет)

12. Технические материалы (гайки, болты в контейнерах)

13. Прихватки, пинцеты с закругленными концами

14. Увеличительные стекла, микроскоп, пробирки

15. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник

16. Часы механические, песочные

17. Свеча и подсвечник

18. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры

19. Степлер, дырокол, ножницы

20. Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок

21. Тальк, детский крем

22. Карточки для самостоятельного проведения опытов, схемы для фиксации результатов

Техническое оснащение занятий предусматривает наличие телевизора и ноутбука для просмотра презентаций по теме занятия, фотоаппарат для фотографирования детских проделанных экспериментов.

5. Взаимодействие с семьей

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их в процесс развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

5.1. Основные формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование семей;

- открытый показ НОД;

- родительское собрание;

- круглый стол;

- памятки, папки-передвижки, консультации, картотеки опытов-экспериментов в домашних условиях

5.2. Работа с родителями Работа с родителями в старшей группе представлена в таблице №4. Таблица №4

Месяц Содержание работы

Сентябрь Консультация «Рекомендации для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Октябрь Серия несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста

Ноябрь Открытый показ НОД с использованием экспериментирования «Царица вода»

Декабрь Консультация «Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»

Январь Картотека опытов и экспериментов в домашних условиях

Февраль Памятка «Техника безопасности во время проведения опытов-экспериментов»

Март Папка - передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников»

Апрель Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

Май Картотека «Занимательные опыты на кухне»

6. Список литературы

1. Бабаева Т. И., Михайлова 3. А., Ноткина А. Н. Детство: Комплексная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

2. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

4. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.

6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

7. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

8. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М. ,2006г.

9. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.

10. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.

11. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000 г., № 9.

13. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003 г.

14. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004 г.

15. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М., 2003 г. - № 10.

16. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000 г.

17. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003 г.

18. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста – СПб., 2007 г.

19. Интернет-ресурсы:

minibanda.ru @ yandex

nsportal.ru @ yandex

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста,.

Образовательная программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» Рассмотрена на педсовете, Утверждена приказом протокол заведующей МБДОУ №1 от «» 2015г. № от «» 2015г. № Е. М. Чижова Муниципальное бюджетное.

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы) 1. Образовательная программа дополнительного.

Программа дополнительного образования детей в ДОУ «Волшебный мир лепки» Содержание I. Пояснительная записка 2 II. Учебно-тематическое планирование 4 III. Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования по английскому языку для детей 4–7 лет ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению английскому языку воспитанников 4 до 7 лет Муниципального автономного дошкольного образовательного.

Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год Пояснительная записка. Малыш–природный исследователь окруж. мира. Мир открывается ребёнку ч/з опыт его личных ощущений,действий,переживаний. «Чем.

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы детей «Я и мой мир» 1. Актуальность программы Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет
Опубликовано: 14 марта 2016 в 19:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации «Девочки и мальчики»
Программные задачи: продолжать учить детей пользоваться ножницами, вырезая формы и создавая фигуры человечков, располагать готовые формы на листе бумаги...
Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов
Составитель: Трощенкова С. И, Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе « Блокадный Ленинград» 2. Цели: Создать условие для понятия «блокада»; Задачи: - пробудить в...
Фотоотчёт «Кормушка для пернатых друзей»
В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а...