Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»

Образовательная область : Познание

Возрастная группа: вторая младшая, 3-4 года

Тема: «Квадрат».

Основные цели:

1. формировать представление о квадрате;

2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Квадрат“» размещена в разделах

3. закреплять умение детей различать «один» и «много», умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).

Дидактические материалы:

Демонстрационный: коробка – посылка, Портрет собачки Бобика, шарики по количеству детей, круг, квадрат, круги, квадраты по количеству детей.

Оборудование: мольберт, доска, магниты для фиксации наглядного материала, магнитофон.

Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о квадрате. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя, показывает детям посылку, в которой лежат пластмассовые шарики разных размеров и цветов, плоский круг и «портрет» собачки Бобика.

- Ребята, почтальон принес посылку, давайте посмотрим, что же нам прислали.

Воспитатель достает «портрет» собачки Бобика. Еще в посылке лежат шарики, их ребятам прислал Бобик.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков прислал Бобик?» (много)

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одному шарику.

- Сколько шариков вы взяли? (один) Дети кладут шарики в корзинку.

Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид собачки на портрете.

- Ребята, это пес Бобик. Посмотрите, какие у него грустные глаза.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воспитатель читает письмо от Бобика.

«Я хотел построить себе домик из шариков, но у меня ничего не получилось, мне очень плохо без домика».

- Ребята, а вы хотите помочь Бобику? (Да).

- Сможете?

2. Актуализация

Часть 1.

Дидактические задачи: актуализировать умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).

Воспитатель выкладывает круг на фланелеграф.

- Какая это фигура (круг, какого он цвета?

- Можно ли из этой фигуры построить домик для Бобика? (ответы детей)

- Будет ли он стоять? (нет) Почему? (катится, нет углов).

Часть 2.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Воспитатель предлагает отдохнуть и нарисовать в воздухе круги разного размера сначала пальцем одной и другой руки, затем ладошками, потом руками.

Игровое упражнение «Нарисуй круги»

3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи:

1) актуализировать умение выделять квадратную форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представления о квадрате;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

-Как же мы можем помочь Бобику и построить ему дом? Из круга не получится дом, может быть из другой фигуры, которая не будет катиться?

Воспитатель показывает детям квадрат.

- А эта фигура подойдет? Почему? (Ответы детей).

- Тогда напишем Бобику письмо и сообщим ему, что домик можно построить из ….

- Ребята, а как называется эта фигура?

Дети не знают название квадрата. Возникает затруднение.

– Смогли мы помочь Бобику?

– Смогли мы написать в письме Бобику, из какой фигуры нужно строить будку?

– Почему мы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как называется фигура.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1) формировать представление о квадрате;

2) познакомить с названием фигуры «квадрат»;

3) закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.

Дети садятся за столы, после чего педагог рассказывает, что предметы, похожие на домик, платочек похожи на геометрическую фигуру «квадрат» и называются квадратными.

Дети знакомятся с квадратом.

- Возьмите на тарелочке фигуру квадратной формы.

– Обведите ее пальчиком со всех сторон. (Дети обводят)

- Покажите все уголки.

- Сколько уголков? (Много).

- Как называется эта фигура? (Квадрат)

Воспитатель предлагает построить домик для Бобика (дети кладут квадрат на стол).

- А как сделать вход в домик? (ответы детей)

Дети кладут круг на квадрат.

Воспитатель предлагает сфотографировать домик и отправить «фотографию» для Бобика вместе с письмом.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Часть 1.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Па ковре лежат круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. После того, как мелодия закончится, дети должны найти свои домики. Когда дети встанут, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Часть 2.

Дидактические задачи: закрепить полученные новые знания.

6. Осмысление

Дидактические задачи: зафиксировать достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Дети собираются около воспитателя.

– Чему вы сегодня узнали на занятии?

- Кому помогли?

-Что мы для этого делали? (Отправили Бобику фотографию будки)

Молодцы! Вы смогли помочь Бобику, потому что узнали, какой формы стены домика

7. Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

2. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Издательство 4-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. Издательство «Ювента», 2010.

3. Помораева И. А., Позина В. А. Формироание элементарных математических представлений: Младшая группа. – М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группеРазвивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группе Задачи: дать детям элементарные знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. Формировать.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 09:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД