Лучший педагог года

Образовательная ситуация с дошкольниками «Окрашивание воды»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Окрашивание воды»

Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Тема: "Окрашивание воды".

Основные цели:

1. Закрепление представлений о свойствах воды (не имеет цвета, запаха, текучесть, способах ее окрашивания по средствам экспериментально-опытнической деятельности.

2. Расширение представлений детей о значении воды для всего живого.

3. Формирование представлений об истории возникновения красок.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Окрашивание воды“» размещена в разделах

4. Развитие личностных качеств: стремления не сдаваться, не бояться трудностей, умения видеть свои ошибки и признавать : «я чего-то пока не знаю».

5. Развитие интереса к исследовательской деятельности.

6. Воспитывать желание оказывать помощь ближнему.

Дидактические материалы: иллюстрации с изображением наскальных рисунков,

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с теплой и холодной водой, краски, кисточки, баночки с изображением грустного и веселого лица.

Краткая аннотация к работе: в данной работе представлена образовательная ситуация по ознакомлению с окружающим миром для детей 5 – 6 лет. Образовательная ситуация разработана на основе системы дидактических принципов деятельностного метода. Материал может быть полезен воспитателям при ознакомлении со свойствами воды по средствам экспериментально-опытнической деятельности. При этом дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:

создать психологически комфортную атмосферу;

мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и хочу поделиться с вами хорошим настроением.

-Скажите, пожалуйста, а вы верите в чудеса? (да)

И я тоже верю. Послушайте, что со мною сегодня случилось.

Утром, когда я завтракала, вдруг услышала тоненький голосок, который был чем – то недоволен. Я прислушалась и поняла, что голосок принадлежит воде в графине.

Вода говорила: «Посмотри какое все вокруг яркое. Апельсиновый сок – оранжевый, томатный сок –красный, а я просто прозрачная и все…А я так хочу стать разноцветной, яркой и радовать всех своими красками».

-Мне очень захотелось ей помочь, и я захватила ее с собой на нашу встречу.

(воспитатель показывает баночку с водой. На ней изображено грустное лицо).

-А вы хотите помочь воде? (да)

-Как вы думаете, у нас получится? Мы сможем ей помочь? (да)

-Почему? (потому что мы умные, дружные, смелые).

- Зачем нам это надо? Может мы лучше пойдем гулять? (нет, мы хотим помочь воде, нам нравится совершать хорошие поступки).

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать представления детей о воде, ее свойствах.

-Давайте попробуем ее развеселить, чтобы и у нее стало хорошее настроение.

-Как это можно сделать? (спеть, станцевать, похвалить ее).

-Расскажите, пожалуйста, воде, как она нужна всем, для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, стирать белье, мыть посуду, поливать растения и т. д.)

-Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? (она не имеет запаха, цвета, вкуса).

-Верно. Вода не имеет цвета. Значит она какая? (Она прозрачная).

-Как сделать, чтобы она была цветная, яркая? (можем покрасить ее).

-Чем мы можем покрасить ее? (краской)

-А вы знаете, из чего делали краски раньше, в древности? (варианты детей)

-Подойдите сюда, на коврик присядьте.

(Дети садятся на коврик. Воспитатель показывает картинки).

«С древних времен люди украшали себя и свое жилище. Они считали, что украшения – это знаки, которые помогают людям понять друг друга, а также защитить себя от злых духов. Человек стал украшать свой дом, вещи и орудия труда, которые он сам создал.

Древний охотник прекрасно рисовал зверей. Самой первой краской была глина. Она бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…

И человек использовал вместо красок простую растертую глину или уголь, а вместо бумаги – стены пещер.

А уже позже стали делать разноцветную краску: желтую краску вырабатывали из коры деревьев, коричневую из отвара луковой шелухи, красную из некоторых ягод».

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

Создание затруднения в индивидуальной деятельности.

Фиксация детьми затруднения

Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

-Нам с вами повезло. Нам не придется изготавливать краски и мы можем приступить к окрашиванию воды прямо сейчас.

(дети присаживаются за столы. На столах стоят прозрачные стаканчики с холодной водой и немного красок, кисточки).

-Давайте попробуем окрасить воду. Что нужно для этого сделать? (добавить краски в воду).

-Набирайте краску на кисточку и добавляйте ее в воду и размешивайте.

(дети набирают краску на кисточку и добавляют в воду, но так как краски мало, а вода холодная, то вода лишь слегка окрашивается, краска плохо растворяется).

- Ребята, получилось у нас сделать воду яркой, разноцветной? (нет, вода лишь слегка окрасилась).

- Смогли мы помочь воде? (нет)

-Не стоит бояться неудач. Давайте лучше подумаем, почему у нас не получилось окрасить воду в яркий насыщенный цвет? (мало краски на кисточке).

4. «Открытие» нового знания.

Дидактические задачи:

Возникновение интереса к разрешению проблемной ситуации

Выбор метода решения, выдвижение и обоснование гипотез.

Новый способ действий фиксируется в речи.

- Вы думаете, что если краски будет много, то вода окраситься в яркий насыщенный цвет? (да).

- Хорошее предположение. Сейчас его проверим. Есть еще мнения?

(дети затрудняются ответить)

- Где мы можем узнать, как эффективно окрасить воду? (посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослого человека, почитать в интенете).

-Давайте откроем энциклопедию о воде и прочитаем, что там написано об окрашивании воды.

(Воспитатель читает. «Для того, чтобы окрасить воду в яркий насыщенный цвет, нужно взять большее количество красителя. В теплой воде красители растворяются лучше, чем в холодной.»)

-Как сделать воду яркой, разноцветной? (нужно взять теплую воду и много краски).

-Что нового вы узнали об окрашивании воды из энциклопедии? (надо ее подогреть).

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

Выполнение задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.

-Ну что ж, ребята, давайте проверим нашу догадку.

(Воспитатель выдает детям стаканчики с теплой водой и большее количество краски. Дети проводят эксперимент).

Опыт с окрашиванием воды.

Цель: формировать представление о наиболее эффективных способах окрашивания воды.

-Ребята, сравните, хорошо ли растворилась краска в стаканчике с теплой водой? (да)

-А в стаканчике с холодной водой? (плохо).

- В каком стаканчике вода окрасилась лучше, там, где было мало краски или много? (там, где было много краски) .

-Верно. Теплая вода окрашивается лучше, чем холодная. Чтобы получить яркий, насыщенный цвет, нужно взять много красителя.

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

Фиксирование детьми достижения «детской «цели.

Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

-Ребята, посмотрите, какая разноцветная вода у вас получилась. Мы смогли помочь воде и исполнить ее мечту? (да, мы окрасили ее в разные цвета, как она мечтала)

-Почему у нас получилось окрасить воду (мы взяли теплую воду и много краски).

-Вы рады, что смогли помочь воде? (да)

-Ребята, вы большие молодцы. Не сдавались перед трудностями и добивались своей цели.

-Посмотрите, какая она довольная и счастливая.

(воспитатель показывает баночку с улыбкой).

Теперь благодаря вам мечта воды осуществилась и она больше никогда не будет грустить.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Необычные ёжики» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4 года) Тема: «Необычные ёжики» Основные цели: -сформировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Осенние листья» Образовательная область: Художественно-эстетическая Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: Осенние листья Основные цели: Учить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Окрашивание воды»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 16:06
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД