Папки-передвижки

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности «По ступенькам радости» (часть 1)

Наталья Коршунова
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности «По ступенькам радости» (часть 1)

Программа коррекционно-развивающей направленности по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «По ступенькам радости» составлена на основе авторских технологий по формированию интонационной стороны речи, коррекции ритмической стороны речи, коррекции голоса при дизартрии Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой.

Автор составитель: Н. Н. Коршунова, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Красная шапочка».

Публикация «Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности „По ступенькам радости“ (часть 1)» размещена в разделах

Рецензент: Е. Э. Артёмова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства Московского Педагогического Государственного Университета.

Программа предназначена для специалистов коррекционно – развивающего обучения.

Содержание

Пояснительная записка. 4

§1. Диагностическое изучение сформированности просодики у детей с нарушениями речи. 8

§2. Программа формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на логопедическом пункте «По ступенькам радости»….12

2.1. Цели, задачи и принципы программы….….12

2.2. Календарно - тематическое планирование занятий…18

2.3. Содержание и методика занятий по реализации программы….51

§3. Анализ эффективности программы….146

Список источников…. 151

Приложение 1…. 154

Приложение 2…. 180

Приложение 3….….198

Приложение 4….….205

Приложение 5…. 222

Приложение 6…. 225

Пояснительная записка

Дело не в слове, а в тоне,

в каком это слово произносится.

Виссарион Белинский

Речь является основным средством человеческого общения. Красивая, грамотная речь всегда привлекает внимание окружающих. Умение красиво и грамотно общаться с людьми, обладать высоким уровнем коммуникабельности, иметь правильно поставленную речь это все есть основы для успешного развития любой сферы человеческих отношений.

В настоящее время у детей дошкольного возраста широко распростра-нены речевые нарушения, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и родителей.

Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушениям речи и общим недоразвитием речи.

Стертая дизартрия в логопедической практике — одно из самых распро-страненных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: К. А. Семенова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Архипова, И. И. Панченко, Э. Я. Сизова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева, Т. В. Сорочинская, О. Ю. Федосова и др.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной.

Такое направление работы, как нормализация просодики в коррекции дизартрии является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и модулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах некоторых педагогов (Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Е. Ю. Румянцевой Е. Ф. Архиповой) определена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

В условиях специальной логопедической группы детского сада преодоление нарушений интонационной выразительности, голоса, ритма речи происходит обычно в рамках работы по «формированию общих речевых навыков у детей». Развитие же просодической стороны речи часто оказывается недостаточно охваченной коррекционной деятельностью учителя - логопеда дошкольного логопедического пункта. Существующие коррекционные программы, для детей дошкольного возраста предусматривающие систематичную и поэтапную работу в условиях специальных логопедических групп, не могут быть в полном объеме реализованы в работе с детьми, обучающимися на логопедическом пункте детского сада.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленных в виде целевых ориентиров, а так же широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия и ограничение коммуникативного потенциала заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию просодической стороны речи должное внимание.

Поэтому возникла необходимость к более четкой и продуманной организации системы работы по формированию просодической стороны речи у детей с нарушениями речи в условиях дошкольного логопедического пункта.

Этим была обусловлена разработка программы «По ступенькам радости» (далее – Программа)

Программа разработана на основании документов:

-Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013г. № 26;

-Концепции модернизации российского образования до 2020 года;

-Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. № 1155;

- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013г. №1014;

-Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н. В. Нищевой;

-Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой;

В реализации программы используются авторские игры (*).

Программа позволяет решать проблему недостаточной сформированности просодики у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста на дошкольном логопедическом пункте и профилактики речевых нарушений.

§1. Диагностическое изучение сформированности просодики у детей с нарушениями речи.

Просодика - это интонационно-выразительная окраска речи. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н. С. Рождественский.

В психолого-педагогических и лингвистических исследованиях Л. П. Блохиной, Н. Д. Светозаровой, 1970; В. А. Артёмова,1971; Н. В. Черемисиной, 1989; и др. отмечается, что просодика представляет собой совокупность ритмико – интонационных свойств речи, таких как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп и др., которые играют немаловажную роль в процессе коммуникации. Просодические компоненты определяют выразительность речи, её эмоциональность и влияют на эффективность коммуникации (А. Н. Гвоздев, 1949; Е. А. Брызгунова, 1963; Н. Д. Светозарова 1970; Л. А. Колпачевская,2000; и др.)

Анализ психолого-педагогической и научно-медицинской литературы по данной проблеме позволил выделить основные компоненты просодической стороны речи:

• сила голоса, высота голоса, тембр голоса (характеристики голоса);

• темп речи, ритм речи, паузации речи (общее звучание речи);

• интонированность речи;

Е. Э. Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

1 степень (низкая) – грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) – изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонирована, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая) – сформированность просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо - ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Диагностика сформированности просодической стороны речи в детском саду проводится у детей с 1 по 15 сентября в комплексной диагностике речевого развития детей с речевыми нарушениями. Для этого используются методики Е. Ф. Архиповой:

«Методика восприятия интонации

«Методика воспроизведения интонации»

«Методика восприятия логического ударения»

«Методика воспроизведения логического ударения»

«Методика обследования модуляций голоса по силе»

«Методика восприятия тембра»

«Методика воспроизведения тембра голоса»

«Обследование модуляций голоса по высоте» (Приложение 1,

(Приложение 2)

А так же методика О. И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи детей» :

«Диагностика умения изменять темп речи»

«Диагностика умения изменять ритм речи» (Приложение 3).

Данные диагностические материалы позволяют определить степень сформированности основных компонентов просодической стороны речи у ребёнка с речевым нарушением.

В сентябре 2014 года был организован констатирующий эксперимент. В обследовании приняли участие 12 дошкольников в возрасте 6-7 лет с дизартрией.

Результаты констатирующего эксперимента

диаграмма 1

В представленной диаграмме видно, что 17% (2 ребёнка) имеют низкую степень сформированности просодической стороны речи, 50% (6 детей) недостаточную и 33% (4 ребёнка) среднюю степень сформированности просодики. Результаты констатирующего эксперимента указывают на целесообразность организации на логопедическом пункте коррекционно-развивающей работы по формированию просодической стороны речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

§2. Программа формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на дошкольном логопедическом пункте «По ступенькам радости»

2.1. Цель, задачи и принципы программы :

Цель программы : достижение максимальной динамики в формировании просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на логопедическом пункте, своевременная профилактика речевых нарушений.

Задачи программы :

1. Развитие у дошкольников с нарушениями речи всех компонентов просодической стороны речи: силы голоса, высоты голоса, тембра голоса, темпа речи, ритма речи, интонированности речи;

2. Формирование у детей интереса к логопедическим занятиям;

3. Гармоничное развитие речевой активности дошкольников через организацию занятий с использованием игр и упражнений по развитию основных компонентов просодической стороны речи;

4. Становление речевого общения дошкольников, повышение потребности и эффективности речевого взаимодействия и повышение коммуникативного потенциала;

5. Устранение у детей-логопатов речевых нарушений;

В основу Программы заложены как общедидактические, так и специальные принципы:

• принцип единства диагностики и коррекции осуществлялся через разработку Программы на основе проведённых методик по выявлению сформированности компонентов просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

• для обеспечения принципа систематичности и последовательности была разработана поэтапная система коррекционного воздействия. Пошаговое формирование навыков интонационного оформления позволило постепенно закреплять и совершенствовать ранее усвоенный материал.

• принцип доступности был положен в основу разработки и подбора игр и упражнений по формированию компонентов просодической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи и реализован через систему упражнений, учитывающих достигнутый уровень развития детей.

• принцип индивидуального подхода был основан на учёте специфики проявлений речевого дефекта. При планировании проводимых игр учитывались особенности развития дошкольников с нарушениями речи, только после этого определялись особенности содержания коррекционной работы для каждого ребенка. При планировании занятий учитывались индивидуальные различия в имеющихся знаниях, умениях и навыках дошкольников, особенностях их мышления и свойствах личности. От индивидуального уровня и темпа развития каждого ребенка зависело количество заданий, их вариантов.

• онтогенетический принцип предполагал учёт этапов и последовательности формирования речи в онтогенезе, в соответствие с чем выстраивалась коррекционно-логопедическая работа. Так, прежде чем вводить в активную речь детей различные интонации, давались представления о них. Согласно данному принципу, в первую очередь, детей знакомили с повествовательной интонацией, затем с вопросительной и восклицательной.

• принцип деятельностного подхода осуществлялся через учет ведущей деятельности ребенка. У детей дошкольного возраста ведущей формой деятельности является игра, поэтому упражнения по формированию интонационной выразительности речи на разных этапах работы проходят в игровой форме, которая возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, обеспечивает эмоциональность воздействия. Важным при формировании интонационной выразительности речи считается привлечение разных анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. В связи с этим в нашей работе используются графические модели, сопровождение речи выразительными движениями, соответствующими движению основного тона.

• принцип интеграции речевого материала предполагал развитие компонентов просодической стороны речи на лексическом материале тематической недели, а так же одновременной автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка. Такой подход способствовал переносу имеющихся у дошкольников знаний из одних образовательных условий в другие.

• особое внимание в нашей Программе уделяется принципу взаимодействия всех участников образовательного процесса. Реализация данного принципа прослеживается в организованных эффективных формах работы с родителями и педагогами.

Методологические и теоретические основы программы

Методологическую основу программы составили современные научные представления отечественных психологов и логопедов об основных закономерностях формирования речи как в условиях нормального, так и аномального развития. В работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области нарушения речи и речевых нарушений (Е. Ф. Архипова, Р. Е. Левина, И. А. Поварова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. Е. Хватцев, Л. В. Бондарко, А. М. Гвоздев, Е. Э. Артёмова, Л. Р. Зиндер, Н. Д. Светозарова, Л. В. Щерба, Н. Х. Швачкин).

Направленность программы – коррекционно-развивающая.

Актуальность Программы определяется необходимостью своевременного и полного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста, способствующего успешному обучению в школе, полноценному психическому развитию ребёнка, гармоничному формированию личности.

Новизна Программы состоит в организационном аспекте формирования просодики у детей – логопатов старшего дошкольного возраста. Календарное планирование, основанное на поэтапном формировании одновременно трёх компонентов просодической стороны речи на материале лексических тем представлено впервые. При разработке Программы мы опирались на многолетний личный опыт. Программа содержит в большинстве своём авторские материалы полезные практикам, что подтверждает её методическую ценность.

Отличительной особенностью Программы является то, что авторские технологии по формированию интонационной стороны речи, коррекции ритмической стороны речи, коррекции голоса при дизартрии Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой на основе которых построена программа, адаптированы под специфику работы дошкольного логопедического пункта.

Педагогическая целесообразность применения данной программы состоит в организации наиболее эффективных форм коррекции речевых нарушений у детей на дошкольном логопедическом пункте, обеспечивающем максимально возможное, полноценное овладение просодическим компонентом речи, обуславливающем формирование коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешной его социализации.

Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована система работы по формированию просодической стороны речи у старших дошкольников на логопедическом пункте, позволяющая повысить эффективность логопедической работы, которая может использоваться в работе специалистами коррекционно – развивающего обучения.

Критерии отбора детей для работы над формированием просодической стороны речи

Программа разработана для детей дошкольного возраста 5-7 лет с речевыми нарушениями, показавшим по результатам диагностики низкую, недостаточную и среднюю степень сформированности просодической стороны речи.

Организация коррекционно-развивающих занятий

Программа рассчитана на 1 учебный год (с третьей недели сентября - до третьей недели мая). Форма реализации Программы – индивидуальные, подгрупповые занятия. Наполняемость подгруппы 4-6 детей. Коррекционно-развивающие занятия с использованием игр и упражнений на развитие просодической стороны речи проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Направления реализации программы

В Программе определено два направления в работе :

Первое направление акцентировано на формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Второе направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей, воспитателей и специалистов.

Данные направления работы реализуются в трёх блоках.

Первый блок: работа с детьми

Цель: формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Логопедическое занятие при стё ртой форме дизартрии включает в себя следующие разделы: развитие общей моторики, развитие мелкой моторики, развитие мимической мускулатуры, развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения, коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа, развитие лексико-грамматической стороны речи, коррекция личности ребёнка в целом, развитие дыхания, развитие просодической стороны речи.

Каждое занятие решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи.

Коррекционно-развивающее занятие условно может состоять из 2 частей. В первой части решаются задачи постановки правильного звукопроизношения, во второй, задачи формирования просодической стороны речи, грамматического строя, словарного запаса и связной речи на лексическом материале тематической недели. Либо постановка правильного звукопроизношения на занятии отрабатывается на материале игр и упражнений для развития просодической стороны речи, по расширению и уточнению словаря, формированию грамматически правильной и связной речи. На каждом занятии обязательно развитие таких компонентов просодической стороны речи, как голос, темп и интонация.

Программа состоит из игр и упражнений на развитие просодической стороны речи, подобранных в соответствии с лексическими темами занятий.

В программе представлены игры и упражнения на развитие силы голоса, высоты голоса, тембра голоса, темпа речи, ритма речи, интонации. Последовательность игр и упражнений и степень их усложнения соответствует последовательности направлений и этапов работы, описанных в технологиях Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой: «Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией», «Технология коррекции ритмической стороны речи при дизартрии»,

«Технология коррекции речи при дизартрии».

Работа проводится в следующей последовательности:

- от обобщённого представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

- от различных видов интонации импрессивной речи к овладению интонационной стороной в экспрессивной речи;

- от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их усвоению на более сложном речевом материале;

-от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.

Публикации по теме:

«Планета здоровья». Программа коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка» Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка» Программа разработана: Браиловой Ю.

Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности https://ok.ru/video/1010036181724Дипломанты I степени конкурса детского творчества "Оранжевое небо" среди дошкольных образовательных организаций.

Основная образовательная программа. Часть 14-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 11-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 16-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 16-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 20-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 20-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 21-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 21-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Основная образовательная программа. Часть 22-я Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка" часть 22-я Составила: Кутявина Ольга Александровна - старший.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ОВЗ компенсирующей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Программа индивидуальной коррекционно-развивающей.

Программа кружковой работы «По ступенькам к школе» Программа кружковой работы в подготовительной группе «По ступенькам к школе» На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности «По ступенькам радости» (часть 1)
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 09:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД