Елена Кондитерова
Дополнительная образовательная программа «Школа мяча» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения.
А. В. Луначарский
Пояснительная записка.
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Необходимость создания кружка «Звонкий мяч» возникла по ряду причин:
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Школа мяча“ для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет,» размещена в разделах
• недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)
• большая загруженность статическими занятиями;
• желание реализовать себя в движении;
• неумение детей выполнять элементарные движения: брать, давать, держать, бросать, ловить, передавать мяч;
• желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Содержание образовательной программы
Занятия «Школа мяча» направлены на удовлетворение естественной потребности ребёнка в движении. В процессе у детей развивается интерес к различным видам и формам двигательной активности, формируется осознанное отношение к двигательной активности; они повышают эмоциональный тонус детей, позволяют раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка, выявить и развить его интересы, а так же способствуют эмоциональной смене деятельности. Упражнения с мячами различного объема, структуры и формы развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, способствуют выработке хорошей осанки, а так же увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение, развивают координацию, глазомер, ритмичность, согласованность движений, быстроту, силу, ловкость. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Рабочая программа предназначена для обучения игры в мяч детей 3 – 7 лет, рассчитана на 4 года обучения, она
построена на основе программ и методических разработок:
• Н. И. Николаева, Школа мяча : учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
• Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, часть 1, 2, 3. Программа «Старт» - М., «Владос», 2004.
• О. Н. Козак, Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет : СПб. : «Издательство союз» 2000.
• М. Д. Маханева, Воспитание здорового ребё нка: пособие для практических работников образовательных учреждений –М. : «Аркти», 2000.
Место проведения кружка – спортивный зал МАДОУ№27 «Радость», стадион, музыкальный зал.
Материалы и оборудование, использующееся на кружке: мячи разных размеров, из разных материалов такие, как: футбольные, волейбольные, баскетбольные, теннисные, для метания, фитболы (хопы). Так же используются: обручи разных размеров, кегли, конусы, баскетбольные кольца, гимнастические скамейки, брёвна, купол для игр.
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество детей в кружке : от 12 до 16 человек.
Основная цель: Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом, вовлечение детей дошкольного возраста в мир сорта.
Задачи кружка:
• Воспитывать устойчивый интерес к спортивным играм, упражнениям с мячом и получать эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом и спортом.
• Формировать навыки и умения обращения с мячом : передача, ловля, ведения, бросков мяча в корзину, ударов по воротам и умение применять их в игровой ситуации.
• Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей, через развитие психофизических качеств.
• Развивать физические качества ребё нка: быстроту, ловкость, выносливость, силу, ориентацию, глазомер и быстроту реакции.
• Развивать тактильные ощущения, координацию, ритмичность, согласованность движений.
• Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Построение и методика проведения занятия:
Образовательная деятельность в рамках «Школы мяча» базируется на трё х основных действиях человека:
1. Брать
2. Держать
3. Давать
На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют чувствительные, зрительные образы, поэтому любые словесные объяснения сопровождаются наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий.
В старшей группе навыки работы с мячами получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Они должны уметь ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. При ловле мяча двумя руками дети должны поставить перед собой такие задачи, как - погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. При ловле мяча чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подойти вперед, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть. В играх и упражнениях с мячом нужно приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. Дети должны научиться подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд. Задания для старшей группы активно стимулируют проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости) : подбрасывание и ловля мячей из разных положений - стоя на коленях, сидя по-турецки, другие упражнения «Школы мяча».
На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавая мячи друг - другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты: «Гонка мячей», «Лови, бросай, упасть не давай». Совершенствуются навыки ловли. Широко используются упражнения из «Школы мяча». Дети должны уметь перебрасывать друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Перебрасывание проводится не только в произвольном темпе, но и под счет. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку. Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведение мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30 м, выполнение при этом дополнительных заданий. Например, ведя мяч, пробежать «змейкой» между расставленными кеглями, вести мяч и подпрыгивать. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», «Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом». Далее дети начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. После этого проводятся упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения: «Мяч с горки», «Прокати мяч», «Бросай мяч», «Чей мяч быстрее».
Реализация национально-регионального компонента программы включает в себя игры разных народов и использование народного фольклора (прибаутки, шутки, песенки, считалочки, сказки). В процессе обучения большое значение имеют самые разнообразные игры (подвижные, малоподвижные, эстафеты, соревнования, игры со словами, народные игры). Именно через игру ребенок познает окружающий мир и отношения людей, знакомится с историей своей Родины и народа. Знакомство с народными праздниками, традициями, обрядами, предметами декоративно-прикладного искусства помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.