МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : " Социально – коммуникативное развитие "

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема: «Советы Лесовика»

Основные цели:

Познакомить детей с правилами поведения в лесу в случае, если

заблудился.

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

Развивать умение работать в группах.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Советы Лесовика“» размещена в разделах

Воспитывать основы безопасности жизнедеятельности воспитанников, чувство осторожности, уверенности в своих силах.

Дидактические материалы: мнемотаблица «Как можно согреться в лесу», презентация «Правила поведения в лесу в чрезвычайной ситуации», музыкальное сопровождение, танцевально-игровая композиция «Когда заблудишься в лесу», конверт, костюм Лесовика, костюм Сороки, свистки о количеству детей, платочки разного цвета по 1 на каждого ребёнка (голубой, зеленый, желтый, «волшебный мешочек» с содержимым: шарф, шапка, фантик, гриб, ягоды, бутылка, баночка из под йогурта, ботинок, бант.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, ширма, декорация «Лес» (деревья, пеньки).

Краткая аннотация к работе:

«Знание действия зависит от знания причины

и заключает в себе последнее» Б. Спиноза

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Остросоциальной во всех странах мира в настоящее время является проблема детской безопасности. Ежегодно в сезон сбора ягод и грибов возникают экстремальные случаи, когда люди теряются в лесу. Нередко случаются такие ситуации и с дошкольниками. Учитывая, что стресс является первоисточником многих заболеваний, необходимо как можно раньше обучить детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на возникающие экстремальные жизненные обстоятельства. Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях и может их своевременно распознать и предупредить.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя: Дети, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку в лес. Закройте глаза (звучит музыка «Звуки леса», во время которой воспитатель переодевается в Лесовика и тихо говорит) Представьте, что мы с вами оказались в лесу. Как все вокруг красиво, свежий воздух, птицы поют, и совсем не страшно. Раз, два, три - на лесной полянке мы. Открывайте глаза.

Слайд 2 «Лес» Перед детьми стоит Лесовик :

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Я – Старик - лесовик. Приглашаю вас пройти в «сказочный лес».

Лесовик : Дети, я рад встрече с вами в моем лесу. Давайте улыбнемся и поздороваемся с лесом. Дети здороваются с лесом. Устроим привал, рассаживайтесь на полянке (дети рассаживаются на пенечках).

Ребята, вы знаете, как нужно вести себя в лесу? Расскажите, пожалуйста. (Нельзя кричать, ломать деревья, ветки, разбрасывать мусор, разорять птичьи гнезда, есть поганки).

Верно, в лесу не надо далеко отходить от взрослых, нельзя шуметь, ломать деревья, разорять гнезда, есть незнакомые ягоды, надо быть очень внимательными.

Звучит тревожная музыка, раздается громкий стрекот Сороки.

Лесовик : Дети, наверное, что – то случилось в лесу, слышите, как громко стрекочет Сорока – Белобока. А вот и она сама летит.

Влетает встревоженная сорока, в клюве держит конверт. Отдает конверт Лесовику и быстро улетает. Лесовик читает : «Помогите! Я осталась в лесу одна! Ау! Мне страшно и холодно! Что мне делать? Спасите меня! Маруся»

Марусе очень страшно, она не знает, что ей делать. Хотите помочь девочке? (Да) Сможете? (Сможем)

2. Актуализация

Дидактическая задача: актуализировать знания и умения детей правильно вести себя в лесу, в случае, если заблудился.

Слайд 3 «Маруся в лесу»

Лесовик : Дети, что случилось с Марусей? (Заблудилась, потерялась)

Почему Маруся заблудилась? (Не знает дороги, пошла одна в лес, убежала от взрослых)

Как мы можем помочь Марусе? (Вызвать спасателей, самим пойти искать ее, рассказать взрослым)

Вы все говорите правильно. Дети, скажите, что нужно делать Марусе в лесу, чтобы её быстрее нашли? (Звать на помощь, громко кричать, залезть на дерево и посмотреть дорогу, бежать домой)

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о поведении в лесу в случае, если заблудился;

- сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Лесовик : Если Маруся будет громко кричать, бегать по лесу, искать дорогу, то она скоро охрипнет и очень устанет. Я предлагаю написать Марусе письмо и научить её правилам для заблудившихся, которые способствуют быстрейшему обнаружению потерявшихся в лесу людей. Если Маруся будет выполнять эти правила, то ее быстро найдут. Сможете назвать эти правила? (Нет)

Фиксация затруднения:

Лесовик : Смогли мы помочь Марусе? (Нет)

Выявление причины затруднения:

Почему не смогли? (Мы не знаем правил для заблудившихся в лесу)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

- познакомить с правилами поведения в лесу в случае, если заблудился;

- закрепить умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает», сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.

Слайд 4 «Лес»

Лесовик : Как вы думаете, где мы можем познакомиться с правилами поведения в лесу, в случае, если заблудился? (В интернете, в книжке, спросить у того, кто знает)

Я очень давно живу в лесу и знаю правила, которые должен выполнять заблудившийся человек. Хотите я вам помогу? (Да, хотим)

Слайд 5 «Правило «Обними дерево»

Лесовик : Слушайте внимательно правило первое: «Обними дерево». Нужно выбрать дерево и остановиться около него. Важно в этой ситуации оставаться на одном месте, чтобы не зайти глубже в лес, и подумать, что же делать дальше. Запомнить это важное правило поможет моя песенка, но эта песенка не простая, волшебная, в ней волшебные не только слова, но и движения. Она живет в моем чудесном мешочке. Помогайте мне ее петь и повторяйте за мной движения.

Дети вместе с Лесовиком исполняют танцевально-игровую композицию «Обними дерево» (Приложение 1, первый куплет).

Слайд 6 «Правило «Береги тепло»

Лесовик : А теперь послушайте второе правило - необходимо согреться, потому что если долго стоять на месте, можно простудиться. Как можно согреться в лесу? (предъявляет на слайде 7 мнемотаблицу «Как можно согреться в лесу» Приложение 2). (Побегать вокруг дерева, попрыгать, застегнуть одежду, попить горячего чая, можно выйти на солнышко погреться, построить шалаш).

Я предлагаю вам согреться. Вставайте и выполняйте вместе со мной движения моей песенки из волшебного мешочка. Танцевально-игровая композиция «Береги тепло» (Приложение 1, второй куплет)

Лесовик : Присаживайтесь, пожалуйста. Чтоб скорее вас нашли взрослые (родители, спасатели, правило третье выполняйте - сигнал тревоги подавайте! Нужно в лесу «украсить» дерево, чтобы оно стало необычным, ярким и заметным

Слайд 8 Правило «Укрась дерево». Обращает внимание на слайд. Такое дерево будет видно издалека, оно привлечет внимание взрослых, которые обязательно будут вас искать. На дерево можно повесить все, что не растет на нем, но нельзя «украшать» дерево одеждой, так как можно переохладиться и простудиться. В моем «волшебном мешочке» есть разные предметы: это – фантик (достает из мешка). Можно им украсить дерево….(Да) (Дети поочередно достают из мешочка предметы, (не) размещают их на елке, аргументируя свой ответ.

Послушайте, о чем поется в моей волшебной песенке, помогайте мне. Дети с Лесовиком исполняют танцевально-игровую композицию «Укрась дерево!» (Приложение 1, третий куплет).

Вам понравилась моя песенка-игра о том, как надо вести себя в лесу, в случае, если заблудился? (Да)

Вспоминайте песенку «Когда заблудишься в лесу» и правила поведения в лесу соблюдайте! Слайд 9 «Тебя ищут»

Помни, что добрые дяди и тети

Ищут тебя, не спят на работе,

И чтобы быстрее к тебе им успеть

Не забывай в свой свисточек свистеть!

Раздает детям свистки. Дети свистят в свистки.

Выполняя правила заблудившегося, Маруся сделает так, чтобы её в лесу было видно и слышно. Её быстро найдут.

Вывод: заблудившийся человек должен выполнять три правила: оставаться на одном месте, беречь свое тепло, сигнализировать.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка

Дидактические задачи:

- учить детей вступать в диалог, поддерживать основную линию беседы, работать в команде;

- закрепить знание детей о правилах поведения в лесу, в случае, если вдруг заблудился;

- развивать творческие способности.

Лайд 10 «Лес»

Лесовик : Я приготовил для вас платочки, которые помогут  запомнить правила заблудившихся в лесу. Лесовик предлагает платочки трех цветов (голубые, зеленые, желтые).

Игра «Узелок на память». Завязывая «узелок на память», будем вместе проговаривать правила для заблудившихся. Лесовик вместе с детьми   проговаривает  каждое правило, завязывают узелки на платочке, одновременно на экране по щелчку появляются картинки с правилами.

Теперь мы с вами знаем, что нужно делать, чтобы заблудившегося в лесу человека можно было быстрее найти. Сейчас мы можем написать письмо Марусе и сообщить девочке правила для заблудившихся? (Да) Кто умеет писать? Если мы не умеем писать, что мы можем сделать? (Нарисовать).

Дети самостоятельно изображают правила для заблудившихся в лесу, у кого голубые платочки рисуют первое правило, зеленые – второе, желтые – третье.

Лесовик : Сорока – Белобока быстро доставит наше письмо Марусе.

Звучит музыка, прилетает Сорока - белобока, Лесовик передает ей письмо. Сорока улетает.

Звучит музыка «Звуки леса». Лес зовет меня – пора прощаться. Я надеюсь, что вы никогда не заблудитесь, но если вдруг с вами случится беда, правила важные соблюдайте всегда.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы по лесной тропинке возвращаетесь в группу. Вам светит ласковое солнышко, ветер нашептывает прощальную песенку, лес с вами прощается. Раз-два-три, вот и в группу мы пришли. Откройте глаза.

6. Осмысление

Дидактические задачи:

- провести рефлексию деятельности на занятии;

- создать ситуацию успеха.

Детей «встречает» воспитатель, собирает их около себя.

Воспитатель: Ребята, кому вы сегодня помогали? (Марусе, она заблудилась) Смогли помочь девочке? (Да, смогли) Как вам это удалось? Какие знания вам пригодились? (Удалось, потому что мы узнали и рассказали Марусе, как нужно вести себя в лесу в случае, если заблудился)

Влетает Сорока-белобока, отдает письмо и улетает.

Воспитатель (читает) : «Дорогие дети! Я выполнила все правила, которым вы меня научили и вот, я уже дома. Спасибо вам за помощь! Маруся».

Воспитатель: Ура! Марусю нашли!

Комментарии к сценарию:

Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на личный педагогический опыт педагога и использованием следующей литературы:

О. С. Жукова, Г. И. Трушнина, Е. Г. Федорова. Азбука «Ау!» /Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.

Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с.

Программа «Вилси» (в переводе на русский – «заблудившийся») создана Союзом гражданской обороны Швеции

В процессе образовательной ситуации уместно использование презентации «Правила поведения в лесу в чрезвычайной ситуации» обеспечивающей наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весенние приключения» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Весенние.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика»
Опубликовано: 26 марта 2019 в 20:03
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД