Ольга Ярова
Образовательная программа кружка «Дошкольник + компьютер». Планирование
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 1. Пояснительная записка
Часть 2.
Содержание программы.
Тема 1. Здравствуй, класс компьютерный.
Занятие 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Определение степени знакомства детей с компьютером. Индивидуальные беседы о назначении компьютера, его роли в жизни человека. Выяснить, у кого из детей есть компьютер дома. Разрешают ли родители проводить за ним время? Экскурсия в компьютерный класс.
Публикация «Образовательная программа кружка „Дошкольник + компьютер“, Планирование» размещена в разделах
Занятие 2. Адаптация к компьютерному классу. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Способствование развитию интереса к занятиям. Развивающая игра «Найди 10 отличий».
Тема 2. Устройство компьютера.
Занятие 1. Составные части компьютера.
Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей. Развивающая игра «Определи признаки осени».
Занятие 2. Устройство «монитор».
Знакомство с устройством «монитор». Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Дни недели. Развивающая игра «Составь картинку «Часы».
Занятие 3. «Рабочий стол».
Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие умений соблюдать последовательность действий, заданных устно. Развивающая игра «Одень куклу по сезону»
Занятие 4. Манипулятор «мышь».
Знакомство с манипулятором «мышь». Объяснение принципа работы. Развитие навыка управления компьютерной мышкой. Развитие внимания, быстроты реакции. Развивающая игра «Найди лишнее».
Занятие 5. Клавиатура.
Знакомство с клавиатурой. Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Тренировочные упражнения.
Тема 3. Компьютерные игры.
Занятие 1. Дидактические игры.
Знакомство с некоторыми разновидностями компьютерных игр. Дидактические игры. Совершенствование навыков владения компьютерной мышкой и умения использовать ярлыки программ. Развитие абстрактно – логического мышления, быстроты реакции. Компьютерная игра «Пазлы».
Занятие 2. Занятие-игра. Знакомство с развивающей игрой «Лото» для повышения мотивации в обучении работе с компьютерной техникой. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки.
Занятие 3. Математические компьютерные игры.
Знакомство с математическими компьютерными играми. Развивающая игра «10 обезьянок». Развитие зрительного и слухового восприятия.
Занятие 4. Лингвистические игры.
Коммуникативная игра «Опиши картину и придумай продолжение». Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.
Тема 4. Текстовый редактор «Word».
Занятие 1. Знакомство с текстовым редактором.
Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с мышью. Буквенный ряд. Развивающая игра «Буквы». Развитие комплексного мышления, памяти.
Занятие 2. Путешествие по клавиатуре.
Знакомство с клавишей «Shift», понятием «строчные» и «заглавные» буквы. Развитие умения использовать «Enter», «Пробел», «Стрелка». Совершенствование навыка работы с клавиатурой и мышью. Развивающая игра «Составь слово».
Занятие 3. Закрепление полученных знаний.
Закрепить знания основных клавиш. Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста. Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 4. Маленькие наборщики.
Закрепить знания о клавиатуре. Развитие навыка набора отдельных слов. Совершенствование языковых компетенций. Лингвистические игры.
Занятие 5. Цифровой ряд клавиатуры.
Знакомство с цифровым рядом клавиатуры. Формирование умения использовать цифровой ряд при наборе задач и примеров. Закрепление элементарных математических навыков. Математическая игра «Волшебные цифры».
Тема 5. Практическая работа «Создание и редактирование текста».
Обобщение темы «Текстовый редактор «Word».Способствование развитию устной и письменной речи. Определение степени усвоения детьми данной темы.
Тема 6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами.
Занятие 1. Веселая «рисовалка». Инструменты «Карандаш», «Кисть».
Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Развитие эстетического вкуса, творческого воображения. Формирование наглядно – образного мышления, творческого рисования. Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 2. Инструмент «Ластик».
Развитие навыка работы с инструментом «Ластик», с панелью команд: «Файл» - «Создать». Рисунок «Фоторобот».
Занятие 3. Палитра. Инструмент «Заливка».
Познакомить с палитрой цветов, понятием «замкнутый контур» и инструментом «Заливка». Создание простого рисунка, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора. Развитие творческих способностей. Рисунок «Бабочка и цветы». Игра «Составь картинку».
Занятие 4. Закрепление полученных навыков.
Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Раскрашивание замкнутого контура. Развитие обобщающих категорий. Игра «Раскрась картинку».
Занятие 5. Основной цвет кисти и фона.
Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона. Развитие творческого воображения. Рисунок «Облака».
Занятие 6. Инструмент «Распылитель».
Знакомство с инструментом «Распылитель». Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Зимний пейзаж».
Занятие 7. Создание компьютерного рисунка «Снеговик».
Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с зимними играми и забавами. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик».
Занятие 8. Знакомство с панелью команд и инструментом «Пипетка».
Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних животных. Сохранение рисунка «Дикие и домашние животные». Игра «Звуковое лото»
Тема 7. Творческая мастерская.
Обобщение знаний по программе «Paint», панель инструментов; определение уровня усвоения программного материала. Развитие самостоятельности, фантазии. Рисунок по выбору.
Тема 8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур.
Занятие 1. Классификация геометрических фигур. Понятие «орнамент».
Виды геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие навыков конструирования и моделирования. Рисунок «Коврик для мышки». Игра «Мозаика».
Занятие 2. Инструмент «Овал».
Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие фантазии, творческих способностей. Рисунок «Воздушные шары».
Занятие 3. Инструменты «Линия» и «Прямоугольник».
Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического моделирования и конструирования. Символика России. Рисунок «Российский флаг».
Занятие 4. Закрепление умений в использовании инструментов.
Закрепление умения использовать инструменты графического редактора. Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Логическая задача «Найди домик Круга». Инсценировка «Геометрические фигуры».
Занятие 5. Инструмент «Кривая линия».
Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия. Рисунок «Морской пейзаж».
Занятие 6. Закрепление навыка работы с инструментом «Кривая линия».
Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений. Рисунок «Ночной пейзаж».
Тема 9. Устройство «Принтер».
Знакомство с принтером, его назначением и возможностями. Составление компьютерной игры для печати «Лабиринт».
Тема 10. Викторина «Компьютер – мой новый друг».
Закрепление материала по данному курсу. Загадки, дидактические, математические, лингвистические игры.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий: беседа, практическое задание, занятие-игра, игры, тренировочные упражнения, викторина, экскурсия, творческая мастерская.
Важнейшая функция компьютера - обучающая. Игры тщательно подобраны с учетом возраста и учебной направленности. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может не только представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Такой подход позволяет развивать у детей важные операции мышления – обобщение и классификацию.
Методы организации учебно – воспитательного процесса.
При обучении используются следующие методы организации учебно – воспитательного процесса: словесные, наглядные и практические. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Перечень дидактических материалов.
Дидактическое обеспечение курса: книги, стенды, иллюстрации, слайды, обучающие прикладные программы в электронном виде.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально – технические средства.
Помещение:
- компьютерный класс, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Оборудование:
- компьютеры, состоящие из монитора, системного блока, клавиатуры и «мышки».
Кадровый состав:
- учитель математики и информатики МБОУ Тургеневской СОШ Соколова О. М. ;
- воспитатель МБДОУ детский сад № 34 Ярова О. В.
Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса :
1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. : ВЛАДОС, 2004
2. Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддьяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Дополнительное образование детей : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М. : ВЛАДОС, 2000.
4. Дошколенок + компьютер : перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет/ авт. –сост. Л. А. Коч, Ю. А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.
5. Электронные ресурсы.