Папки-передвижки

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры»

образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область : речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Тема: «Маленькие волонтеры»

Основные цели: Цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.

Задачи: Развивать умение детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Маленькие волонтеры“» размещена в разделах

Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания: зачин, событие, микротема (описание, завершение.

Формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления.

Способствовать проявлению у детей гуманно-ценностного отношения к животным.

Воспитывать культуру речевого общения.

Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный: видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста объявления, фотография собаки.

Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста объявления, листы для объявлений, ручки.

Краткая аннотация к работе: Социальная ситуация развития дошкольника усложняется и дифференцируется. Современное общество требует полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Система современного российского дошкольного образования переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности ребенка.

В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода в развитии устной речи детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование позволяет овладеть ребенку основными речевыми способами деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача:

1) мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;

2) познакомить детей с организацией, занимающейся защитой животных;

3) способствовать обогащению словарного запаса детей (волонтер);

4) показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Дети, вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседа-охотника пропала собака?

- Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из общества защиты животных "Приют надежды", который находится в Вологде. Туда ее привел мужчина, который нашел собаку на станции вблизи Вологды. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с хозяином.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах для животных?

- Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или брошенные собаки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также ищут для них хозяев.

-В интернете я нашла репортаж об этой организации. (просмотр видеоролика)

-Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.

- Как вы думаете, кто такие волонтеры?

- Волонтеры-это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев.

- А вы бы хотели оказать помощь питомцам этого приюта?

- Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Приют надежды» и узнала, как мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев.

-Дети, вы хотите помочь составить объявления?

-Вы сможете это сделать?

- На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже выслали фото собак. Сейчас я позвоню секретарю и попрошу распечатать фотографии.

-Алло, здравствуйте Марина Александровна. Вас беспокоит воспитатель Ларичева Ольга Александровна. На электронную почту нашего детского сада из организации «Приют надежды» для детей нашей группы пришли фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо, будем ждать.

2. Актуализация

Дидактическая задача:

-активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.

-Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в работе волонтёра.

«Назови слова-признаки».

Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.

-Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).

-Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).

-Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).

-Окрас (рыжий, светлый, пятнистый).

-Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).

-Хвост (прямой, закрученный, длинный, короткий).

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

- Пока Марина Александровна распечатывает нам фотографии, давайте попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той фотографии, что у меня уже есть.

Я внимательно слушаю ваши варианты.

- Вы знаете я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не получилось.

-Смогли вы правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)

-Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.)

-Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления).

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1)сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений;

2)развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания;

3)формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления.

-Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу)

- У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.

1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Любе.

- Как вы думаете помогло это объявление вернуть кошку девочке Любе? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Любы.)

2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 3-11-15.

- Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)

3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 31-86-35.

- Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему? (Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)

Вывод: существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план-схему составления текста объявления) :

1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление) – значок «молния»;

2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) - «восклицательный» знак;

3) описание собаки - знак «силуэт собаки»;

4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

1)упражнять в умении детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру;

2)упражнять в печатании цифр в клеточках;

3)упражнять детей в умении правильно обратиться к взрослому с просьбой.

-Пока мы с вами играли и читали объявления, я вижу, Марина Александровна принесла нам фотографии.

Предлагаю детям выбрать фотографию.

- Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из «Приюта надежды» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В его нижней части выделено место для записи телефона (показываю, но телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше объявление будет готово, этот номер необходимо по образцу напечатать в пустых клетках ещё несколько раз.

-Ребята, у нас есть небольшая проблема я не смогу записать все тексты объявлений. Это займёт много времени и мы можем опоздать на прогулку.

- Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления?

Обращаю внимание на гостей. Предлагаю детям подойти к взрослым и попросить у них помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен в работе волонтёра, особенно при обращении за помощью к взрослому (поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами (прошу вас, если вам не трудно, поблагодарите за помощь.)

Индивидуальное составление текста объявления по смоделированному плану.

-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)

- Сегодня вечером мы с вами прочитаем все остальные объявления и отправим в приют, а сотрудники распространят их по разным городам и поселкам.

6. Осмысление

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

-В роли кого мы сегодня были?

-Что мы делали как волонтеры?

-Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо, умеем печатать цифры).

-Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.

Комментарии к сценарию.

Данное мероприятие разрабатывалось как открытое, в рамках работы МО по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса в программе «Мир открытий». Это повлияло на разработку сценария образовательной ситуации, в частности на привлечение «гостей мероприятия» к записи детских объявлений (п. 5 Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка)

Основная цель данного мероприятия обозначена исходя из целевых ориентиров дошкольного образования, которые представлены в ФГОС дошкольного образования. Постановка задач предполагала учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;

-принцип деятельности реализован путем получения детьми информации о структуре текста объявления через самостоятельное открытие при помощи анализа представленных объявлений и определении наиболее удачного варианта;

-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок составлял текст объявления в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом, формированием предпосылок универсальных учебных действий;

-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о собаке.

В основу организации образовательной ситуации положена технология деятельностного метода. В ходе ее были созданы условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, т. е. была обозначена «детская цель» - помочь составить текст объявления. В рамках выбранного сюжета была создана проблемная ситуация : составить правильно текст объявления. В результате у детей возникло затруднение, которое они зафиксировали в речи: «Не смогли составить правильно текст объявления». С детьми обсуждались разные варианты разрешения проблемы и были созданы условия для практического освоения одного из них: придумать самим, а потом проверить себя по образцу. (зачитывались разные варианты текстов объявлений, выбор наиболее удачного, моделирование плана-схемы составления объявления). Включение нового знания в систему знаний ребенка было логичным (составление индивидуальных текстов объявлений). Дети с успехом применили новое знание при выполнении задания. В результате чего имела место ситуация успеха для каждого ребенка.

Использованная литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М. : Сфера, 2011.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время» Образовательная область: познание. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема: «Часы и время». Основные цели: формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Мусор — друг или враг?» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Мусор-друг или враг?» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Пугало и его друзья» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет) Тема: «Пугало и его друзья» Основные.

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Волшебная страна Чувств» Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» Возрастная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры»
Опубликовано: 23 июня 2019 в 12:36
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД