МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время»

Образовательная область : познание.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Тема: «Часы и время».

Основные цели: формировать умение определять время – полчаса (половину часа, развивать у детей чувство времени (1 минута, воспитывать у детей интерес к познанию окружающей действительности, умению применять полученные знания при подготовке к школе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при выполнении заданий.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Часы и время“» размещена в разделах

Дидактические материалы: разные часы, модели часов со стрелками (на каждого ребенка, 2 половины круга (на каждого ребенка, цветные картинки с изображением часов из двух половинок (формат А4, цветные карточки с часами (на каждого ребенка, листы бумаги (формат А4, песочные часы, конструктор «Лего», пазлы, строительный набор, мозаика, счетные палочки, набор геометрических фигур.

Оборудование: ноутбук, мольберт.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность.

На 1 этапе - введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей - знание о разных видах часов и выставка часов, и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Незнайке научится определять время. «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами часов, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) - познакомить детей с половиной часа на этом этапе не озвучивается.

На 2 этапе - актуализация знаний и умений, предлагается вспомнить, с какой цифры начинаем отсчет минутной и часовой стрелок (нужно считать от цифры 12, с целью закрепить знания детьми о целом часе. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения часа - полчаса. Здесь, на этапе подготовки к ООД, должна быть продумана рациональность выбора демонстрационного и раздаточного материала и расположение детей во время игр.

На 3 этапе - затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (Да, если минутная стрелка сделает целый круг – это будет целый час). Была четко сформулирована инструкция к «пробному» действию - "А как определить половину часа?". Затруднение с помощью воспитателя должно быть зафиксировано детьми: "Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет половину круга?". Причина затруднения (дети не знают, как определить половину часа) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию.

На 4 этапе - «Открытие» нового знания (половина, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением и назвать половину часа. А понятие "Полчаса" дается детям как определение новому способу отсчета времени. "Если минутная стрелка прошла половину круга, а часовая встала между цифрами на циферблате – это половина часа".

На следующем этапе - предлагается провести серию игр, с целью включения нового способа счета в систему знаний и умений детей. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть «детскую" цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: "мы смогли помочь Незнайке, потому что научились определять половину часа".

Ход образовательной ситуации:

I. Введение в игровую ситуацию

- Ребята, извините, пришло СМС, это от Незнайки. Незнайка скоро пойдет в школу, он хочет научится определять время, чтобы не опаздывать на уроки и просит помочь ему.

- Поможем Незнайке? (Да)

II. Актуализация знаний

- Ребята! Вы принесли разные часы, расскажите о них: как называются, какие они по форме, по принципу работы, из чего сделаны.

«Часы бывают разные. Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые, настенные глазастые,

Карманные почтенные, наручные веселые.

Приносят пользу всякие нам ходики- друзья.

Жить помогают собранно, секундами звеня»

- Молодцы! Без часов сегодня никак не обойтись, они всюду с нами. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, на вокзале, в автомобиле, в магазине.

- Ребята! А сейчас я предлагаю вам сесть за столы.

-Давайте вспомним, что есть у часов? (2 стрелки и цифры).

- Почему стрелки разной длины? (Длинная стрелка показывает минуты, её называют минутной).

- Что показывает короткая стрелка? (Короткая стрелка показывает часы, её называют часовой).

- Ребята, в каком направлении идут стрелки? (Обе стрелки идут справа налево).

«Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом

Коротышка – только раз,

Та, что больше, каждый час»

- Ребята, мы с вами умеем определять на часах ровно час. Поставьте на своих часах стрелки так, чтобы был ровно 1 час.

- Который час на ваших часах? (На моих часах ровно 1 час. Спросить каждого ребенка).

- А сейчас поставьте стрелки так, чтобы было ровно 2 часа.

- Который час на ваших часах? (На моих часах ровно 2 часа. Спросить каждого ребенка).

-Чтобы часовая стрелка показывала ровно 3 часа, сколько должна пройти минутная стрелка? (Минутная стрелка должна пройти целый круг. Спросить каждого ребенка).

-Поставьте стрелки, чтобы было ровно 3 часа.

-Который час показывают часы? (Ровно 3 часа. Спросить каждого ребенка).

III. Затруднение

- Да, если минутная стрелка сделает целый круг - это пройдет целый час.

- А как определить половину часа?

IV. Открытие нового знания

- Что нужно сделать, если вы не знаете ответа на вопрос? (Спросить у взрослых, прочитать в энциклопедии, узнать в интернете, а можно даже придумать самому, а потом проверить).

- Давайте ещё раз подумаем, сколько времени пройдёт, если минутная стрелка пройдёт половину круга? (Это будет половина часа).

- А как это можно проверить, что мы не ошиблись?

- Ребята! Посмотрите, что у вас на подносах. (Половинки круга).

-Сколько надо взять половин, чтобы составить целый круг? (2 половинки).

- Сколько надо взять половинок, чтобы составить одну половину круга? (Одну половинку).

- Возьмите одну половину круга и положите её на циферблат часов слева.

- Какая часть часов осталась незакрытой? (Половина).

- Проведите минутной стрелкой от цифры 12 по всей незакрытой части часов.

- За сколько времени пройдёт это расстояние минутная стрелка? (За полчаса).

- Куда встает за это время часовая стрелка? (Часовая стрелка встает между цифрами 3 и 4).

- В целом часе сколько половин часа? (Две половины часа).

- Значит, если минутная, стрелка прошла половину круга, а часовая встает ровно между цифрами на циферблате - это половина часа. Или коротко – полчаса. (Спросить каждого ребёнка и вместе).

- Молодцы! Мы узнали, что такое половина часа или полчаса! Ура!

Физминутка «Часики идут»

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

V. Введение нового знания в систему знаний

- Ребята! Незнайка не может собрать часы из половинок. Поможем ему? (Да)

- Играем в игру «Собери часы из половинок и назови время».

-Вам нужно по вашей половинке найти вторую половинку, составить часы и определить время.

- Ребята! Как вы смогли составить часы? (Мы составили часы из двух половинок, потому что мы знаем, что в целом часе две половины по полчаса.)

- Ребята! Подойдите к гостям и скажите, какое время на ваших часах. Не забудьте поблагодарить. (На моих часах половина второго и т. д.)

- Молодцы! Вы все справились с заданием. Смогли помочь Незнайке собрать часы из половинок и определить время. У вас всё получилось. Ура!

-Играем в игру «Разложи часы в определенном порядке и научи Незнайку играть в паре»

- У вас на столах лежат листы бумаги один на двоих и карточки с часами. Вам нужно разложить карточки в определенном порядке, договариваясь друг с другом.

- Поместите часы, которые показывают половина третьего в правый верхний угол.

- Часы, которые показывают половина девятого в центр листа.

- Часы, которые показывают половина одиннадцатого в левый нижний угол.

- Поместите часы, которые показывают половина четвертого в правый нижний угол.

- Часы, которые показывают половина восьмого в левый верхний угол.

(Дети выполняют задание).

- Расскажите, какие часы расположены на листе. Каждая пара начинает с угла, который я назову.

- Какие часы находятся в правом верхнем углу? (В п. в. у. находятся часы, которые показывают половина третьего).

- Какие часы расположены в центре листа? (в центре листа расположены часы, которые показывают половина девятого).

- Какие часы расположены в левом нижнем углу? (В л. н. у. расположены часы. которые показывают половина одиннадцатого).

- Какие часы находятся в правом нижнем углу? (В п. н. у. находятся часы, которые показывают половина четвертого).

- Какие часы находятся в левом верхнем углу? (В л. в. у. находятся часы, которые показывают половина восьмого).

- Молодцы! Вы все справились с заданием, выполняя его в паре и помогли Незнайке разложить часы в определенном порядке. Ура!

-Ребята! Давайте подскажем Незнайке, если часы остановятся, остановится ли время? (Нет)

- Почему не остановится? (Наступит утро, день, вечер, ночь.)

- А без часов вы сможете приблизительно определить время, т. е. чувствовать его? (Да)

- Давайте попробуем определить, что вы сможете сделать за одну минуту. Почувствовать минуту.

- Играем в игру «Что ты успеешь сделать, пока пересыпаются песочные часы».

- Я для вас приготовила: пазлы, лего, мозаику, строитель, кубики, счетные палочки, геометрические фигуры.

- Подумайте, что вы сможете сделать за одну минуту? (Я смогу за одну минуту построить замок из строительного набора и т. д. Спросить каждого ребенка).

- А узнать, чувствуете ли вы одну минуту, нам помогут песочные часы, настроенные на минуту.

- Выберите для себя удобное место, за столами, на ковре, где кому нравится. Начинаем по команде: «Раз, два, три-начни!»

- Часы остановились!

- Ребята, кто успел выполнить задуманное? (Ответы детей).

- Значит вы правильно чувствуете время в одну минуту.

- Кто не успел выполнить задуманное? (Ответы детей).

- С вами мы еще потренируемся.

- Молодцы! Вы все старались успеть выполнить задание за определённое время и научили Незнайку чувствовать время в одну минуту. Ура!

VI. Осмысление

- Кому мы сегодня помогли? (Незнайке)

-О чем просил нас Незнайка? (Научить определять время).

- Что нам помогло помочь Незнайке? В какие игры мы играли?

- Что мы сегодня научились определять? (Половину часа или полчаса).

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Незнайке.

- Я ему отправлю СМС.

-И всем гостям, на прощанье, осталось сказать: «До свиданья!»

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Федеральные государственные требования к структуреосновной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения:образовательная система «Школа 2000…» / Построениенепрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.

6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Лаборатория Воды, или в гостях у Капельки» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа Тема: «Лаборатория Воды или в гостях.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Мусор — друг или враг?» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Мусор-друг или враг?» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема: «Путешествие в сказку».

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Волшебная страна Чувств» Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» Возрастная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 3–4 лет «Знакомство с образованием числа 5» Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Знакомство с образованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 09:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД