Ирина Смывина
Образовательная программа «Волшебная кисточка» (для детских кружков и студий по изодеятельности в ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 2562.
Рекомендована «Утверждаю»
Педагогическим советом заведующая ГБОУ д/с №2562
Протокол ПС №5
от 25.08. 2012г.
Образовательная программа
«Волшебная кисточка».
Программа модифицированная, развивающая, долгосрочная,
Публикация «Образовательная программа „Волшебная кисточка“ (для детских кружков и студий по изодеятельности в ДОУ)» размещена в разделах
разработана педагогом дополнительного образования
Смывиной Ириной Степановной.
Программа рассчитана
на 4 года обучения.
Возраст детей 3–7 лет.
Москва 2012г.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность детей в детском саду – это своеобразная по содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое понимание и освоение окружающего мира посредством искусства.
На занятиях по изобразительной деятельности в кружке педагог имеет преимущества перед воспитателем в организации и проведении творческого процесса. Преимущество состоит в том, что есть возможность сосредоточить своё внимание на одном виде деятельности – рисовании. Этот вид деятельности объединяет рисунок, живопись, начальные композиционные навыки. знакомство и освоение нетрадиционных способов изображения, умение пользоваться самыми разнообразными по качеству и свойствам материалами: пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью и пером, акриловыми красками и т. д.
Как правило, занятия по изобразительной деятельности в детских дошкольных учреждениях сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам изображения окружающего. Этого недостаточно для развития творческих способностей детей.
В начале 2012 г. мной была разработана методика коллективной, интегрированной работы с детьми по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения.
На таких занятиях ребёнок начинает понимать, что художественный образ можно показать разными средствами выразительности, видеть его по-своему, сочетая занятия по изобразительной деятельности с лепкой, конструированием, музыкой и т. д. Дети учатся работать в коллективе, учатся создавать коллективный образ.
Программа, по которой ведётся работа в кружке «Волшебная кисточка» - это симбиоз разработок различных авторов, педагогов в этой области: А. А. Грибовской, О. А. Скоролуповой, И. А. Лыковой, Т. А. Копцевой, Т. Г. Казаковой, Л. В. Никитиной, В. В. Калашниковой и многих других. Занятия в кружке «Волшебная кисточка» проводятся по подгруппам 12-14 человек. Занятия кружка очень отличаются от обычных занятий по изодеятельности. Учитывая специфику кружка, творческую атмосферу, возникает необходимость в проведении индивидуальных занятий (по расписанию). Дети дошкольного возраста часто болеют и для овладения навыками и умениями, с ними надо заниматься дополнительно, больше внимания уделять со стороны педагога.
Программа, по которой ведётся работа в кружке «Волшебная кисточка» позволяет развивать творческие способности ребёнка и более эффективно, быстро увидеть результат своей работы, развивать вкус, художественное мышление, умение работать в коллективе и, что самое главное, любовь и понимание искусства, прекрасного в целом.
На занятиях используются самые различные нетрадиционные способы изображения, порой придуманные мной самой: рисование мятой бумагой, с помощью верёвочек и др.
На педагогическом совете я рассказала педагогам о своей методической разработке «Интегрированная коллективная работа с применением нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗОдеятельности в ДОУ». Мною было предложено использовать в нашей общей работе этот нужный и эффективный метод. Коллеги одобрили и приняли, как рекомендацию мой метод работы с детьми по изобразительной деятельности совместно с лепкой, конструированием, аппликацией, музыкой и др. занятиями.
Методическое обеспечение программы.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Наглядный материал.
Иллюстрированный материал.
Планирование работы.
Методическая литература.
Разнообразные материалы для изобразительного творчества.
Условия реализации программы.
Последовательное и систематическое выполнение задач, целей, поставленных программой.
Необходимые материалы и инструменты для занятий.
Чёткие требования к себе для выполнения поставленных задач.
Активность и заинтересованность детей на занятиях в детском саду и работа с родителями в свободное время дома.
Программа включает в себя следующие темы:
«Времена года - осень»,
«Что такое пейзаж»,
«Мои любимые игрушки»,
«Овощи, фрукты, ягоды и грибы»,
«Птицы и животные»,
«Времена года – зима»,
«Мастерская деда Мороза»,
«Новый год»,
«Цирк»,
«Военная техника»,
«Подарки папе»,
«Времена года – весна»,
«Цветы и деревья»,
«Подарки маме»,
«Пасха»,
«Что такое натюрморт»,
«Космос»,
«День Победы»,
«Времена года – лето»,
«Насекомые»,
«Море и его обитатели, Аквариум»,
«Мы рисуем сказку»,
«Художественные промыслы- Дымка, Хохлома, Гжель, Городец, Филимоновская игрушка, Семёновская матрёшка, Каргопольская игрушка и др.»,
«Декоративно-прикладное творчество»,
«Беседы об искусстве».
Используемая литература.
В. В. Калашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности» Изд-во «Каро», С-П, 2010г.
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», ч. 1 и ч. 2. Москва-2007г.
А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва-2011г.
Л. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования». Изд-во «Каро», С-П,2010г.
Л. Г. Брозаускас «Расчудесные ладошки». Изд-во «Каро», С-П, 2010г.
Е. В. Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет» Изд-во «Каро», С-П, 2011г.
А. В. Никитина «Интегрированная совместная деятельность с детьми разных возрастов детского сада». Изд-во «Каро», С-П, 2011г.
В. В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». Изд-во «Учитель» -2007г.
А. А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников». Творческий центр «Сфера», Москва-2007г.
Литература,
рекомендуемая родителям для занятий с детьми.
Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», «Детство-Пресс», С-П, 2004г.
Н. В. Дубровская «Игры с цветом», «Краски палитры», «Детство-Пресс», С-П, 2006г.
В. А. Баймашова «Как научить рисовать цветы ягоды, насекомые», ООО изд-во «Скрипторий-2003», Москва-2007г.
Е. И. Коротеева, Т. А. Копцева, Н. В. Гросул «Программы художественного образования детей в каникулярное время», изд-во «Просвещение», Москва-2007г.
Т. Г. Казакова «Я учусь рисовать» ч. 1 и ч. 2. Изд-во «Просвещение», Москва -2007г.
Г. Г. Григорьева «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», изд-во «Просвещение», Москва- 2007г.
А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников», пед. общ. России -2007г.
Г. П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития, Ярославль-2005г.
О. М. Дьяченко «Точка, точка, два крючочка». Пед. общ. России, Москва-2007г.
О. Г. Кузнецова «Обучаем дошкольников приёмам рисования». Пед. общ. России, Москва-2007г.
Цели и задачи
программы по изобразительной деятельности
для детей 3-7 лет.
Программа «Волшебная кисточка» по изобразительной деятельности рассчитана на освоение 3-7 летних детей (вторая младшая группа, средняя, старшая и подготовительная к школе группа) начальных элементов языка искусства через восприятие произведений искусства, системное, последовательное овладение изобразительными техническими умениями и навыками, знакомство и овладение нетрадиционными техниками рисования, умение работать в коллективе самыми разнообразными изобразительными материалами.
Цели программы :
- для младших дошкольников главной целью является проявление эмоциональной отзывчивости на занятиях, освоение программы через игру, знакомство с декоративно-прикладным промыслом (Дымка, овладение простейшими нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, с использованием верёвочек, штампов и т. д., узнать, что такое коллективная работа;
- у детей среднего и старшего дошкольного возраста формировать и развивать эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности, научить и приобщить работать ребёнка в коллективе, учить создавать коллективный образ с помощью разных нетрадиционных, оригинальных техник рисования, заканчивая или начиная работу на др. занятиях: лепке, аппликации или конструировании;
- детям в подготовительной к школе группе можно и нужно предоставлять больше самостоятельности в создании новых образов, поддерживать и понимать товарищей по работе, оценивать работу друзей, вместе создавать оригинальные, колоритные образы разными средствами изображения, используя самые различные материалы.
Задачи программы :
- развитие творческих способностей ребёнка, фантазии, чувства цвета и ритма, навыки рисования, аппликации, лепки, умение объединять всё это в единые творческие композиции, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира;
- создание условий для творчества;
-вызвать интерес к творческому процессу, к созиданию, умение выражать свои мысли и чувства посредством рисунка;
-вызвать желание у детей работать с педагогом, с товарищами, создавать коллективные работы, помогать в процессе, оценивать творчество друзей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других;
-расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить и научить с приёмами работы народных мастеров, показать тесную взаимосвязь декоративно-прикладного творчества с народной музыкой;
-учить создавать рисунки с помощью оригинальных техник изображения, предвидя быстрый и эффектный результат работы;
-научить детей отличать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, использовать это понимание в собственных рисунках.
Программа включает учебно-тематическое планирование для всех возрастных групп детского сада в количестве 36 часов для каждой группы. Кому интересно, план можно выслать.