Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание
Возрастная группа: вторая младшая, 3-4 года
Тема: «Квадрат».
Основные цели:
1. формировать представление о квадрате;
2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Квадрат“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
3. закреплять умение детей различать «один» и «много», умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).
Дидактические материалы:
Демонстрационный: коробка – посылка, Портрет собачки Бобика, шарики по количеству детей, круг, квадрат, круги, квадраты по количеству детей.
Оборудование: мольберт, доска, магниты для фиксации наглядного материала, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о квадрате. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя, показывает детям посылку, в которой лежат пластмассовые шарики разных размеров и цветов, плоский круг и «портрет» собачки Бобика.
- Ребята, почтальон принес посылку, давайте посмотрим, что же нам прислали.
Воспитатель достает «портрет» собачки Бобика. Еще в посылке лежат шарики, их ребятам прислал Бобик.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков прислал Бобик?» (много)
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одному шарику.
- Сколько шариков вы взяли? (один) Дети кладут шарики в корзинку.
Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид собачки на портрете.
- Ребята, это пес Бобик. Посмотрите, какие у него грустные глаза.
- Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель читает письмо от Бобика.
«Я хотел построить себе домик из шариков, но у меня ничего не получилось, мне очень плохо без домика».
- Ребята, а вы хотите помочь Бобику? (Да).
- Сможете?
2. Актуализация
Часть 1.
Дидактические задачи: актуализировать умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).
Воспитатель выкладывает круг на фланелеграф.
- Какая это фигура (круг, какого он цвета?
- Можно ли из этой фигуры построить домик для Бобика? (ответы детей)
- Будет ли он стоять? (нет) Почему? (катится, нет углов).
Часть 2.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Воспитатель предлагает отдохнуть и нарисовать в воздухе круги разного размера сначала пальцем одной и другой руки, затем ладошками, потом руками.
Игровое упражнение «Нарисуй круги»
3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи:
1) актуализировать умение выделять квадратную форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представления о квадрате;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
-Как же мы можем помочь Бобику и построить ему дом? Из круга не получится дом, может быть из другой фигуры, которая не будет катиться?
Воспитатель показывает детям квадрат.
- А эта фигура подойдет? Почему? (Ответы детей).
- Тогда напишем Бобику письмо и сообщим ему, что домик можно построить из ….
- Ребята, а как называется эта фигура?
Дети не знают название квадрата. Возникает затруднение.
– Смогли мы помочь Бобику?
– Смогли мы написать в письме Бобику, из какой фигуры нужно строить будку?
– Почему мы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как называется фигура.)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать представление о квадрате;
2) познакомить с названием фигуры «квадрат»;
3) закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.
Дети садятся за столы, после чего педагог рассказывает, что предметы, похожие на домик, платочек похожи на геометрическую фигуру «квадрат» и называются квадратными.
Дети знакомятся с квадратом.
- Возьмите на тарелочке фигуру квадратной формы.
– Обведите ее пальчиком со всех сторон. (Дети обводят)
- Покажите все уголки.
- Сколько уголков? (Много).
- Как называется эта фигура? (Квадрат)
Воспитатель предлагает построить домик для Бобика (дети кладут квадрат на стол).
- А как сделать вход в домик? (ответы детей)
Дети кладут круг на квадрат.
Воспитатель предлагает сфотографировать домик и отправить «фотографию» для Бобика вместе с письмом.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Часть 1.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Па ковре лежат круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. После того, как мелодия закончится, дети должны найти свои домики. Когда дети встанут, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Часть 2.
Дидактические задачи: закрепить полученные новые знания.
6. Осмысление
Дидактические задачи: зафиксировать достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем условий, которые позволили достигнуть этой цели.
Дети собираются около воспитателя.
– Чему вы сегодня узнали на занятии?
- Кому помогли?
-Что мы для этого делали? (Отправили Бобику фотографию будки)
Молодцы! Вы смогли помочь Бобику, потому что узнали, какой формы стены домика
7. Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
2. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Издательство 4-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. Издательство «Ювента», 2010.
3. Помораева И. А., Позина В. А. Формироание элементарных математических представлений: Младшая группа. – М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.